381/2018-20039(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-32273/2018
г. Казань Дело № А55-12280/2017 29 мая 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года. Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью «Новокуйбышевский завод катализаторов» – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 № 1),
в отсутствие:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2017 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу № А55-12280/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новокуйбышевский завод катализаторов», г. Новокуйбышевск (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, об урегулировании разногласий по договору купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Новокуйбышевский завод катализаторов» (далее – ООО «НЗК», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества в Самарской области) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 127 355 кв.м с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», по подпункту 2.1. пункта 2 указанного договора в части выкупной цены земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018, исковые требования удовлетворены. Судом утвержден подпункт 2.1. пункта 2 договора купли-продажи земельного участка в редакции истца: «Цена выкупа Участка составляет
13 176 275,65 рублей (тринадцать миллионов сто семьдесят шесть тысяч двести семьдесят пять рублей шестьдесят пять копеек) (без налога (НДС) согласно п.2 ст. 146 Налогового кодекса РФ в редакции ст.1 Федерального закона N 109-ФЗ от 20.08.2004 г.) и перечисляется по следующим реквизитам: УФК по Самарской области, отделение Самара г. Самара, р/с 40101810200000010001, БИК 043601001, ОКТМО 36701325, ТУ Росимущества в Самарской области, ИНН 6315856460, КПП 631501001, КБК 16711406021016000430 (выкуп, пени).».
ТУ Росимущества в Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО «НЗК», явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «НЗК» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: сооружений, зданий, расположенные на земельном участке площадью 127355кв.м с кадастровым номером 63:04:0301025:29, по адресу:
Самарская область, г.Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод».
Вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем 28.06.2001 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Между ТУ Росимуществом в Самарской области (арендодатель) и ООО «НЗК» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 22.03.2001 № 1028, по условиям которого обществу в аренду с 01.01.2001 предоставлен спорный земельный участок под территорию завода катализаторов.
Договор аренды земельного участка от 22.03.2001 № 1028 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 27.05.2001 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО «НЗК» обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 19.03.2012 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 127355кв.м с кадастровым номером 63:04:0301025:29.
ТУ Росимущества в Самарской области направило заявление ООО «НЗК» от 19.03.2012 письмом от 11.05.2012 № 25/1358 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г.Москва) для получения поручения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Федеральное агентство по управлению государственным имущество письмом от 11.02.2013 № ПП-10/5248 поручило ТУ Росимущества в Самарской области дать предложения по устранению замечаний, в соответствии с которым ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 22.05.2013 № 5617 направило пакет документов обществу для доработки.
ООО «НЗК» направило в ТУ Росимущества в Самарской области недостающие документы письмом от 24.12.2014 № 2724.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 10.03.2014 № 2531 отказало ООО «НЗК» в предоставлении в собственность земельного участка площадью 127355кв.м с кадастровым номером 63:04:0301025:29, расположенного по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» по причине наличия на участке защитных сооружений гражданской обороны.
Вступивши в законную силу решением Арбитражном суде Самарской области от 08.09.2016 по делу № А55-10240/2015 удовлетворено заявление ООО «НЗК» о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:29, на ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес ООО «НЗК» договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Во исполнение решения Арбитражном суде Самарской области от 08.09.2016 по делу № А55-10240/2015 ТУ Росимущества в Самарской области принято распоряжение от 31.01.2017 N 38-р о предоставлении ООО «НЗК» в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», и письмом от 03.02.2017 № 1073 в адрес общества направлен договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с условиями договора выкупная стоимость земельного участка определена в размере его кадастровой стоимости – 141 569 091,55 руб., действовавшей на момент подготовки договора.
ООО «НЗК», не согласившись с указанным размером выкупной цены участка, в письме от 15.02.2017 № 278 предложило Управлению Росимущества в Самарской области изменить договор и установить выкупную цену земельного участка в размере 13 176 275, 65 руб. в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приложив к данному письму расчет цены земельного участка проект договора купли-продажи земельного участка и протокол разногласий к данному договору купли-продажи земельного участка.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 29.03.2017 № 2859 отказалось внести изменения в договор купли-продажи участка в части его выкупной цены, что послужило основанием для обращения ООО «НЗК» в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» даны разъяснения, согласно которым, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений,
расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Частью 2 пункта 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» (в редакции на дату подачи заявления о выкупе) установлено, что до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах Самарской области, за исключением городов Самары и Тольятти, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с подпунктом 8.2. пункта 8 Постановления Думы городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 20.10.2005
№ 127 «Об установлении земельного налога на территории городского округа Новокуйбышевск» налоговая ставка по земельному налогу установлена для прочих земельных участков в размере 1,5%.
Согласно письму Администрации г.о. Новокуйбышевск № 5224 от 04.07.2016 численность населения Самарской области утверждается на 01 января текущего года. Численность городского округа Новокуйбышевск по состоянию на 01.01.2012 составляла 109868 человек.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ООО «НЗК» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, принимая во внимание, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность было подано обществом 19.03.2012, т.е. до 01.07.2012, пришли к обоснованному выводу о том, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть определена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как правильно указали суды, при разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания,
сооружения, необходимо исходить из того, что заявление о приватизации земельного участка является основанием для начала процедуры оформления договора купли-продажи и с этого момента у уполномоченного органа возникает обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия, на основании имеющихся к тому моменту данных кадастрового учета выкупаемого земельного участка в сроки, установленные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка по состоянию на дату обращения ООО «НЗК» в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о его выкупе, т.е. на 19.03.2012, составляла 87 841 837 руб. 70 коп.
Принимая во внимание, что выкупная цена спорного земельного участка, определенная в соответствии с указанными нормами, исходя из десятикратного размера ставки земельного налога 1,5%, составляет 13 176 275,65 руб., суды правильно утвердили подпункт 2.1 пункта 2 договора купли-продажи земельного участка в редакции истца.
Довод кассационной жалобы о том, что заявление общества от 19.03.2012 о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отклонено, в связи с чем оснований для применения льготной выкупной цены не имеется, несостоятелен.
Как указано выше 19.03.2012 ООО «НЗК» обратилось в адрес ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, т.е. до 01 июля 2012 года.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 11.05.2012 № 25/1358 направило заявление ООО «НЗК» от 19.03.2012 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г.Москва) для
получения поручения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Федеральное агентство по управлению государственным имущество письмом от 11.02.2013 № ПП-10/5248 поручило ТУ Росимущества в Самарской области дать предложения по устранению замечаний, в соответствии с которым ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 22.05.2013 № 5617 направило пакет документов обществу для доработки.
Как следует из указанных писем заявление ООО «НЗК» от 19.03.2012 по существу рассмотрено не было, решения о предоставлении либо отказе в предоставлении спорного земельного участка уполномоченным органом не принято.
При этом заявитель кассационной жалобы не учитывает, что в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегий считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ООО «НЗК» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и
направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу № А55-12280/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи С.Ю. Муравьев
А.Ф. Фатхутдинова