АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-44297/2019
г. Казань Дело № А55-11493/2018
19 марта 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новоспецстрой»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2018 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу № А55-11493/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новоспецстрой» к Администрации городского округа Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии городского округа Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Новоспецстрой» (далее – ООО «Новоспецстрой», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии городского округа Самара (далее – Департамент Администрации г.о. Самара, муниципальный орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, о признании незаконным отказа Департамента Администрации г.о. Самара в заключении соглашения о предоставлении субсидии №1-03/2-05/1899 от 20.02.2018; о признать незаконным бездействия Департамента Администрации г.о. Самара, выразившееся в непредставлении ООО "Новоспецстрой" субсидий из бюджета г.о. Самара на возмещение затрат общества в связи с выполнением работ по обработке антигололедным материалом «Бионорд» тротуаров в Ленинском районе в размере 5 669 346,98 рублей; обязании Департамента Администрации г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав ООО «Новоспецстрой» путем заключения с ООО «Новоспецстрой» соглашения о предоставлении субсидии из бюджета г.о. Самара в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Самара от 03.02.2012 № 62 на возмещение затрат общества, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории г.о. Самара в размере 5 669 346,98 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО «Новоспецстрой» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 отменить, принять новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО «Новоспецстрой» в соответствии с утвержденным перечнем программ Решением Думы г.о. Самары от 27.08.2015 № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» выполнило работы по обработке антигололедным материалом «Бионорд» тротуаров в Ленинском районе г.о. Самары в период с февраля по март 2017 включительно.
Выполнение работ подтверждается реестром учета расхода АГР «Бионорд» за февраль, март 2017 года, подписанным главным специалистом отдела МБУ г.о. Самара «Дорожное хозяйство».
ООО «Новоспецстрой» 26.12.2017 обратилось в адрес Департамента Администрации г.о. Самара с заявлением №136 с приложением соответствующих документов для решения вопроса о предоставлении субсидий на возмещение затрат по обработке антигололедным материалом «Бионорд» тротуаров в Ленинском районе г.о. Самара за период февраль - март 2017 года.
Департамент Администрации г.о. Самара письмом от 11.01.2018 № 1-03/2/163 на заявление от 26.12.2017 № 136 отказал в заключении договора на предоставление субсидий в связи с не представлением полного пакета документов.
ООО «Новоспецстрой» обратилось в Департамент Администрации г.о. Самара с заявлением от 31.01.2018 №6 с приложением соответствующих документов для решения вопроса о предоставлении субсидий на возмещение затрат по обработке антигололедным материалом «Бионорд» тротуаров в Ленинском районе г.о. Самара за период февраль - март 2017 года.
Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета г.о. Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории г.о. Самара разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и утвержден Постановлением Администрации г.о. Самара от 03.02.2012 № 62 (далее – Порядок).
Департамент Администрации г.о. Самара письмом от 20.02.2018 № 1-03/2-05/1899 на заявление от 31.01.2018 № 6 уведомил заявителя о невозможности заключения договора на предоставление субсидий за счет бюджета г.о. Самара. В обоснование отказа муниципальный орган указал, что заявителем предоставлены не в полном объеме документы, перечисленные в пункте 4.1 Порядка, не соблюдены условия предоставления субсидий, указанные в пункте 3.1.3. Порядка, а также проинформировал о превышении представленного планового расчета затрат над остатком лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
ООО «Новоспецстрой» 06.03.2018 направило в адрес Департамента Администрации г.о. Самара пояснения, на которые Департамент Администрации г.о. Самара письмом от 29.03.2018 № 1-03/2/3425 сообщил заявителю, что позиция Департамента по данному вопросу мотивирована и подробно изложена в письме от 20.02.2018 №1-03/2-05/1899.
ООО «Новоспецстрой», считая отказ Департамента Администрации г.о. Самара от 20.02.2018 № 1-03/2-05/1899 незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов бюджета г.о. Самара на текущий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, доведенных до Департамента Администрации городского округа Самара (далее – Главный распорядитель), в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории городского округа Самара (далее – субсидии) (пункт 1.3 Порядка).
Получателями субсидий в соответствии с Порядком являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории г.о. Самара и несущие в связи с данной деятельностью затраты (далее – Получатели субсидий) (пункт1.4 Порядка).
Критериями отбора Получателей субсидий в соответствии с Порядком являются: наличие в учредительных документах Получателя субсидий в качестве предмета (вида) деятельности указаний видов (наименований) работ, относящихся к содержанию, ремонту автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства; наличие на праве собственности или ином праве, не обремененном правами третьих лиц, производственных баз, расположенных в границах г.о. Самара, оборудованных боксами для стоянки и ремонта уборочной техники, площадками для хранения антигололедных и инертных материалов, необходимых для выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства; наличие на праве собственности или ином праве уборочной техники с учетом сезонной функциональности; отсутствие в отношении Получателя субсидий процедуры банкротства, ликвидации и приостановления деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (пункт 2.1. Порядка).
По итогам рассмотрения документов Главный распорядитель принимает решение и в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет Получателя субсидии о готовности заключить договор о предоставлении субсидий либо о мотивированном отказе в заключении договора о предоставлении субсидий при несоблюдении условий предоставления субсидий.
Заявитель обосновывает свое право на получение субсидии самим фактом несения затрат ООО «Новоспецстрой» в связи с выполнением работ по обработке антигололедным материалом «Бионорд» тротуаров в Ленинском районе в размере 5 669 346,98 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения вышеуказанного Порядка и представленные в дело материалы, указали, что в представленном ООО «Новоспецстрой» пакете документов для заключения договора на предоставление субсидий отсутствует документ, подтверждающий право собственности или иное право, не обремененное правами третьих лиц, на владение производственными базами, расположенными в границах г.о. Самара, оборудованными боксами для стоянки и ремонта уборочной техники, площадками для хранения антигололедных и инертных материалов, уборочной техники с учетом ее сезонного функционального назначения, необходимых для выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, элементов их обустройства, содержащий реестр с адресной и технической характеристикой имущества, что не соответствует критериям пунктов 2.1, 4.1 Порядка.
Судами также отмечено, что заявитель обратился за субсидией 31.01.2018, и текущим годом, соответственно, являлся 2018 год, в связи с чем Департамент Администрации г.о. Самара правомерно сослался на Решение Думы г.о. Самара от 05.12.2017 №257 «О бюджете г.о. Самара на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», поскольку работы выполнены ООО «Новоспецстрой» в период с января по март 2017 года, то есть не в текущем году, как того требует пункт 1.3 Порядка. Расходы, относящиеся к текущему году обращения за субсидией, Департаменту Администрации г.о. Самара не представлены.
Судами установлено, что по состоянию на 31.01.2018 остаток лимитов по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат, возникших при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории г.о. Самара составлял 2 500 000 руб., то есть сумму, недостаточную для удовлетворения заявления общества. Судами указано, что отсутствие либо исчерпание лимитов бюджетных обязательств является основанием для отказа в предоставлении указанной субсидии.
Отметив, что договор (соглашение) на получение субсидии от имени муниципального образования с заявителем не заключался, и условия для его заключения Обществом не выполнены, суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о непредставлении заявителем доказательств соответствия критериям отбора Получателей субсидий, предусмотренных Порядком, отказали в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО «Новоспецстрой» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что все необходимые документы, предусмотренные Порядком, общество направило в муниципальный орган, а заявленное основание для отказа в виде отсутствия бюджетных ассигнований противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции отмечает, что заявителем не утрачена возможность возмещения понесенных затрат при наличии к тому правовых оснований в предусмотренном гражданским законодательством исковом порядке, однако в порядке административного производства, предусмотренного главой 24 АПК РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу № А55-11493/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи А.В. Топоров
И.Ш. Закирова