ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13092/2009 от 17.05.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-13092/2009

17 мая 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Арукаевой И.В.,

судей Гильмановой Э.Г., Карповой В.А.,

при участии представителей:

заявителя – Поликарпова О.Ю, (доверенность от 10.03.2010),

заинтересованного лица – Загородниковой Н.С. (доверенность от 28.12.2009 № 5776/1),

в отсутствие:

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2009 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)

по делу № А55-13092/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания» к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия, при участии третьего лица – муниципального учреждения культуры «Музей историко-культурного наследия города Тольятти»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания» (далее – заявитель, ООО «Консалтинговая компания») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления мэрии городского округа Тольятти (далее – мэрия) от 06.04.2009 № 759-п/1 об отказе заявителю в размещении фитнес-центра южнее здания по ул. Революционной 15 в Автозаводском районе г. Тольятти, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Консалтинговая компания».

Определением суда от 01.09.2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение культуры «Музей историко-культурного наследия города Тольятти».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что из имеющегося в материалах дела градостроительного заключения от 11.03.2008 № 85 следует, что на земельном участке, испрашиваемом заявителем, расположен объект историко-культурного наследия и пешеходный сквер; обоснованным является довод мэрии о том, что размещение фитнес-центра может привести к нарушению требований, установленных к содержанию и охране памятников истории и культуры; в представленных заявителем документах отсутствуют разделы о выполнении требований по обеспечению сохранности объектов культурного наследия; оспариваемым постановлением рассмотрено обращение заявителя о предоставлении земельного участка под размещение фитнес-центра, а не «центр обслуживания туристов»; наименование объекта, предполагаемого к строительству на испрашиваемом земельном участке, не влияет на ограничения в связи с его расположением в зоне И-3; оспариваемое постановление издано мэрией городского округа Тольятти в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с выводами судов, ООО «Консалтинговая компания» обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые по делу судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, заявленные требования – удовлетворить.

В обоснование кассационной жалобы ООО «Консалтинговая компания» указывает, что испрашиваемый земельный участок свободен от какой-либо застройки, на нем отсутствует объект историко-культурного наследия и пешеходный сквер, что подтверждается градостроительным заключением от 23.09.2008 № 275 (п.1.2.1), проектом границ земельного участка, а также планом расположения земельного участка; зона И-3, которая указана в п. 1.2.4 градостроительного заключения от 23.09.2008 № 275, определяется как зона охраняемого природного ландшафта.

Установление зоны охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, а также получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 (с изменениями от 07.11.2008) «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а также решения Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 №1059 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти», возможно только в случае включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта историко-культурного наследия - монументальной декоративно-скульптурной композиции из серии «Транспорт». Кроме того, заявитель считает, что судами не установлен и не привлечен к участию в деле собственник памятника.

Доказательств включения этого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, мэрией не представлено.

Мэрией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а жалоб – не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей муниципального учреждения культуры «Музей историко-культурного наследия города Тольятти», надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.

В силу статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Желаевой М.З. на судью Арукаеву И.В.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 17.05.2010 до 08 час. 40 мин.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.01.2008 ООО «Консалтинговая компания» обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением об изготовлении и предоставлении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта фитнес–центр по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, южнее здания № 15 по ул. Революционной в 32 квартале, предполагаемой площадью 0,3 га в аренду. Заявление было получено канцелярией мэрии 20.02.2008 (входящий номер № 402-2/ 942) (т.1 л.д.75).

Управление архитектуры и градостроительства мэрии, рассмотрев указанное заявление, 11.03.2008 составила градостроительное заключение № 85, в котором указало (р.3.2 заключения), что размещение фитнес-центра на испрашиваемом земельном участке не соответствует градостроительным регламентам по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка объектов недвижимости территориальной зоны Ц-2. Заявителю предложено привести предполагаемый к строительству объект в соответствие с градостроительным регламентом. Кроме того, в названном заключении указано, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект историко-культурного наследия «Воздушный шар», входящий состав декоративно-скульптурной композиции из серии «Транспорт», включенный в реестр памятников истории и культуры г. Тольятти Решением Тольяттинской городской думы от 21.06.2000 № 858, перенос которой не возможен (т.1 л.д.27-28).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, заявитель 16.04.2008 направил в адрес уполномоченного органа заявление № 33 о внесении изменений в градостроительное заключение от 11.03.2008 № 85 в связи с изменением функционального назначения предполагаемого к строительству объекта вместо здания «фитнес-центр» на «центр обслуживания туристов» (т.1 л.д.92).

Письмом от 15.05.2008 № 1995 Управление архитектуры и градостроительства мэрии сообщило заявителю о подготовке градостроительного заключения от 07.05.2008 № 138 для рассмотрения на заседании рабочей группы (т.1 л.д.9).

07 мая 2008 года Управлением архитектуры и градостроительства мэрии подготовлено новое градостроительное заключение № ГЗ 138, которым было определено, что объемно-планировочное решение центра обслуживания туристов не соответствует функциональному назначению объекта (п.3.2.6).

Письмом Управления архитектуры и градостроительства мэрии от 25.07.2008 (исх. № 3238) заявителю было сообщено, что решением рабочей группы 27.05.2008 отклонено рассмотрение проекта в связи с отсутствием концепции застройки данной территории.

В то же время, 23.09.2008 Управлением архитектуры и градостроительства мэрии повторно было выдано заявителю градостроительное заключение № 275, из которого следует, что проект постановления мэра об отказе в размещении объекта подготовлен и находится в стадии согласования (т.1 л.д.11-16).

Мэрией городского округа Тольятти постановлением от 06.04.2009 № 759-п/1 ООО «Консалтинговая компания» отказано в размещении «фитнес-центра» по причине расположения его в месте размещения монументальной декоративно-скульптурной композиции из серии «Транспорт», являющейся объектом историко-культурного наследия г. Тольятти.

При принятии оспариваемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали на то, что порядок предоставления земельных участков для строительства урегулирован статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантами их выбора.

В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Во исполнение указанных норм законодательства заявитель обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов для решения вопроса об изготовлении и предоставлении акта выбора земельного участка.

Из градостроительного заключения от 11.03.2008 № 85, а также из ответа на запрос суда руководителя управления архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти от 13.10.2009 № 5160/5 следует, что испрашиваемый ООО «Консалтинговая компания» земельный участок, согласно карты градостроительного зонирования городского округа Тольятти, расположен в зоне Ц-2 – общественно-деловая зона районного значения. В соответствии с картой зон действия ограничений по условиям охраны историко-культурной среды, испрашиваемый участок расположен в зоне И-3 – зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 для зоны И-3 установлен особый режим использования земель и градостроительный регламент, устанавливаемые в границах данной зоны:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

г) обеспечение визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде;

д) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

е) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для сохранности объектов культурного наследия;

ж) благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия;

з) обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов.

В настоящее время проекты зон охраны объекта культурного наследия не разработаны.

Однако, поскольку из имеющегося в материалах дела градостроительного заключения от 11.03.2008 № 85 следует, что на земельном участке, испрашиваемом заявителем, расположен объект историко-культурного наследия и пешеходный сквер и в представленных заявителем документах отсутствуют разделы о выполнении требований по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, суд сделал вывод о том, что обоснованным является довод мэрии о том, что размещение «фитнес-центра» может привести к нарушению требований, установленных к содержанию и охране памятников истории и культуры.

Судами также отмечено, что статьей 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сослались на положения градостроительного заключения от 11.03.2008 № ГЗ 85 (т.1 л.д.27). Отказывая в предварительном согласовании, мэрия также указала на нахождение на испрашиваемом земельном участке монументальной декоративно-скульптурной композиции из серии «Транспорт», включенной в реестр памятников истории и культуры г. Тольятти Решением Тольяттинской городской Думы от 21.06.2000 № 858.

Между тем, согласно градостроительному заключению от 23.09.2008 № ГЗ 275, также имеющемуся в материалах дела, (т.1 л.д.11) (п. 3.2.6) испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от объекта историко-культурного наследия, входящего в состав декоративно-скульптурной композиции из серии «Транспорт».

В пункте 1.2.1 градостроительного заключения от 23.09.2008 № ГЗ 275 указано, что участок свободен от капитальной застройки.

Таким образом, градостроительные заключения № 85 и № 275 содержат противоречивые сведения, которые при вынесении оспариваемых судебных актов не были предметом рассмотрения и, как следствие, не устранены.

Согласно частям 3, 4, 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

В силу статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 (с изменениями от 07.11.2008) утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Как следует из данного Положения, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия включают в себя:

а) сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

б) отчет о проведенных историко-культурных исследованиях;

в) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;

г) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон выявленных объектах культурного наследия;

д) сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок;

е) сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;

ж) иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия.

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, которые, как следует из преамбулы, являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Самарской области, Уставом городского округа Тольятти, Генеральным планом городского округа Тольятти, а также с учетом иных муниципальных правовых актов городского округа Тольятти, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития городского округа Тольятти, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В силу статьи 36 данных Правил земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При этом, зона И-3, которая указана в пункте 1.2.4 градостроительного заключения от 23.09.2008 № 275, определяется как зона охраняемого природного ландшафта.

Однако, как следует из судебных актов, проекты зон охраны объекта культурного наследия в настоящий момент не разработаны.

Данному обстоятельству судами надлежащая оценка не дана.

Также суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов о подаче двух заявлений о предоставлении земельных участков, первое из которых было рассмотрено и результатам рассмотрения которого был отказ от 11.03.2008 № 85, так как письмом от 16.04.2008 № 33 заявитель просил внести изменения в градостроительное заключение от 11.03.2008 № 85 в связи с изменением функционального назначения предполагаемого к строительству объекта, то есть изменилось его назначение, проект.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, учитывая заявление от 16.04.2008 № 33, судом не дана оценка нарушения прав заявителя оспариваемым постановлением.

Также следует отметить, что судом не был выяснен вопрос об отнесении спорного объекта – композиции «Воздушный шар» монументальной декоративно-скульптурной композиции из серии «Транспорт» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15 Федерального закона № 73-ФЗ).

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен статьей 18 названного Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2 указанной статьи Федерального закона № 73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.

Пунктом 9 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.

Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.

Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.

Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что положение о ведении Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации вступает в силу лишь с 01.01.2010, между тем согласно пункту 8 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 № 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся.

В соответствии с пунктами 16, 17 указанной Инструкции на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.

Для ансамбля, комплекса недвижимых памятников истории и культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются: учетная карточка и паспорт на указанные объекты в целом; учетные карточки и паспорта для каждого отдельного памятника; историко-архитектурный опорный план.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые судебные акты вынесены по неполно выясненным обстоятельствам и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все обстоятельства, проверить доводы заявителя жалобы, дать оценку всем доказательствам с учетом настоящего постановления и принять по делу законное и обоснованное решение.

Кроме того, в порядке части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду разрешить вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу № А55-13092/2009 отменить.

Направить дело № А55-13092/2009 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.В. Арукаева

Судьи Э.Г. Гильманова

В.А. Карпова