ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-11965/19 от 02.09.2019 АС Самарской области

823/2019-187718(1)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2019 года.  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием: 

от общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт» - представителя  ФИО2 (доверенность от 01.03.2018), 

от государственной жилищной инспекции Самарской области – представителя ФИО3 (доверенность от 15.01.2019), 

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2019 года апелляционную  жалобу государственной жилищной инспекции Самарской области 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу   № А55-11965/2019 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт», г. Самара, к государственной жилищной  инспекции Самарской области, г. Самара, 

о признании незаконным и об отмене предписания № Сор-69907 от 15.03.2019,

У С Т А Н О В И Л:

 Общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт» (далее - ООО  «МК», заявитель, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Самарской  области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее  - госжилинспекция) о признании незаконным предписания № Сор- 69907 от 15.03.2019. 

 Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года заявленные  требования удовлетворены, предписание госжилинспекции № Сор-69907 от 15.03.2019  признано недействительным. С госжилинспекции в пользу ООО «МК» взысканы судеб- ные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. 

В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что предписание выдано в соответствии с вы- шеуказанными нормами жилищного законодательства РФ. 

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «МК» просит оставить решение суда без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обос- нованность обжалуемого решения суда. 

 В судебном заседании представитель госжилинспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт. 


Представитель ООО «МК» возражал против удовлетворения апелляционной жало- бы и просил оставить решение суда без изменения. 

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих  в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует  отменить в связи с неправильным применением норм материального права. 

Как следует из материалов дела, ООО «МК» организация, на которую договором от  01.10.2018 возложено обязательство (возмездно) выполнять работы и оказывать услуги по  надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 38 по  улице Ново-Садовой. 

На основании распоряжения № Сор-69907 от 15 марта 2019 года заместителя руко- водителя госжилинспекции проведена внеплановая документарная проверка по вопросу  правомерности порядка расчета и внесения платы за содержание в многоквартирном доме   № 38 по улице Ново-Садовой. По результатам проверки госжилинспекцией заявителю  выдано предписание № Сор-69907 об устранении выявленных нарушений действующего  жилищного законодательства Российской Федерации от 15 марта 2019 года, которым  ООО «МК» в срок до 15 мая 2019 года предписано: 

- произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения (содержание, текущий ремонт, обслуживание ВДГО) собственникам помещений многоквартирного дома  по адресу: <...>, начисленной с января 2019 года; 

- производить начисление размера платы за содержание жилого помещения (содержание, текущий ремонт, обслуживание ВДГО) собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, исходя из размера платы  утвержденного решением собственников жилых помещений МКД, за вычетом платы за  ТКО согласно договора управления от 01.10.2018. 

ООО «МК» считает, что обязательство по перерасчету и последующим начислени- ям, исходя из размера платы, указанной в приложении № 1 к договору управления от  01.10.2018, незаконно и неисполнимо. 

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. 

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, исходя при этом из  следующего. 

В силу части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК  РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора управомочены на  выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении  выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обяза- тельных требований. 

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы  местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и за- конных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на  законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся об- служивания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранно- стью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государ- ственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль. 

Согласно пункту 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно  обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее  содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. 

В соответствии с пунктом 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласован-


ного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме  лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. 

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают  надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно  соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством  Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. 

Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответствен- ность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах  оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежа- щего качества. 

В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти мо- гут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные  отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными за- конами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства  Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, госжилинспекцией проведена внеплановая доку- ментарная проверка по обращению № 4067-ц от 07.02.2019 в отношении ООО «МК» по  вопросу правомерности начисления платы за содержание жилого помещения, а именно:  начисления платы собственникам помещений в МКД по адресу: <...>- Садовая д. 38 с января 2019 года за содержание (16.24 руб.), текущий ремонт (8.01руб.),  обслуживание ВДГО (1.01 руб.). 

Из представленной информации № 156 от 12.03.2019 и платежных документов следует, что ООО «МК» с 01.11.2018 осуществляет управление многоквартирным домом   № 38 по ул. Ново-Садовая г. Самара на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 38 по ул. Ново-Садовая, г. Самара и договора  управления от 01.10.2018. 

Согласно договору управления от 01.10.2018 собственниками жилых помещений  собрания собственников помещений многоквартирного дома № 38 по ул. Ново-Садовая,  г.Самара установлен размер платы с 01.11.2018 за содержание (18.87 руб. за кв.м) в том  числе за вывоз ТБО -2.98 руб. за кв.м, текущий ремонт (7.88 руб. за кв.м), обслуживание  ВДГО (0.99 руб. за кв.м). 

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в  Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за  коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. 

Подпунктом «а» пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 503-ФЗ от 31 декабря  2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и по- требления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №  503-ФЗ) предусмотрено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном до- ме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами  стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать ре- гиональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого 


изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего  собрания собственников помещений в многоквартирном доме. 

Ссылаясь на данное изменение законодательства, ООО «МК» с 01.01.2019 собственникам жилых помещений многоквартирным домом № 38 по ул. Ново-Садовая г. Самара произвело начисление платы за содержание (16.24 руб.за кв.м), текущий ремонт  (8.01 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (1,01 руб.), руководствуясь постановлением администрации городского округа Самара № 1042 от 26.12.2018 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в  2019 году». 

В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно  и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. 

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги  для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за содержание жилого помещения,  включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за  содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за хо- лодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и  содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в це- лях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные  ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. 

Исходя из ч.1 ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме  обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участво- вать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно  своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. 

Пунктом 4.7 ст.156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого  помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников  жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений  управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. 

В п. 5.1 договора управления от 01.10.2018 закреплено следующее условие: «Размер платы для собственников устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем на один год с момента проведения такого собрания с учетом  предложений управляющей организации за 1 кв. метр в месяц». 

Исходя из приложения 1 к договору управления от 01.10.2018 плата за вывоз твердых бытовых отходов установлена в размере 2 руб. 98 коп. за м была учтена в плате за содержание (18.87 руб. кв.м). 

По результатам проверки госжилинспекция пришла к выводу о том, что ООО  «МК» с 01.01.2019 собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 38 по ул.  Ново- Садовая г. Самара произвело начисление платы за содержание (16.24 руб. за кв.м),  текущий ремонт (8.01 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (1,01 руб.) в нарушение ч.7  ст.156 и ст. 162 ЖК РФ

Арбитражный суд первой инстанции посчитал выводы госжилинспекции необос- нованными и ошибочными по следующим основаниям. 

Согласно пункту 5.3 договора управления многоквартирным домом № 38 по улице  Ново-Садовой от 01.10.2018 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения,  включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,  содержание и текущий ремонт общего имущества установлен равным плате, установлен-


ной органом местного самоуправления для нанимателей, с учетом утвержденного плана  работы по текущему ремонту и в соответствии со стандартами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке  осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». 

В пункте 5.15 договора управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново- Садовой от 01.10.2018 указано, что в случае изменения в установленном действующим  законодательством порядке тарифов на коммунальные услуги управляющая организация  применяет новые тарифы со дня вступления в силу соответствующего нормативного пра- вового акта. В случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме  решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества или  отказа собственников от применения размера, предложенного управляющей организацией, в последующие периоды подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей. 

В связи с непринятием собственниками помещений решения о размере платы и из- данием постановления администрации городского округа Самара от 26.12.2018 № 1042  «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов  городского округа Самара в 2019 году», руководствуясь п. 5.15 договора управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой, от 01.10.2018, управляющая организация ООО «МК» с 01.01.2019 производит начисления в многоквартирном доме № 38 по  улице Ново-Садовой за содержание -16 руб. 24 коп. за 1 кв.м, текущий ремонт - 8 руб. 01  коп. за 1 кв.м, техническое обслуживание ВДГО - 1 руб. 01 коп. за 1 кв.м. 

Кроме того, согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491  «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и  выполнения работ по управлению, содержанию общего имущества в многоквартирном  доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную  продолжительность» размер платы за содержание жилого помещения устанавливается  одинаковым для всех собственников помещений. 

В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, принятые  органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей терри- тории муниципального образования. Постановлением администрации городского округа  Самара от 26.12.2018 № 1042 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году» в 2019 году установлена плата для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного или муниципального  жилищного фонда за содержание жилых помещений с 01 января 2019 года. 

В многоквартирном доме по адресу <...> находятся 2  (два) жилых помещения, занимаемых по договорам социального найма (копия письма де- партамента управления имуществом г.о. Самара от 19 октября 2018 года прилагается), с  целью недопущения нарушения п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006   № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме  и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания  услуг и выполнения работ по управлению, содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установлен- ную продолжительность» ООО «МК» обязано производить в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме № 38 по улице Ново-Садовой начисления за содержание общего имущества в соответствии с актом органа местного самоуправления по  муниципальному образованию городской округ Самара. 

Также тариф за содержание в размере 16 рублей 24 копейки, установленный постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 № 1042 «Об оплате  жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского 


округа Самара в 2019» и применяемый ООО «МК» для содержания многоквартирного до- ма № 38 по улице Ново-Садовой, исключает из себя плату за услугу по сбору, вывозу,  утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. 

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяй- ства РФ от 26 декабря 2018 года № 51876-00/04 «О размере платы за содержание жилого  помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников  жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив», в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие  решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требу- ется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним  волеизъявлением управляющей организации. 

Кроме того, часть квартир в МКД по адресу: <...>,  находится в муниципальной собственности, т.е. начисление нанимателям этих квартир,  должно производиться на основании акта органа местного самоуправления. 

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых  вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма  или принадлежащего им на праве собственности» в п. 16 указано: при разрешении споров,  связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что  утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавли- ваться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям ра- зумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ). 

Также суд первой инстанции сослался на п. 17 постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 27.06.2017 № 2, указав, что управляющая организация не вправе начислять  плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы,  определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным  домом 

Суд первой инстанции посчитал, что собственники, приняв соответствующее решение общего собрания собственников, оформленное протоколом и заключив договор  управления с такими условиями (об изменении платы за содержание и текущий ремонт  равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, с учетом утвержденного плана работы по текущему ремонту и в соответствии со стандартами,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013  года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными  домами», фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за  содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Уста- новление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополни- тельного решения по данному вопросу. 

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ос- нования для перерасчета платы за содержание, текущий ремонт, техническое обслужива- ния ВДГО и последующего начисления платы исходя из размера, утвержденного решением собственников за вычетом ТКО, у ООО «МК» отсутствуют, поскольку изменение тарифов за содержание, текущий ремонт, ТО ВДГО предусмотрены договором управления  от 01.10.2018 и действующим законодательством Российской Федерации, а также начисления за содержание в размере 16 руб. 24 коп. не включают в себя плату за ТКО. 

Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Управляющей организацией были нарушены требования жилищного законодательства при начислении платы за содержание в размере 16 руб. 24 коп. за 1 кв.м, текущий ремонт - 8 руб. 01 коп. за 1 кв.м, техническое обслуживание ВДГО - 1 руб. 01 коп. за 1 кв.м с 


учетом тарифов, утвержденных постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 № 1042 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году», которое не подлежит  применению к рассматриваемым отношениям по следующим основаниям. 

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого  помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников  жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. 

В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме  на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание  жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. 

Содержащееся в пункте 5.15 договора управления от 01.10.2018 условие, на которое также ссылался заявитель, о применении управляющей организацией новых тарифов в  случае изменения в установленном действующим законодательством порядке тарифов на  коммунальные услуги, суд первой инстанции истолковал без учета того, что в этом же  пункте договора управления было предусмотрены ещё другие положения, согласно которым в случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения  об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества или отказа  собственников от применения размера, предложенного управляющей организацией, в по- следующие периоды подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей. 

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено противоречие между  решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном  по адресу: <...> от 01.10.2018, (п. 6) и договором управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 (п.5.3). 

Как видно из материалов дела, согласно протоколу внеочередного общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, в форме очно-заочного голосования, № 01 от 01.10.2018, в пункте  6 установлена плата за работы по текущему ремонту 7 руб. 88 коп. за 1 кв.м и услуги по  содержанию жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. в месяц, в соответствии с соста- вом работ и услуг, содержащимися в проекте договора, приложенном к настоящему протоколу, а также плата за техническое обслуживание систем внутридомового газового обо- рудования в размере 0 руб. 99 коп. за 1 кв.м и плата за коммунальные ресурсы при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из норма- тива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, который утверждается  органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Таким образом, решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме от 01.10.2018 утверждены конкретные размеры платы за  работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения. При этом в  вышеуказанном протоколе общего собрания отсутствует решение об индексации или ка- ком-либо другом изменении указанной платы вследствие изменения тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке, также как и условие о том, что  размер платы устанавливается равным тарифам, утвержденным органом местного самоуправления для муниципального жилья. Не указан и период, в течение которого подлежат  применению установленные размеры платы за работы по текущему ремонту и услуги по  содержанию жилого помещения, соответственно данные тарифы (установленные решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме  от 01.10.2018) подлежат применению до принятия следующего решения общего собрания  собственников помещений по этому вопросу, но на срок не менее чем один год. 


Вместе с тем согласно п.5.3 договора управления от 01.10.2018 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по  управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества  установлен равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей. 

Однако собственники помещений на общем собрании 01.10.2018 при установлении  размера платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения не принимали такого решения (которое содержится в п.5.3 договора управления). При  этом само по себе принятие решения о заключении договора управления с ООО «МК» в  соответствии с проектом договора управления, прилагаемым к протоколу, на общем собрании 01.10.2018 (пункт 4 протокола) не может свидетельствовать об утверждении об- щим собранием именно указанного в п.5.3 договора управления порядка определения  размера платы за по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения. Из  протокола общего собрания не усматривается, что данный проект рассматривался, обсуж- дался, утверждался и с его содержанием собственники помещений (большинство) были  согласны. 

Кроме того, учитывая, что договор управления многоквартирным домом № 38 по  улице Ново-Садовой, заключен 01.10.2018, а изменение размера платы произведено с  01.01.2019, т.е. по истечении трех месяцев с момента заключения указанного договора,  управляющей организацией был нарушен п. 7 ст. 156 ЖК РФ

Вывод суда первой инстанции о том, что ООО «Мегаполис Комфорт» обязано производить в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме № 38 по  улице Ново-Садовой начисления за содержание общего имущества в соответствии с актом  органа местного самоуправления по муниципальному образованию городской округ Самара, так как в вышеуказанном доме находятся 2 жилых помещения, занимаемых по договорам социального найма (собственник жилых помещений муниципальное образование  г.о. Самара), противоречит жилищному законодательству по следующим основаниям. 

Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального  жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за  коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимате- лем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором  управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в  согласованном с управляющей организацией порядке. 

Исходя из вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что в случае если  в многоквартирном доме имеются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда управляющая компания обязана применять размер платы установленный органом местного самоуправления, противоречит норме ч. 4 ст. 155 ЖК РФ

 Согласно п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О  некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» управляющая организация не  вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере,  превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162  ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ). 

 При таких обстоятельствах, с учетом принятого 01.10.2018 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об установлении конкретных  размеров платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения, принимая во внимание, что вопрос о признании указанной платы равной плате, 


установленной органом местного самоуправления для нанимателей, на данном и иных со- браниях собственников помещений не рассматривался, суд апелляционной инстанции  приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание госжилинспекции соответствует  вышеуказанным нормам жилищного законодательства РФ и не нарушает прав заявителя, в  связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали. 

 На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации решение суда от 04 июля 2019 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО «МК» отказать. 

 Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов  или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина государственной жилищной инспекцией Самарской области в федеральный бюджет не упла- чивается. 

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

 Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу №  А55-11965/2019 отменить. Принять новый судебный акт. 

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт» отказать. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжа- ловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий Е.Г. Филиппова

Судьи П.В. Бажан

 О.А. Лихоманенко