ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А55-10197/2008
11 ноября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего: Калугиной М. П.,
судей: Хабибуллина Л.Ф., Махмутовой Г.Н.
при участии:
от Администрации муниципального района Пестравский Самарской области - не явился, извещен
от Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области – не явился, извещен
от Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов – не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, с. Пестравка Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 (судья: Стенина А. В.) по делу №А55-10197/2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 (председательствующий: Захарова Е. И., Филиппова Е. Г., Юдкин А. А.) по тому же делу
по заявлению Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, с. Пестравка Самарской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов, с. Пестравка Самарской области о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2008 № 108
Установил:
Администрация муниципального района Пестравский Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов (далее - ответчик, административный орган) от 03 июля 2008 г. № 108 о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАПРФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и заявленные требования удовлетворить.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения № 136 от 22.05.2008 проведена внеплановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Высокинская основная общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области, расположенном по адресу: <...>.
По результатам проверки составлены акт от 2.06.2008 №136, протокол от 17.06.2008 № 108 об административном правонарушении, и вынесено постановление от 3.07.2008 №108 о привлечении к административной ответственности администрации муниципального района Пестравский Самарской области по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Считая, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным постановления №108 от 17.06.2008 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе инстанции обоснованно исходили из следующего.
Проверкой административного органа установлено отсутствие в Высокинской основной общеобразовательной школе Пестравского района Самарской области автоматической пожарной сигнализации (основание ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-99 п.9 табл.1) автоматической системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 104-03 п.5.1), что явилось основанием привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.
В силу п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет доказано, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, обязанность по соблюдению которых установлена нормативными актами.
Согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Администрация, не оспаривая факта отсутствия автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в проверяемом объекте полагает, что субъектом ответственности является образовательная школа.
Оценивая все обстоятельства по делу судом установлено, следующее.
Согласно Устава МОУ Высокинская СОШ следует, что учредителями школы являются министерство образования и науки Самарской области в лице Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и администрация муниципального района Пестравский Самарской области. Согласно п.5.3 Устава школы, администрация Пестравского района Самарской области осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых школой и осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление школы муниципального имущества контролирует его использование, осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату оказываемых учреждениям коммунальных услуг, приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования.
Таким образом, в силу ст. 37, 38 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «О пожарной безопасности» (принят ГД РФ 18.11.1994) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01.01.2008) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. В соответствии с нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС РФ от 20.06.2003 №323 (НБП. 104-03) и ст. 1 вышеуказанного закона «О пожарной безопасности», школы должны быть оборудованы первичными мерами пожарной безопасности - автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28.02.2008) «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Являясь собственником имущества, переданного в оперативное управление, заявитель не принял всех зависящих от него мер по недопущению и устранению выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, Администрация Муниципального района Пестравский Самарской области правомерно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 по делу №А55-10197/2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Калугина М. П.
Судьи: Хабибуллин Л. Ф.
Махмутова Г. Н.