ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-10781/17 от 30.05.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-33867/2018

г. Казань                                                 Дело № А55-10781/2017

06 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен  06 июня 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,

судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашиной Ж.А.,

при участии представителя:

истца  – ФИО1 (доверенность от 26.12.2018),

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Свердловской области представителя:

ответчика – ФИО2 (доверенность от 03.12.2018),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  администрации муниципального района Ставропольский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2018 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)

по делу № А55-10781/2017

по исковому заявлению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (ОГРН <***>) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>), при участии третьих лиц: администрации городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти (ОГРН <***>), Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Самарской области»,  Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального района Ставропольский Самарской области (далее – Администрация Самарской области, истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации городского округа Тольятти о признании права собственности муниципального района Ставропольский Самарской области на сборно-призывной пункт, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Чапаева, д. 160, площадью 1213,5 кв. м, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 63:09:0301174:1065.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее‑АПК РФ), привлечены Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Самарской области», Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерство обороны Российской Федерации, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, суд признал право собственности муниципального района Ставропольский Самарской области на сборно‑призывной пункт, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Чапаева, д. 160, площадью 1213,5 кв. м, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 63:09:0301174:1065.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении дела в порядке статьи 47 АПК РФ по ходатайству истца суд произвёл замену ответчика - Администрации городского округа Тольятти на Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.

Администрация Самарской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ответчика, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 17.04.1986 № 167 исполнительному комитету Ставропольского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области был предоставлен в постоянное пользование земельный участок для проектирования и строительства здания сборно‑призывного пункта Ставропольского Райвоенкомата по адресу: <...> площадью 0,2 га и выдан государственный акт на право пользование землей A-I № 371323, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право пользование землей за № 826.

25 марта 1988 года Ставропольским райисполкомом был заключен договор субподряда № 23 на капитальное строительство сборно-призывного пункта Ставропольского Райвоенкомата.

Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля г. Тольятти 14.12.1990 было выдано разрешение № 1 на производство строительно-монтажных работ по сборно-призывному пункту Ставропольского Райвоенкомата.

По окончании строительства нежилое здание было введено в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 13.01.1992 № 6.

Во исполнение постановления администрации Ставропольского района Самарской области от 10.03.1992 № 74 нежилое здание было принято на баланс Ставропольской администрации Самарской области общей сметной стоимостью 437,6 тыс. руб. Указанным постановлением здание сборно-призывного пункта передано в бессрочное пользование Ставропольскому военному комиссариату.

Нежилое здание по договору о передаче муниципального имущества Ставропольского района Самарской области в оперативное управление от 25.01.1994 было передано в оперативное управление Ставропольскому военному комиссариату Самарской области.

В последующем Военный комиссариат Ставропольского района Самарской области прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Федеральному казенному учреждению «Военный Комиссариат Самарской области».

На основании постановления главы администрации Ставропольского района от 10.01.1995 № 1/1 «О включении в состав муниципальной собственности Ставропольского района объектов недвижимости» нежилое здание включено в состав и внесено в реестр муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 21.04.2017 № 63/01/01/2017-57160 нежилое здание поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:09:0301174:1065, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Сведения о земельном участке под указанным нежилым зданием в ЕГРН отсутствуют (уведомление Управления Росреестра от 21.04.2017 № 63/01/01/2017-57165).

Объект недвижимого имущества ‑ нежилое здание площадью 1213,5 кв. м, кадастровый номер 63:09:0301174:1065, расположенный по адресу: <...>, в реестрах имущества Самарской области и федерального имущества не числится.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области от 30.05.2017 № 2217, здание сборно-призывного пункта, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Чапаева, д. 160, площадью 1213,5 кв. м, включено в реестр муниципальной собственности района Ставропольский Самарской области.

В декабре 2016 года муниципальное образование муниципальный район Ставропольский Самарской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного нежилого здания.

Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию права (уведомление от 17.01.2017 № 63/009/503/20167288) по причине: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

В связи с невозможностью предоставить для государственной регистрации права на нежилое здание оригинал акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 13.01.1992 № 6, так как он был утерян, государственная регистрация была прекращена.

Указывая, что документы для регистрации права собственности на нежилое здание у истца отсутствуют, и получить их истец не имеет возможности, последний обратился в суд с настоящим иском.

В частях 2 и 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно части 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, при этом условием удовлетворения иска о признании права собственности на объект, права на который зарегистрированы за другим лицом, является доказанность владения спорным имуществом на момент предъявления иска.

Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Из Приложения № 1 следует, что к таким объектам относится имущество Вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из Республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Из разъяснений Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 18.03.1994 № АЧ-4/2096, данных в связи с вопросами по утверждению органами местного самоуправления перечней объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265, следует, что в перечни объектов (имущества) муниципальной собственности для их утверждения органами местного самоуправления должны включаться только объекты, перечисленные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, предназначенные для нужд городов и районов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу Положения «О военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации.

При этом аналогичные требования содержались и в ранее действовавшем Положении о военных комиссариатах, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 № 979.

В соответствии с пунктами 1 и 2 указанного Положения военные комиссариаты создаются Министерством обороны Российской Федерации и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также в районах и городах (без районного деления). Военные комиссариаты входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что обеспечение военных комиссариатов вооружением, техникой и боеприпасами, военно-техническим имуществом, горючими и смазочными материалами, другими видами довольствия осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через военные округа.

Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации (пункт 23 Положения о военных комиссариатах).

В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Судами установлено, что финансирование строительства сборно-призывного пункта Ставропольского Райвоенкомата осуществлялось за счет средств государственных капитальных вложений, единственной целью строительства объекта и предоставление под его строительство земельного участка являлось возведение сборно-призывного пункта, необходимого для обеспечения мобилизационной подготовки граждан и мобилизации граждан в военное время, спорный объект с момента ввода здания в эксплуатацию использовался в деятельности военного комиссариата, в связи с чем названный объект относится к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и является в силу закона федеральной собственностью. Решений о передаче данного нежилого здания в собственность муниципального образования муниципальный район Ставропольский Самарской области уполномоченным органом не принималось.

Более того, суды правомерно указали, что поскольку военный комиссариат осуществляет общегосударственную деятельность, обеспечивающую призыв граждан в Вооруженные Силы Российской Федерации, и его деятельность не связана с обеспечением коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционированием местного хозяйства, здание, используемое в деятельности военного комиссариата, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании положений Закона от 21.11.1990 № 343-1 и к спорным правоотношениям применимы положения Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 по вопросу разграничения государственной собственности Российской Федерации.

Таким образом, нахождение здания, используемого в деятельности военного комиссариата, в реестре муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области не являлось основанием для включения данного объекта в состав муниципальной собственности.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из фактического назначения объекта и его целевого использования, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. При этом, отказывая в удовлетворении требования, суды правомерно исходили из того, что спорный объект из владения ответчика не выбывал, его целевое назначение не изменялось. Истец не представил доказательства фактического, опосредованного владения спорным объектом недвижимого имущества.

Приводимые в кассационной жалобе доводы в подтверждение выбытия спорного имущества из владения ответчика о том, что спорное здание используется только в период проведения призывных компаний в деятельности призывной комиссии, не относящейся к структурным подразделениям Министерства обороны Российской Федерации, в остальное время здание ответчиком не эксплуатируется, пустует, судебной коллегией отклоняются.

Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ), в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу (статьи 26, 28, 29).

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 26 Закона № 53-ФЗ организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона № 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Таким образом, призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являющиеся юридическими лицами, за счет средств федерального бюджета.

Наличие объективной необходимости в использовании спорного здания при реализации ответчиком полномочий в области обороны и безопасности страны установлено судами и подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.

Содействие администрации в осуществлении призывного процесса само по себе не свидетельствует об использовании спорного здания исключительно для нужд муниципального образования и не влечет признание права муниципальной собственности на спорное здание.

Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 АПК РФ, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 № 274‑О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в ней доводам.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Самарской области освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу № А55-10781/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        А.Ф. Фатхутдинова

Судьи                                                                               В.А. Петрушкин

                                                                                          Ф.В. Хайруллина