ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13262/14 от 12.02.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19842/2013

г. Казань                                                 Дело № А55-13262/2014

17 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Логинова О.В.,

судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,

при участии представителей:

заявителя – Кашелкина Н.А., доверенность от 26.12.2014,

ответчика – Полинаровой О.Б., доверенность от 31.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2014 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (председательствующий Кузнецов В.В., судьи Апаркин В.Н., Холодная С.Т.)

по делу № А55-13262/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» (ИНН 6323049893, ОГРН 1026301984862) к Государственному учреждению – Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 12 о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» (далее ‑ заявитель, Общество, ООО «Тольяттикаучук») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 12 от 11.02.2014 № 16осс (далее – ответчик, Фонд, заинтересованное лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2014 оставлено без изменения.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, решение Фонда от 11.02.2014 № 16осс признать незаконным.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Фонда в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителя общества и Фонда, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении ООО «Тольяттикаучук», Фондом вынесено решение № 16осс о не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию.

Решением Государственного учреждения ‑ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 22.04.2014 № 05-20/05-1758 оспариваемое решение Фонда оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением Фонда от 11.02.2014 № 16осс, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.

По пункту 3 обжалуемого решения заинтересованным лицом установлено, что страхователем – ООО «Тольяттикаучук» в проверяемом периоде с 01.01.2010 по 31.12.2012 произведены расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с нарушением законодательства в сумме 2488,52 руб., в частности оплата 4 дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом произведена страхователем исходя из продолжительности рабочего дня сверхустановленной законодательством нормы (застрахованным лицам Кузнецовой Т.Ю., в июле 2011 года оплачено за 48 часов, Белоусовой Е.С. в январе 2012 года оплачено за 36 часов, а следовало соответственно за 32 часа).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» определил, что с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.

Оплата таких выходных должна производиться в размере и порядке, установленными федеральными законами.

Поскольку в настоящее время отсутствует данный закон, вопрос регулируется совместным разъяснением Минтруда и ФСС РФ от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденных Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 04.04.2000 № 26/34 (далее ‑ Разъяснения).

Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ (пункт 10 Разъяснения). В соответствии с пунктом 10 указанного Разъяснения при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.

Суды правомерно отметили, что несмотря на то, что социальные пособия рассчитываются в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, ФСС РФ разъяснил (письмо от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082, Приложение № 8), что дневной заработок для этой выплаты следует считать в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922(далее ‑ Положение от 24.12.2007 № 922).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» право издавать разъяснения по применению законодательства Российской Федерации о страховых взносах предоставлено Министерству сохранения и социального развития Российской Федерации (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»).

Пунктом 4 Положения от 24.12.2007 № 922 предусмотрено, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В данном случае нормой ТК РФ, также подтверждается законность применение при особенности порядка исчисления средней заработной платы, указанного в Положении. Исчисление среднего заработка производится в следующей последовательности: определяется расчетный период; определяются выплаты, учитываемые при расчете; рассчитывается средний заработок.

Расчетный период для всех случаев исчисления среднего заработка определен как 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (пункт 4 Положения от 24.12.2007 № 922).

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В частности, к таким выплатам относятся заработная плата, надбавки и доплаты, премии и вознаграждения, а также другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (пункт 2 Положения от 24.12.2007 № 922).

Для расчета среднего заработка необходимо средний дневной заработок умножить на количество дней, подлежащих оплате.

Согласно статье 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени вводится тогда, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.

Использование в трудовом праве такого института, как суммированный учет рабочего времени, предполагает почасовой учет рабочего времени, когда фактически отработанное время учитывается в часах, а не днях, как при поденном учете, что подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 30.08.2006 № ГКПИ06-632. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н.

Данный Порядок предусматривает, что норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы смены): при 40-часовой рабочей неделе - восемь часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

При расчете оплаты дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами работникам, при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств социального страхования, должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, но не более 32 часов в месяц при восьмичасовом рабочем дне.

Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, принятым Постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24, при проверке правильности оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет органы ФСС России устанавливают правильность оформления, учета и хранения соответствующих документов. В пункте 88 Методических указаний предусмотрено, что «При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок определяется путем умножения среднего часового заработка, на количество подлежащих оплате рабочих часов, исходя из нормальной продолжительности рабочего дня, установленного законодательством для данного работника».

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

По пункту 5 обжалуемого решения заинтересованным лицом установлено, что страхователем – ООО «Тольяттикаучук» в проверяемом периоде с 01.01.2010 по 31.12.2012 произведены расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением законодательства в сумме 313 928,22 руб. (обжалуемая сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 127 522,85 руб.), в частности, при определении среднего заработка для расчета указанного пособия страхователем необоснованно включены периоды и суммы среднего заработка, сохраняемые на время выполнения беременными женщинами более легкой работы.

Суды при принятии судебных актов, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию», правомерно указали, что заявителем в нарушение пунктов 13 и 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при расчете среднедневного заработка для определения размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком по законодательству, действующему до 01.01.2011 (на основании заявления застрахованной работницы) из расчетного периода исключались периоды выполнения беременными женщинами более легкой работы с сохранением среднего заработка и начисления за этот период сумм него заработка, в результате чего был завышен среднедневной заработок и размер указанного пособия, которые не принят к зачету расходов на выплату по обязательному социальному страхованию за счет средств бюджета ФСС РФ в сумме 127 522,85 руб.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что обществом необоснованно включены периоды и суммы среднего заработка, сохраняемые на время выполнения беременными женщинами более легкой работы.

Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы общества являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

По существу доводы кассационной жалобы общества сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы общества необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу № А55-13262/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            О.В. Логинов

Судьи                                                                                    М.В. Егорова

Л.Р. Гатауллина