ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13047/14 от 12.05.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23763/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-13047/2014

15 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Вильданова Р.А.,

судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,

при участии представителей:

истца – ФИО1, доверенность от 12.01.2015,

ответчика – ФИО2, паспорт, ФИО3, доверенность от 08.07.2014,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)

по делу № А55-13047/2014

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, с. Краснояриха Челно-Вершинского района Самарской области, о взыскании 5 944 411 руб. 36 коп. в доход областного бюджета.

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее ‑ Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства ФИО2 (далее ‑ предприниматель) процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 944 411,36 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2012 году грантов за счет средств областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2011 № 124, (далее ‑ Порядок) главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее ‑ глава КФХ ФИО2) был предоставлен грант на развитие семейных животноводческих ферм в размере 10 000 000 руб. (платежные поручения от 12.09.2012 № 2465 на сумму 3 900 000 руб., от 11.09.2012 № 6817 на сумму 6 100 000 руб.).

В соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения № 6 от 06.09.2012 глава КФХ ФИО2 обязуется соблюдать условия, предусмотренные п.6 Порядка, а именно: расходование гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном Получателем плане расходов, являющемся неотъемлемой частью указанного соглашения, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, и не менее 40% за счет собственных средств Получателя.

Общая сумма расходов составляет 16 747 000 руб., из них средства гранта – 10 000 000 рублей, собственные средства – 1 747 000 руб., заемные средства – 5 000 000 руб.

В соответствии с Планом расходов предприниматель обязуется использовать вышеуказанные денежные средства на приобретение племенных нетелей на общую сумму 10 000 000 руб. (из них: за счет средств гранта - на сумму 6 000 000 руб., за счет собственных средств - на сумму 1 000 000 руб., за счет заемных средств – 3 000 000 руб.), приобретение и монтаж оборудования для содержания крупного рогатого скота на общую сумму 6 747 000 руб. (из них: за счет средств гранта - на сумму 4 000 000 руб. или за счет собственных средств - на сумму 747 000 руб., за счет заемных средств – 2 000 000 руб.).

Как установлено судом, предпринимателем заключен договор поставки от 02.07.2012 № 75 с ООО «Молочная индустрия» на сумму 6 747 000 руб. Договором предусмотрено:

- установка доения в молокопровод УНИМИЛК-100Н на сумму 1 800 000 руб.,

-  установка охлаждения молока закрытого типа УОМ ЗТ-4000 NERENTA на сумму 950 000 руб.,

- установка доения в летнем лагере УДЛЛ-8 на сумму 900 000 руб., транспортер полнокомплектный TCH-160АМ на сумму 600 000 руб.,

- плита животноводческая на сумму 882 000 руб.,

- анкерный крепеж плиты животноводческой на сумму 105 000 руб.,

- лоток транспортера ТСН-160АМ на сумму 450 000 руб.,

- стойловое оборудование привязного содержания с системой поения на 100 КРС на сумму 1 060 000 руб.

Предпринимателем также заключен договор купли-продажи племенных нетелей от 20.09.2012, по которому произведена оплата 03.12.2012 в сумме 7 500 000 руб. и 17.12.2012 в сумме 2 500 000 руб.

По результатам ревизии (проверки) использования гранта главой КФХ ФИО2 в соответствии с условиями и целями, определенными Порядком, проведенной на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 27.11.2013 № 310-п, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области выявлены нарушения, отраженные в Акте (проверки) использования гранта главой КФХ ФИО2 от 30.12.2013.

Так, в Акте отражены нарушения в части использования средств гранта на цели, не предусмотренные Порядком на общую сумму 193 473 руб. 01 коп.

Кроме того, в Акте отражено, что при перечислении денежных средств в сумме 7 500 000 руб. по договору купли-продажи племенных нетелей от 20.09.2012 № 133, главой КФХ ФИО2 не соблюдено условие расходования гранта, указанное в абзаце третьем пункта 6 Порядка (расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утверждённом плане расходов, с учётом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета и не менее 40% за счет собственных средств получателя (наименования (статьи) расходов указаны в абзацах со второго по шестой пункта 8 Порядка) в сумме 5 750 938,35 руб.

Согласно пункту 6 Порядка гранты предоставляются получателям при соблюдении следующего условия: - расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, и не менее 40% за счет собственных средств получателя (наименования (статьи) расходов указаны в абзацах со второго по шестой пункта 8 Порядка).

В связи с этим Министерство пришло к выводу о том, что ИП ФИО2 не были соблюдены условия Порядка предоставления гранта.

В целях соблюдения вышеуказанного порядка возврата субсидий Министерством была направлена в адрес ответчика главы КФХ ФИО2 претензия от 25.04.2014 № МСХ-2-16-21/1218 с требованием о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета. Однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возвращена.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Ответчик, возражая против исковых требований, сослался на то, что Порядок не содержит условий о соблюдении пропорции в день перечисления денежных средств.

Разрешая возникший спор, судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно информации об использовании средств, приложенной к акту ревизии, на расчетном счете ответчика денежные средства имелись в пропорции, предусмотренной Порядком, на 13.09.2012 5 012 524 руб. 13 коп. - собственные средства и 10 000 000 руб. - средства гранта.

Ответчиком в несколько этапов была произведена оплата договора поставки № 75 от 02.07.2012 в целях приобретения и монтажа оборудования для содержания крупного рогатого скота, предусмотренных планом расходов.

В подтверждение целевого использования средств гранта также ответчиком был представлен договор купли-продажи племенных нетелей от 20.09.2012, по которому произведена оплата 03.12.2012 в сумме 7 500 000 руб. и 17.12.2012 в сумме 2 500 000 руб., что подтверждается актом ревизии.

Согласно пункту 6 Порядка гранты предоставляются получателям при соблюдении следующего условия:

-расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, и не менее 40% за счет собственных средств получателя (наименования (статьи) расходов указаны в абзацах со второго по шестой пункта 8 Порядка).

При этом условий о том, что пропорция, предусмотренная пунктом 6 Порядка, считается соблюденной только при расходовании собственных денежных средств с расчетного счета, а также условий о соблюдении этой пропорции в день перечисления денежных средств, не зависимо от того, окончательный это платеж по данной статье (наименованию) расхода или нет, Порядок не содержит.

Таким образом, на момент проведения проверки с 02.12.2013 по 26.12.2013 получатель гранта не мог еще в полном объеме произвести софинансирование за счет собственных средств, ввиду того, что с момента выдачи гранта истекло только 15 месяцев, а план расходов предусматривает срок исполнения - 18 месяцев, то есть март 2014 года.

Таким образом, суды пришли к выводу, что доводы истца о несоблюдении ответчиком пропорции расходования денежных средств с расчетного счета являются несостоятельными.

Одновременно в ходе проверки главы КФХ ФИО2 истцом выявлено нецелевое использования средств гранта на сумму 193 473 руб. 01 коп., которые были израсходованы на текущие нужды.

Однако судом установлено, что индивидуальный предприниматель является субъектом гражданской правоспособности, и открытый им расчетный счет характеризуются сложным двойственным правовым положением. Индивидуальный предприниматель одновременно является и физическим лицом, а открытый им расчетный счет - лицевым счетом физического лица.

Законодательного запрета на осуществление личных платежей с расчетного счета предпринимателя нет, а правовая природа расчетного счета предпринимателя не позволяет обособить средства, полученные от предпринимательской деятельности и личные средства предпринимателя.

На банковском счете ИП ФИО2 не было обособления средств гранта и 40% собственных средств (предусмотренного соглашением от 06.09.2012 № 8 софинансирования средств гранта) от иных денежных средств предпринимателя (иного истцом не доказано).

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Статьей 28 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, судебные инстанции, установив, что главой КФХ ФИО2 соблюдались требования Порядка, принцип адресности и целевого характера гранта соблюдены в полном объеме, отказали в удовлетворении исковых требований.

Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.

По существу доводы истца, в том числе о несоблюдении условий расходования гранта, не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм права, связаны с иной оценкой доказательств по делу и направлены на переоценку выводов суда, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу № А55-13047/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Р.А. Вильданов

Судьи                                                                          Н.Ю. Мельникова

                                                                                     М.М. Сабиров