ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13214/2021 от 12.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15771/2022

г. Казань Дело № А55-13214/2021

15 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

при участии представителя:

общества с ограниченной ответственностью «Росна Сервис» - ФИО1 (по доверенности от 30.04.2021),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росна Сервис»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021

по делу №А55-13214/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Росна Сервис» к Государственной жилищной инспекции Самарской области третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Росна Сервис» (далее – ООО «Росна Сервис», общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконным и недействительным предписания начальника отдела надзора в сфере платежей управления надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – инспекция) ФИО2 от 08.02.2021 № КЧ-92525.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

В отзывах на кассационную жалобу инспекция и Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области доводы жалобы отклонили, просили оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Росна Сервис» является теплоснабжающей организацией с. Тимашево, осуществляющей отпуск тепловой энергии жителям в течение отопительного сезона (с октября по апрель) на основании постановлений Главы Кинель-Черкасского района о начале и окончании соответствующего отопительного периода.

Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правомерности начисления платы за отопление собственникам помещений в многоквартирных домах по адресам: <...> и выявлены нарушения законодательства, в связи с чем, ООО «Росна Сервис» было выдано предписание от 08.02.2021 №КЧ-92525.

Жилищной инспекцией было установлено, что ООО «Росна Сервис» произведено начисление платы за отопление за период с 01.07.2019 по 01.10.2019 собственникам помещений многоквартирных домов по адресам: <...> в нарушение пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) и Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 № 131 (далее – Приказ № 131), и предложено в срок до 08.05.2021 устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: произвести начисление платы за отопление жителям многоквартирных домов по адресу: <...> за период с июля по октябрь 2019 в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 и Приказом № 131.

Полагая, что данное предписание является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Как следует из материалов дела, в отопительный период с октября 2018 по апрель 2019 года ООО «Росна Сервис» поставило собственникам двух указанных многоквартирных домов, где не было действующих приборов учета тепловой энергии, необходимый объем тепловой энергии, оплату за которую осуществлялась не в течение отопительного периода, а с рассрочкой платежа равномерно (равными частями) в течение календарного года.

На момент выработки и поставки (продажи) этого объема тепловой энергии действовал норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный Постановлением Администрации Кинель-Черкасского района от 22.08.2005 № 911 (постановление вступило в силу с 01.09.2005). Стоимость объема поставленной тепловой энергии рассчитывалась по формуле: площадь помещений, помноженная на норматив, на 7 месяцев (период предоставления коммунальной услуги отопления) и разделенная на 12 месяцев (7/12).

Судами установлено, что после окончания отопительного периода и поставки полного объема тепловой энергии в апреле 2019 года ООО «Росна Сервис» полностью выполнило свои обязательства по договору теплоснабжения в рамках данного отопительного периода, в связи с чем, ожидалась последующая оплата за уже поставленную тепловую энергию в той части, которая не была оплачена потребителями за 7 месяцев отопительного периода с октября по апрель 2019 года, оплата которой предусматривалась в течение 5 месяцев межотопительного периода - в мае, июне, июле, августе и сентябре 2019 года - до начала следующего отопительного периода 2019-2020 г.г. с октября 2019 года.

В соответствии со статьями 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению может осуществляться населением одним из двух способов - либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года. При первом способе потребители оплачивают отопление только в зимний (отопительный) период, при втором - зимние поставки тепловой энергии ежемесячно оплачиваются потребителями в течение всего года. На территории с. Тимашево действует второй способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (пункт 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).

Согласно Правилам № 306, любой из этих методов предполагает расчеты применительно к конкретным отопительным периодам.

Приказом № 131 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в зависимости от этажности, материала стен и года постройки многоквартирного дома. В соответствии с Приложением 3 к данному приказу, на территории Кинель-Черкасского муниципального района новые нормативы потребления действуют с 01.07.2019.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно нормам действующего законодательства, ресурсоснабжающая организация имеет право при изменении органами государственной власти порядка начисления или при выявлении некорректных начислений за коммунальные услуги выполнить перерасчёт за потреблённые коммунальные услуги в течение 1 квартала года, следующего за расчетным годом.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2.2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Кроме того, Приказом министерства от 12.12.2018 № 774 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО «Росна Сервис», муниципальный район Кинель-Черкасский» утверждены тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Росна Сервис» на 2019-2023 годы (далее – приказ № 774).

Тарифы для ООО «Росна Сервис» скорректированы приказом департамента от 31.10.2019 № 290 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО «Росна Сервис», муниципальный район Кинель-Черкасский» (далее - приказ № 290). Данный приказ вступил в силу с 15.11.2019.

Судами отмечено, что до даты вступления в силу приказа № 290 для ООО «Росна Сервис» действуют тарифы, утвержденные приказом № 774.

Таким образом, судами установлено, что размер платы за коммунальную услугу (отопление) за расчетные периоды июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года в многоквартирных домах по адресу: <...> определяется за каждый календарный месяц согласно пункту 42(1) Правил № 354 по формуле 2(4) исходя из норматива потребления тепловой энергии по отоплению, установленного Приказом № 131.

Многоквартирный дом по адресу: <...>, год постройки 1964, число этажей 4 (четыре), дом из кирпича. Для вышеуказанного дома согласно Приказу № 131 норматив потребления тепловой энергии (отопление) (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц) с 01.07.2019 составляет 0.0180 Гкал на 1 кв. м.

Многоквартирный дом по адресу: <...> год постройки 1984, число этажей 5 (пять), дом из кирпича. Для вышеуказанного дома, согласно Приказу № 131, Норматив потребления тепловой энергии (отопление) (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц) с 01.07.2019 года составляет 0.0173 Гкал на 1 кв. м.

Приказом № 774 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО «Росна Сервис» муниципальный район Кинель-Черкасский с 01.07.2019 по 31.12.2019 установлен тариф на тепловую энергию 1886 руб/Гкал.

В связи с вышеизложенным инспекцией обоснованно установлено и судами подтверждено, что ООО «Росна Сервис» произведено начисление платы за отопление за период с 01.07.2019 по 01.10.2019 собственникам помещений многоквартирных домов по адресу: <...> в нарушение пункта 42(1) Правил № 354 и Приказа № 131.

Довод заявителя о том, что введение новых нормативов с 01.07.2019 не может распространяться на отношения по поставке (продаже) конкретного объема тепловой энергии в предшествующий отопительный период (октябрь 2018 года - апрель 2019 года) правомерно отклонен судами, поскольку не соответствует действительности.

ООО «Росна Сервис» в периоды июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года в многоквартирных домах по адресу: Самарская область, Кинель - <...>, и ул. Станционная, д. 1, при расчете платы за коммунальную услугу (отопление) был применен верно тариф на тепловую энергию в размере 1886 руб./Гкал, который вступил в силу с 01.07.2019 в соответствии с Приказом № 774.

Таким образом, в части применения норматива, установленного с 01.07.2019, действия ООО «Росна Сервис» противоречат доводам о необходимости применения норматива тепловой энергии по отоплению, действовавшего до 01.07.2019.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив, что оспариваемое предписание фактически не нарушает прав и законных интересов заявителя, является обоснованным и принятым жилищной инспекцией в соответствии с нормами действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.

При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.

При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу №А55-13214/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Г.А. Кормаков

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Н. Ольховиков