ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-10781/2017 от 15.02.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: info@11aas.arbitr.ru, www.11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

20 февраля 2018 года

гор. Самара

                      Дело № А55-10781/2017

Резолютивная часть постановления оглашена 15 февраля 2018 года

В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2018 года в зале № 6 апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2017 года, принятое по делу № А55-10781/2017 (судья Богданова Р.М.)

по иску Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (ОГРН <***>)

к Администрации городского округа Тольятти (ОГРН <***>),

с участием третьих лиц:

- Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Самарской области»,

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,

- ТУ Росимущества в Самарской области,

- Министерства обороны Российской Федерации,

- Министерства имущественных отношений Самарской области,

о признании права собственности,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности № 7908 от 11.09.2017;

от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности № 10643/1 от 29.12.2017;

от третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» - ФИО3 представитель по доверенности № 61 от 12.12.2017;

от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица ТУ Росимущества в Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации - ФИО4 представитель по доверенности № 212/1/250 от 19.12.2016;

от третьего лица Министерства имущественных отношений Самарской области – не явились, извещены надлежащим образом,

Установил:

Истец - Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Администрации городского округа Тольятти о признании права собственности Муниципального района Ставропольский Самарской области на сборно-призывной пункт, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Тольятти, Центральный район, ул. Чапаева, д. 160, площадью 1 213,5 кв.м, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 63:09:0301174:1065.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Самарской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2017 года суд признал право собственности Муниципального района Ставропольский Самарской области на сборно-призывной пункт, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Тольятти, Центральный район, ул. Чапаева, д. 160, площадью 1 213,5 кв.м, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 63:09:0301174:1065.

Заявитель – Администрация городского округа Тольятти, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2017 года апелляционная жалоба оставлена без движения, заявителю предложено в срок до 17 января 2018 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 15 февраля 2018 года на 11 час. 10 мин.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» оставил решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве, оставил решение на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области № 167 от 17 апреля 1986 года исполнительному комитету Ставропольского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области был предоставлен в постоянное пользование земельный участок для проектирования и строительства здания сборно-призывного пункта Ставропольского Райвоенкомата по адресу: <...> площадью 0,2 га и выдан государственный акт на право пользование землей A-I № 371323, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право пользование землей за № 826.

25 марта 1988 года Ставропольский райисполком был заключен договор субподряда № 23 на капитальное строительство сборно-призывного пункта Ставропольского Райвоенкомата.

Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля гор. Тольятти 14 декабря 1990 года было выдано разрешение № 1 на производство строительно-монтажных работ по сборно-призывному пункту Ставропольского Райвоенкомата.

В соответствии с постановлением Совмина СССР от 23 января 1981 года № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» объекты, законченные строительством, предъявляются к приемке государственным приемочным комиссиям, в состав которых включаются: представители органов государственного архитектурно-строительного контроля, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, органов по охране окружающей среды. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта Государственной приемочной комиссией.

По окончании строительства нежилое здание было введено в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 13 января 1992 года № 6.

На основании постановления Администрации Ставропольского района Самарской области № 74 от 10 марта 1992 года нежилое здание было принято на баланс Ставропольской администрации Самарской области общей сметной стоимостью 437,6 тыс.руб.

Нежилое здание по договору о передаче муниципального имущества Ставропольского района Самарской области в оперативное управление от 25 января 1994 года было передано в оперативное управление Ставропольскому военному комиссариату Самарской области.

В настоящее время Военный комиссариат Ставропольского района Самарской области прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Федеральному казенному учреждению «Военный Комиссариат Самарской области».

На основании постановления Главы администрации Ставропольского района № 1/1 от 10 января 1995 года «О включении в состав муниципальной собственности Ставропольского района объектов недвижимости» нежилое здание включено в состав и внесено в реестр муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области.

Согласно уведомления МП «Инвентаризатор» гор. Тольятти от 27 января 2006 года № 7491 нежилое здание зарегистрировано в Адресном реестре по адресу: го. Тольятти, Центральный район, улица Чапаева, дом № 160.

В отношении нежилого здания осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 63:09:0301174:1065 и получен кадастровый паспорт здания от 12 декабря 2016 года № 63-00-102/16-1029595.

В декабре 2016 года Муниципальное образование муниципальный район Ставропольский Самарской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного нежилого здания. Однако Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрации права (уведомление от 17 января 2017 года № 63/009/503/20167288) по причине: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или I государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с постановлением Совмина СССР от 23 января 1981 года № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» объекты, законченные строительством, предъявляются к приемке государственным приемочным комиссиям, в состав которых включаются: представители органов государственного архитектурно-строительного контроля, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, органов по охране окружающей среды.

В связи с невозможностью предоставить для государственной регистрации права на нежилое здание оригинал акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 13 января 1992 года № 6, так как он был утерян, государственная регистрация была прекращена.

Поскольку документы для регистрации права собственности на нежилое здание у истца отсутствуют, и получить их истец не имеет возможности, последний обратился в суд с настоящим иском.

Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что признание права собственности Муниципального района Ставропольский Самарской области не нарушает прав и законных интересов других лиц, позволит реализовать право собственности истца по владению, пользованию и распоряжению объектами недвижимости.

Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, не применив Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года № 3020-1. При этом указывает, что, по его мнению, право собственности на спорный объект возникло у Российской Федерации в силу прямого указания закона с 27 декабря 1991 года и в установленном законом порядке из федеральной собственности не выбывало.

Данные доводы ответчик в суде первой инстанции не заявлял.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированных отзывов, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

В частях 2 и 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно части 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами.

В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Как установлено судом, строительство нежилого здания проводилось за счет средств истца на земельном участке, предоставленном в установленном порядке для строительства, с получением разрешения на строительство и иных необходимых документов, с соблюдением строительных норм и правил, объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждает акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 13 января 1992 года № 6.

Согласно выписки из ЕГРН от 21 апреля 2017 года № 63/01/01/2017-57160 нежилое здание поставлено на кадастровый учет 19 декабря 2008 года, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Согласно уведомления управления Росреестра от 21 апреля 2017 года № 63/01/01/2017-57165 сведения о земельном участке, под указанным нежилым зданием, в ЕГРН отсутствуют.

Объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 1 213,5 кв.м, КН 63:09:0301174:1065, расположенный по адресу: <...>, в реестре федерального имущества не числится.

Согласно письму Министерства имущественных отношений от 28 апреля 2017 года № 12/3362 нежилое здание и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, в реестре имущества Самарской области не числятся.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области от 30 мая 2017 года № 2217 здание сборно-призывного пункта, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Тольятти, Центральный район, ул. Чапаева, д. 160, площадью 1 213,5 кв.м включено в реестр муниципальной собственности района Ставропольский Самарской области.

Правопритязания со стороны третьих лиц на спорное имущество отсутствуют.

Ответчик возражений против признания права собственности на заявленный объект в суде первой инстанции не заявлял.

Доводы жалобы о нарушении норм материального права, заявленные в апелляционной жалобе, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на момент принятия Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года № 3020-1 спорный объект не существовал, так как введен в эксплуатацию 13 января 1992 года и не находился в пользовании Ставропольского военного комиссариата Самарской области, а был передан на основании договора о передаче муниципального имущества Ставропольского района Самарской области в оперативное управление только 25 января 1994 года.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик возражений против удовлетворения исковых требований не заявлял, на обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе не ссылался, в связи чем заявленные доводы не имеют процессуальной обоснованности.

С учетом положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При таких обстоятельствах признание права собственности Муниципального района Ставропольский Самарской области не нарушает прав и законных интересов других лиц, позволит реализовать право собственности истца по владению, пользованию и распоряжению объектами недвижимости, требования обоснованны и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2017 года, принятого по делу № А55-10781/2017 и для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина  взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2017 года, принятое по делу № А55-10781/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.

Председательствующий                                                                         С.Ю. Николаева

Судьи                                                                                                        С.Ш. Романенко

                                                                                                                   Е.А. Терентьев