ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-11340/20 от 28.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13345/2021

г. Казань Дело № А55-11340/2020

01 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 28.02.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 01.03.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.

при участии представителей:

Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО1, доверенность,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО2, доверенность,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021

по делу № А55-11340/2020

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании недействительным отказа, с участием Главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» в лице Средне-Волжского филиала, кадастрового инженера ФИО3, ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) о признании незаконным отказа от 28.02.2020 № 63/999/001/2019-212016 в проведении государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание площадью 115,3 кв. м, расположенное по адресу: <...> д. б/н, кадастровый номер 63:01:0234002:3095, обязании провести государственную регистрацию прекращения права муниципальной собственности на объект недвижимости кадастровый номер 63:01:0234002:3095, номер государственной регистрации от 19.02.2013 № 63-63-01/652/2013-550, снять данный объект с государственного кадастрового учета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены глава городского округа Самара, администрация городского округа Самара; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, акционерное общество «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» в лице Средне-Волжского филиала, кадастровый инженер ФИО3, ФИО4.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ управления от 28.02.2020 № 63/999/001/2019-212016 в проведении государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на вышеуказанное нежилое здание, управление обязано по вступлении в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на объект недвижимости, снять указанный объект с государственного кадастрового учета.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе департаменту в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Департамент в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Департамент обратился в управление с заявлением о прекращении права муниципальной собственности на нежилое здание площадью 115,3 кв. м, расположенное по вышеуказанному адресу.

Уведомлением управления от 28.02.2020 № 63/999/001/2019-212016 департаменту отказано в государственной регистрации прекращения муниципальной собственности на нежилое здание в связи с отсутствием сведений о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0234002:571 и 63:01:0234002:3095 являются одним и тем же объектом недвижимости, в связи с чем прекращение права невозможно.

Департамент, не согласившись с указанным отказом, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из установленного факта отсутствия названного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.

Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.

Как правильно отмечено судами, по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

В соответствии с частью 1 статьи 14 закона № 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в реестре.

В соответствии со статьями 45, 47 Устава городского округа Самара Самарской области права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет департамент, который, в том числе, представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации прав на имущество.

Согласно информации Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», указанной в письме от 07.05.2019 № 10/2239, поданном на государственную регистрацию объекта недвижимости площадью 115,3 кв. м, расположенного по адресу: <...> д. б/н (котельная), как самостоятельного здания в материалах архивного фонда не имеется.

В архивном фонде имеются инвентарные дела на объекты недвижимости: - нежилое здание (котельная, литера КК1) общей площадью 960,8 кв. м, по адресу: <...>. д. б/н (инвентарный номер 1-31314); - нежилое здание (мастерские, литера В) общей площадью 953,2 кв.м, по адресу: <...> (инвентарный номер 1-53099).

Как установлено судами и доказательств обратного в материалах дела не имеется сведения о нежилом здании площадью 115,3 кв.м, расположенного по адресу: <...> д. б/н, были внесены в реестр на основании декларации об объекте недвижимости от 22.10.2012 и технического плана здания от 22.10.2012, по заявлению департамента, ошибочно. Зданию присвоен кадастровый номер 63:01:0234002:3095.

Также ошибочно под данным зданием размежёван и впоследствии поставлен на государственный кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493, по адресу: <...> д. б/н, внутренняя литера котельная, поскольку на данном земельном участке фактически находится здание площадью 156,9 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:571, принадлежащее ФИО4 на праве собственности.

Таким образом, при подготовке технического плана на объект недвижимого имущества площадью 115,3 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:3095, в рамках проведения муниципального контракта от 31.07.2012 № 14 допущена ошибка по месторасположению данного объекта недвижимости. Сведения о нежилом здании площадью 115,3 кв. м, по адресу: <...> д. б/н, внесены в реестр ошибочно, поскольку декларация об объекте недвижимости от 22.10.2012 и технический плана здания от 22.10.2012, содержали ошибку по месторасположению данного объекта недвижимости.

Судами установлено, что ФИО4 на праве собственности принадлежит здание котельной площадью 156,90 кв. м, расположенное по адресу: <...> «б», кадастровый номер 63:01:0234002:571, приобретенное по договору купли-продажи от 01.03.2018 № 07 у ФИО5 (регистрация перехода права и права собственности от 12.03.2018).

ФИО5 приобрела здание у ЗАО «КоммунЭНЕРГО» по договору купли-продажи (запись регистрации от 14.02.2018 № 63-63-01/406/2010-508), ЗАО «КоммунЭНЕРГО» приобрело указанное здание у муниципального предприятия городского округа Самара «Ремжилуниверсал» по договору купли-продажи от 07.10.2010 № 586 г. (запись регистрации от 18.07.2012).

Основанием для регистрации послужило, в том числе решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-2612/2011 о признании незаконным отказа управления в регистрации перехода права и права собственности на здание площадью 156,90 кв. м, расположенного по адресу: <...> «б».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 по делу № А55-5681/2011 сделка купли-продажи от 07.10.2010 № 586, заключенная между ЗАО «КоммунЭНЕРГО» и муниципальным предприятием городского округа Самара «Ремжилуниверсал» признана законной и обоснованной.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

С целью выкупа земельного участка под зданием котельной площадью 156,90 кв. м, расположенным по адресу: <...> «б», кадастровый номер 63:01:0234002:571, ФИО4 в 2018 году обратился к главе городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под данным зданием.

В результате рассмотрения заявления выяснилось, что на испрашиваемом земельном участке, расположено здание с иными характеристиками, а именно: площадью 115,3 кв. м, с адресной привязкой: <...> б/н, внутренняя литера котельная, кадастровый номер 63:01:0234002:3095.

В предоставлении земельного участка постановлением администрации от 07.05.2019 № 275 отказано, в связи с имеющимися в реестре сведениями о нахождении на испрашиваемом земельном участке вышеназванного здания площадью 115,3 кв. м.

В 2019 году ФИО4 вновь подано заявление о выкупе земельного участка под зданием.

Письмами от 20.19.2019 № 15-07-16/47003 и от 30.10.2020 № 15-07-26/38128 департамент сообщил о том, что рассмотрение вопроса предварительного согласования земельного участка возможно после разрешения настоящего судебного дела.

Департаментом на государственную регистрацию права муниципальной собственности 21.11.2019 предоставлены следующие документы: письмо Департамента от 21.11.2019г. № 15-07-16/42507; письмо СреднеВолжского филиала Самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 07.05.2019г. № 10/2239; письмо Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № 16/123 от 14.01.2015г. При этом, анализ сведений, изложенных в письмах органов технического учета, позволяя судам сделать вывод, что нежилое здание (котельная, лит.КК1) общей площадью 960,8 кв.м, по адресу: <...> д. б/н (инв. Номер 1-31314) и нежилое здание (мастерские, лит.В) общей площадью 953,2 кв.м, по адресу: <...> (инв. Номер 1-53099) являются одним и тем же объектом недвижимости.

Представленный в материалы дела акт департамента от 30.07.2020 с фотографиями, подтверждает информацию Ростехинвентаризации указанную в вышеназванных письмах, о том, что объект недвижимости площадью 115,3 кв. м является частью здания мастерской, расположенной по адресу: <...> «а», с кадастровым номером 63:01:0241003:1005.

В заключении кадастрового инженера от 14.07.2020 отражено, что сведения о местоположении нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0234002:3095, площадью 115,3 кв. м, расположенного по адресу: <...> б/н, ошибочно внесены в реестр на основании декларации об объекте недвижимости от 22.10.2012 и технического плана здания от 22.10.2012.

Судами установлено и представителями сторон в суде кассационной инстанции подтверждено фактическое отсутствие самостоятельного объекта недвижимости, о снятии с кадастрового учета которого было заявлено департаментом.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что в данном случае имеется нарушение принципов достоверности государственного реестра прав и интересов публично-правового образования, а также собственника иного помещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0234002:3493, в связи с чем удовлетворили требования департамента.

К установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно.

В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Довод кассатора о том, что в принятых судебных актах не отражен вопрос наличия в реестре сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 в данном случае не влияет на правильный вывод суда об отсутствии правовых оснований для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности муниципального образования на объект площадью 115.3 кв. м.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по делу № А55-11340/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

Ф.В. Хайруллина