ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-12793/16 от 04.04.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19646/2017

г. Казань                                                 Дело № А55-12793/2016

07 апреля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Озон Фарм» ‑ Лукашова Д.О., доверенность от 27.03.2017 №52,

инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области – Блиновой Н.Б., доверенность от 12.01.2017 № 02-05/00357,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Озон Фарм»,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)

по делу № А55-12793/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Озон Фарм», г. Жигулевск Самарской области (ИНН: 6345022831) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, о признании незаконным решения от 28.01.2016 № 33212в части,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Озон Фарм» (далее – ООО «Озон Фарм», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области (далее – налоговый орган, инспекция, ответчик) о признании незаконным решения от 28.01.2016 № 33212 в части, касающейся доначисления ООО «Озон Фарм» налога на прибыль организаций по курсовым разницам в размере 1 067 696,57 руб., возникшим в связи с оплатой авансов по международным контрактам в рамках Соглашения по Особой экономической зоне и признать правомерным применение ООО «Озон Фарм» пониженной ставки в размере 0% по налогу на прибыль зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года в отношении указанных курсовых разниц.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Озон Фарм», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.

Налоговый орган, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалоб, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка ООО «Озон Фарм», на основе представленной им налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года, по итогам которой вынесено решение от 28.01.2016 № 33212 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлена неуплата налога на прибыль в сумме 1 070 589 руб., начислены к уплате пени в сумме 29 833,75 руб.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарской области (далее ‑ Управление).

Решением Управления от 28.04.2016 № 03-15/11443 решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.

Судами первой и апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ, для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 № 187-ГД «О пониженных ставках налога, на прибыль организаций зачисляемых в бюджет Самарской области» ставка 0 процентов предусматривается для организаций - резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Самарской области, до 31.12.2018.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что таким налогоплательщикам пониженная ставка налога устанавливается в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Самарской области, при условии ведения резидентами в порядке, предусмотренном главой 25 части второй НК РФ, раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Самарской области, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории указанной особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговым законодательством не раскрывается понятие деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ) особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

Материалами дела подтверждается, что заявитель является резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, созданной на территории Ставропольского района Самарской области.

На основании Соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Ставропольского района Самарской области от 18.11.2014 № С-672-ЕЕ/Д14» (Соглашение) ООО «Озон Фарм» осуществляет производственно-промышленную деятельность в ОЭЗ.

Согласно пояснениям общества, с целью исполнения Соглашения заключены международные контракты на общую сумму 6 544 467,33 евро и для осуществления платежей по международным контрактам им приобретена в Поволжском Банке ОАО «Сбербанк России» валюта (евро) в следующих периодах: 08.07.2015 – 1 267 825 евро; 07.08.2015 – 255 000 евро; 11.08.2015 – 240 000 евро; 13.08.2015 – 580 000 евро.

В течение 9 месяцев 2015 года указанные денежные средства размещались на краткосрочных банковских депозитных счетах.

В результате ООО «Озон Фарм» за 9 месяцев 2015 год получило внереализационные доходы, которые сложились из курсовых разниц по счетам, выраженным в иностранной валюте в размере 29 721 734,43 руб., процентов, полученных по вкладам (депозитам) в размере 16 069,03 руб., а также понесло внереализационные расходы, которые сложились из курсовых разниц по счетам, выраженным в иностранной валюте в размере 15 257 392,26 руб.

Судами установлено, что в отношении прибыли, полученной от указанных операций ООО «Озон Фарм» применило ставку налогообложения по налогу на прибыль в размере 0% в части налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет.

Налоговым органом в ходе анализа выписок банка о движении денежных средств ООО «Озон Фарм» установлено, что в отчетном периоде поступления от производственной деятельности, а также от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, отсутствуют.

Инспекцией в рамках проверки проведен осмотр территории ОЭЗ, на которой ООО «Озон Фарм» должна осуществляться предусмотренная Соглашением производственная деятельность, по результатам которого установлено, что на огражденном земельном участке на момент осмотра велись строительные работы, присутствовала строительная техника (краны на гусеничном ходу и автокраны), автомобили, по всему участку забиты сваи, установлены железобетонные фундаменты под колонны (ростверки). Половину участка занимает железобетонная конструкция будущего здания. Основание под металлоконструкцией выложено щебнем. На свободной от конструкции части участка расположены стройматериалы (металлические балки, песок), вырыты траншеи. На территории имеются временные сооружения для работников.

Налоговый орган в ходе проведения проверки, пришел к выводу, что производственный объект находится на стадии строительства и не может быть использован для извлечения прибыли от осуществления производственной деятельности. Следовательно, указанная выше прибыль получена ООО «Озон Фарм» не от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны (промышленно-производственной деятельности, выражающейся в виде производства и (или) переработки товаров (продукции) и их реализации, деятельности по логистике, выражающейся в виде оказания услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров), а от размещения на банковских счетах денежных средств (проценты) и образующих доходы курсовых разниц, что не соответствует установленным законом условиям применения пониженной ставки налога на прибыль организаций: положениям пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 284 НК РФ, подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 2, пункта 2 статьи 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 № 187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» и статей 2, 3, 9, 10 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В целях применения пункта 1 статьи 284 НК РФ под деятельностью, осуществляемой на территории особой экономической зоны, понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров, а также технико-внедренческая деятельность.

Вместе с тем, судами установлено, что ООО «Озон Фарм» занималось такой деятельностью в проверяемом периоде.

Между тем, ни Соглашением, ни бизнес-планом, прилагаемым к Соглашению, при определении видов деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, не предусмотрен такой вид деятельности как формирование дохода из курсовой разницы.

При этом судами указано, что возможность применения пониженной налоговой ставки в отношении курсовых разниц законодатель предусмотрел, в частности, только для резидентов ОЭЗ в Калининградской области (пункт 5.1 статьи 288.1 НК РФ). Право на получение дохода за счет курсовых разниц предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации.

ООО «Озон Фарм» вправе получать доход от осуществления операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты, но для целей налогообложения к данным операциям должна быть применена ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

Таким образом, судами правомерно отмечено, что условия для применения иных, льготных, условий налогообложения указанного внереализационного дохода у ООО «Озон Фарм» отсутствуют.

Для применения Пункт 5.1 статьи 288.1 НК РФ необходимо наличие определенной совокупности элементов правоотношения, одним из которых в данном случае является специальный субъект правоотношения (лицо, имеющее правовой статус резидента ОЭЗ Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Ссылка заявителя на судебную практику, в обосновании своей позиции, судами признана не применимой к настоящему спору, поскольку ООО «Озон Фарм» не имеет правового статуса резидента ОЭЗ Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, правомерно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае для регулирования отношений по налогообложению доходов (расходов) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы должна быть применена общая норма, предусмотренная пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи, с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов в обжалуемой части, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба не содержат доводов, опровергающих сделанные судами выводы. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов в обжалуемой части.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 по делу № А55-12793/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                         Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                А.Н. Ольховиков

                                                                                           Л.Ф. Хабибуллин