ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-12806/20 от 13.07.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6229/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-12806/2020

19 июля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Арукаевой И.В.,

судей Махмутовой Г.Н., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии представителей:

истца – Рящиной Д.Е. (доверенность от 30.11.2020),

ответчика – Булатовой Г.Р. (доверенность от 26.04.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Город Солнца»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021

по делу № А55-12806/2020

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (ОГРН 1136316004747, ИНН 631801001) к обществу с ограниченной ответственностью «Город Солнца» (ОГРН 1146319010716, ИНН 6319187121) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (далее – ООО «ЭкоСтройРесурс», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Город Солнца» (далее – ООО «Город Солнца», ответчик) о взыскании 1 669 228,44 руб. долга за период с января 2019 года по февраль 2020 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором, статус которого присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс».

Между ООО «ЭкоСтройРесурс» (региональный оператор) и ООО «Город Солнца» (потребитель) 01.01.2019 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 163/УО, согласно которому региональный оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), от источников образования и мест накопления ТКО, а также их транспортированию и передаче в места размещения ТКО.

Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, в связи с чем, оператор должен также обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пункта 2.1 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4.1 договора учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», производится следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно пункту 2.3 договора расчет стоимости оказываемых региональным оператором услуг произведен согласно правил предоставления коммунальных услуг постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 и приведен в приложении № 2 к договору, в соответствии с формулой в пункте 9 (2) приложения № 2 указанных правил.

В соответствии с пунктом 2.6 договора потребитель ежемесячно, в полном объеме, в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

Согласно пункту 2.8 договора потребитель обязан принять УПД от регионального оператора и в течение 3 рабочих дней с момента получения УПД вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный потребителем от регионального оператора на бумажном носителе, возвращается потребителем региональному оператору. Если в указанный срок УПД не будет возвращен региональному оператору, УПД будет считаться подписанным потребителем без разногласий.

Приложением № 1 к договору определены места накопления, объем ТКО.

Спорные объекты не были включены в указанный перечень.

В материалы дела представлены подписанные со стороны регионального оператора дополнительные соглашения к договору № 163/УО о внесении в приложения № 1 и № 2 дополнительных объектов, расположенных по адресам: г.Самара, просп.Кирова, д.322 кор.1 с 01.08.2019 и г.Самара, ул. Революционная, 101 В с 01.10.2019.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95, от 19.12.2019 № 781 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 годы для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

Согласно представленным истцом сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, многоквартирные дома, расположенные по адресам:

- г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 1 находился в управлении ООО «Город Солнца» с 01.08.2019 - 31.12.2019.

- г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 3 находился в управлении ООО «Город Солнца» с 01.07.2019 -31.12.2019.

- г. Самара, ул. Революционная, 101 В находился в управлении ООО «Город Солнца» с 01.10.2019 - 23.03.2020.

Таким образом, ООО «Город Солнца», является управляющей компанией в отношении МКД, и, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязано заключать договоры с региональным оператором по обращению с ТКО.

Региональным оператором был произведен перерасчет задолженности с учетом периодов нахождения в управлении ООО «Город Солнца» многоквартирных домов и выставлен корректировочный УПД от 29.02.2020 № УО 02-000475.

Ответчик заявил, что согласно условиям договоров управления многоквартирными домами от 03.07.2019 № 1з/2019 (МКД, расположенные по адресам: г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 1 и корпус 3) и от 01.10.2019 № 2у/19 (МКД, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Революционная, 101 В), заключенных с застройщиками, ООО «Город Солнца» не принимало на себя обязательства по оказанию застройщику услуг по обращению с ТКО.

Застройщик ООО «Премьер-Инвестстрой» заключил договор от 03.07.2019 № 1з/2019 управления МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 1, Самарская область, г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 3 с ООО «Город Солнца», застройщик ООО «Строительная Компания Сокол-2» заключил договор от 01.10.2019 № 2/у/19 управления МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, 101 В с ООО «Город Солнца».

Согласно пунктам 2.1.4 договоров управления № 1з/2019 и 2/у/19 ООО «Город Солнца» обязуется заключать с ресурсоснабжающими организациями и третьими лицами договоры о предоставлении коммунальных ресурсов, договор на техническое обслуживание общедомового инженерного оборудования, а также иные договоры, необходимые для использования помещений по назначению, для жизнеобеспечения дома и поддержания дома и поддержания его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, за счет заказчика вести расчеты по заключенным договорам.

Таким образом, ООО «Город Солнца» являлось управляющей компанией с 03.07.2019 в отношении МКД, расположенных по адресам: Самарская область, г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 1, Самарская область, г. Самара, проспект Кирова, д. 322А корпус 3, а с 01.10.2019 являлось управляющей компанией в отношении МКД, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, 101 В, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязано заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг по договору управления.

С целью досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия от 24.03.2020 № ЭСР – 13605/20 с требованием оплаты образовавшейся задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьями 309, 310, 425, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 30, 153, 154, 155, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Постановление № 1156), и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска.

Так, согласно частям 1, 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Положениями согласно пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в редакции, действовавшей в спорный период), также предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

В соответствии со статьей 5 и пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как было указано выше, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором, статус которого присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс».

Поскольку положение части 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ не распространяется на ответчика по настоящему делу, судами сделан правильный вывод о наличии на стороне ответчика обязанности по заключению договора с региональным оператором.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 8.1 Правил № 1156).

Согласно пункту 8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8 (11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Принимая во внимание вышеизложенные нормы материального права, а также положения статьи 421 ГК РФ, судебная коллегия считает, что у сторон существовали взаимные обязательства по вступлению в договорные отношения, а довод ответчика об отсутствии обязанности по оплате стоимости фактически оказанных услуг ввиду отсутствия заключенного сторонами единого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами несостоятельным.

При этом, ссылка судов на заключенный между ООО «ЭкоСтройРесурс» (региональный оператор) и ООО «Город Солнца» (потребитель) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 163/УО, не привела к принятию неправильных судебных актов.

Кроме того, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, согласно расчету истца (т.3 л.д.101-102), с учетом заявленного уточнения, заявленная ко взысканию задолженность - 1 669 228,44 руб. образовалась за следующий период: по МКД, расположенному по адресу: г.Самара, проспект Кирова, 322А кор.1 – за период с 01.08.2019 по 31.11.2019; по МКД, расположенному по адресу: г. Самара, проспект Кирова, 322А кор.3 – за период с 03.07.2019 по 31.11.2019; по МКД, расположенному по адресу: г. Самара, ул. Революционная, 101 В – за период с 01.10.2019 по февраль 2020 года.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что собственниками помещений спорных домов приняты решения о заключении прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, также не освобождает ответчика от оплаты стоимости фактически оказанных в спорный период услуг, поскольку, как следует из представленных в материалы настоящего дела протоколов общих собраний собственников помещений в спорных домах, а также из представленного истцом расчета, истцом заявлен ко взысканию период начислений до принятия собственниками решений о заключении прямых договоров с региональным оператором, в период, когда именно ответчик осуществлял управление спорными МКД.

Довод ответчика о том, что вывоз строительных отходов от МКД, расположенных по адресам: г. Самара, проспект Кирова, д. 322 А корп. 1, корп. 3, г. Самара, ул. Революционная, 101 В, производило ООО «СВЭМ» и ввиду этого региональный оператор не оказывал услуг по вывозу отходов от объектов, расположенных около указанных МКД, был предметом оценки судов и правомерно отклонен.

Мотивы отклонения указанного довода ответчика подробно изложены в мотивировочной части обжалуемых судебных актов.

Также обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что взаимные обязательства по договору не согласованы сторонами, а истец не оказал ответчику услугу по вызову ТКО.

Как правильно указано судами, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении истцом обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1156.

Между тем, ответчик не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг истцом по обращению с ТКО за спорный период, а также не представил документального подтверждения самостоятельного вывоза и утилизации коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором. При этом судами установлено, что истец оказывает услуги по вывозу коммунальных отходов, а ответчик принимает услуги в силу отношений сложившиеся между истцом и ответчиком, которые на основании пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации признаны договорными вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.

Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонены при надлежащей правовой оценке.

Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.

Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.

В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021 по делу № А55-12806/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   И.В. Арукаева

Судьи                                                                          Г.Н. Махмутова

                                                                                     Э.Т. Сибгатуллин