ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-11647/2023 от 29.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-462/2024

г. Казань Дело № А55-11647/2023

04 марта 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей: Вильданова Р.А., Королёвой Н.Н.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Жигулевск Самарской области и главы городского округа Жигулевск

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023

по делу № А55-11647/2023

по заявлению администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Самарская область, г. Жигулевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Самарская Лука», глава городского округа Жигулевск, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее – администрация) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконным решения ТУ Росимущества в Самарской области, изложенного в письме от 11.01.2023 № 63/128 об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области земельного участка с кадастровым номером 63:02:0403013:537 площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...>, и об обязании передать указанный земельный участок в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области на основании заявления от 30.08.2022 № 7490.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Самарская Лука», глава городского округа Жигулевск, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе администрация и глава городского округа Жигулевск просят решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Информация о принятии кассационной жалобе к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, муниципальное образование городской округ Жигулевск Самарской области в лице администрации обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 30.08.2022 № 7490, подписанным главой городского округа Жигулевск, о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования городской округ Жигулевск находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:02:0403013:537 площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...>.

Письмом от 11.01.2023 № 63/128, поступившим в администрацию 24.01.2023 (вх. № 533), ТУ Росимущества в Самарской области отказало в безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность городского округа Жигулевск отказало.

В обоснование отказа ТУ Росимущества в Самарской области указало, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения. На основании представленной информации земельный участок входит в границы национального парка «Самарская Лука».

Согласно части 4 статьи 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) земли особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных в границах населенного пункта, а также земли особо охраняемых природных территорий, расположенных частично в границах населенного пункта, сохраняются в собственности Российской Федерации и в отношении них действуют ограничения оборотоспособности земельных участков, установленные статьей 27 ЗК РФ.

Данные обстоятельства не позволяют осуществить передачу земельного участка на иной уровень публичной собственности.

Администрация, полагая, что отказ ТУ Росимущества в Самарской области, изложенный в письме от 11.01.2023 № 63/128, противоречит действующему законодательству, нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованное решение и постановление апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях, разделу 3 пункта 11 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» на территории Национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны, с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе: - зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Национального парка.

В соответствии со статьей 3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

Согласно статье 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях и статей 27 и 95 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости .

Закон об особо охраняемых природных территориях Федеральным законом от 30.12.2020 № 505-ФЗ был дополнен статьей 3.1, в соответствии с пунктом2 которой оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается.

Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении и мотивировали судебные акты тем, что нахождение населенного пункта – село Солнечная Поляна, а также спорного земельного участка в границах национального парка «Самарская Лука» подтверждается нормативными актами о создании национального парка «Самарская Лука», сведениями Публичной кадастровой карты.

Национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Границы национального парка в приложении № 11 к решению Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 № 333 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» описаны следующим образом: сохранения цельности природного комплекса Самарского национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.

Положением о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 № 69, Схемой функционального зонирования Национального парка «Самарская Лука» документально зафиксированы границы национального парка с указанием функциональных зон, разработанные в соответствии с решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10.08.1984 и уточненные корректировкой технико-экономического обоснования организации государственного природного национального парка «Самарская Лука», выполненной ВГПИИ «Союзгипролесхоз» в 1990 году.

Согласно указанному Положению, вышеуказанные земельные участки располагаются в зоне хозяйственного назначения.

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука». Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР было поручено уточнить границы национального парка. Во исполнение Постановления № 161 решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ национального парка «Самарская Лука», которое было согласованно с Минлесхозом РСФСР (письмо от 05.11.1985 № 8-17/665).

Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 94 и от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР в 1988 году. Следовательно, границы национального парка «Самарская Лука» были окончательно установлены в 1989 году и остаются неизменными.

Сведения о границах национального парка «Самарская Лука» как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер 63:00-9.2). Как следует из сведений Публичной кадастровой карты село Солнечная Поляна и спорный земельный участок расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка «Самарская Лука».

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Материалы дела не содержат обоснования и доказательств нарушения прав муниципалитета, нахождением указанного земельного участка в федеральной собственности.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2023 по делу №А55-33732/2021 (определением Верховного суда РФ от 26.09.2023 №306-ЭС23-16927 отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).

К установленным обстоятельствам нормы права судами применены правильно, оснований для удовлетворения требований заявителя судами не установлено.

Иное толкование заявителями кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела надлежащим доказательствам.

В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу № А55-11647/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи Р.А. Вильданов

Н.Н. Королёва