АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-3927/2021
г. Казань Дело № А55-10892/2020
17 июня 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживаю защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» - Ванилина П.А. по доверенности от 11.01.2021 (до перерыва),
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – Михеевой Е.Я. по доверенности от 25.12.2020 (до перерыва),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуФедерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживаю защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021
по делу №А55-10892/2020
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживаю защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», г. Владимир, к Правительству Самарской области о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц – акционерного общества «АЛК «Энергопромлизинг», Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, общества с ограниченной ответственностью «РБ Марин Групп»
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживаю защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» (далее – заявитель, ФГУП «Экран») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Самарской области, оформленного письмом от 27.01.2020 № 28/528, от внесения изменений в Распоряжение № 41-р от 28.01.2016 в виде исключения из перечня объектов, подлежащих изъятию для государственных нужд Самарской области в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара (1 этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки)» следующих объектов: Самарская область, г. Самара, Самарский р-н, Молодогвардейский спуск, д. 2, наименование - Грузовая причальная набережная (нежилое) кадастровый номер объекта недвижимости 63:01:0806002:552 площадь 312 кв. м. и просит обязать Правительство Самарской области внести изменения в Распоряжение № 41-р от 28.01.2016 в виде исключения из перечня объектов, подлежащих изъятию для государственных нужд Самарской области в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара (1 этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки)» следующих объектов: Самарская область, г. Самара, Самарский р-н, Молодогвардейский спуск, д. 2, наименование - Грузовая причальная набережная (нежилое) кадастровый номер объекта недвижимости 63:01:0806002:552 площадь 312 кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.12.2019 совместным письмом от 12.12.2019 № 21 OA АЛК «Энергопромлизинг» и ФГУП «Экран» обратились в Правительство Самарской области с требованием о внесении изменений в распоряжение Правительства Самарской области от 28.01.2016 № 41-р в виде исключения из перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Самарской области в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара (1 этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки)» указанных в нем объектов.
Согласно письму Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 27.01.2020 № 28/528, Правительством Самарской области отказано во внесении изменений в распоряжение № 41-р от 28.01.2016 на основании того, что строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самару с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара. I этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейная включая транспортные развязки» (далее - Мостовой переход «Фрунзенский», объект) предусмотрено государственной программой Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)», что в свою очередь подтверждает правомерность и эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию проектов, предусмотренных указанной программой.
Поскольку в соответствии с утвержденным градостроительным планом и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Самарском, Куйбышевском районах городского округа Самара для строительства Мостового перехода «Фрунзенский» земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:975 расположен в границах зоны размещения объекта, распоряжением Правительства Самарской области от 28.01.2016 № 41-р принято решение об изъятии указанного земельного участка (далее - распоряжение об изъятии).
Вопрос законности изъятия земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:975 рассматривался в арбитражных судах РФ, в том числе, в рамках судебного спора с ООО «РБ Марин Групп» и ФГУП «Экран», с одной стороны, и Правительством Самарской области и министерством транспорта, с другой стороны, о признании незаконным и отмене распоряжения об изъятии. Правомерность изъятия земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:975 подтверждена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов.
На данный момент процедура изъятия земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:975 не завершена, данный участок в настоящее время имеет вид разрешенного использования «фактически занимаемый грузовым портом» и не предоставлен в пользование АО «АЛК «Энергопромлизинг», он не может быть использован по иному целевому назначению, в том числе для обслуживания моторных яхт. К собственникам недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке, поданы иски в Арбитражный суд Самарской области об изъятии.
На основании вышеизложенного, а также учитывая прекращение права аренды в отношении всего земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:975, внесение изменений в распоряжение об изъятии в части исключения из перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский», объектов недвижимости, принадлежащих АО «АЛК «Энергопромлизинг» и Самарскому филиалу ФГУП «Экран», не может быть осуществлено.
Не согласившись с вынесенным Правительством Самарской области отказом, ФГУП «Экран» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 49, 56.2, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», Схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261, было принято распоряжение Правительства Самарской области от28.01.2016 № 41-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр - Поволжье - Урал» городского округа Самара (I этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки).
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению № 41-р изъятию для государственных нужд Самарской области в целях обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр - Поволжье - Урал» городского округа Самара (I этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки) подлежит грузовая причальная набережная (назначение - нежилое) площадью застройки 312 кв. м с кадастровым номером 63:01:0806002:552, расположенная по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Молодогвардейский спуск, д.2.
Данный объект недвижимого имущества находится в собственности Российской Федерации и принадлежит ФГУП «Экран» на праве хозяйственного ведения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.11.2017 № 63/01/01/2017-230271.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения № 41-р министерству транспорта было поручено осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием объектов недвижимости, указанных в пункте 1 распоряжения № 41-р, в порядке, установленном действующим законодательством, за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного министерству законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Глава VII.1 Земельного кодекса РФ, предусматривает проведение процедуры изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества для государственных нужд. При этом заявителем не представлено правовое обоснование, предусматривающее его право обратиться в орган, принявший решение об изъятии для государственных нужд, с требованием о внесении изменений в вышеуказанное решение (распоряжение). Указанного права заявителю Земельный кодекс РФ не предоставляет. Также не предусматривает и не предоставляет таких прав ни одна из норм, на которые ссылается заявитель по настоящему делу.
Суды сочли доводы заявителя свидетельством намерения преодолеть законную силу решения суда по делу № А55-10281/2016, что противоречит принципу обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов (статья 16 АПК РФ), который относится к основополагающим принципам российского права.
Выбранный заявителем способ защиты гражданских прав, как обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в распоряжение об изъятии земельных участков для государственных нужд, не основан на законе.
Судами учтено, что по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суды пришли к выводу, что оспариваемый отказ соответствует закону, нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судом не установлено.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных ФГУП «Экран».
Довод заявителя об открытии движения и эксплуатации мостового перехода «Фрунзенский», а следовательно, отсутствии оснований для изъятия спорных объектов, подлежит отклонению, поскольку официального введения в эксплуатацию данного мостового перехода осуществлено не было.
Иные доводы заявителя были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу № А55-10892/2020оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова