ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13369/2017 от 01.03.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-29783/2018

г. Казань Дело № А55-13369/2017

12 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,

при участии:

заявителя – Устинова О.В., доверенность от 08.02.2017,

ответчика – Никитиной Е.В., доверенность от 10.01.2018 № 14-03-02,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спарта»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2017 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)

по делу № А55-13369/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спарта» о признании незаконным отказа администрации Советского внутригородского района г.о. Самара в организации и проведения ярмарки, выраженной в письме от 10.04.2017 № 18/03-02-1713, об обязании администрации Советского внутригородского района г.о. Самара, в качестве последствия признания вышеуказанного письма незаконным, согласовать организацию и проведение ярмарки с 02.04.2017 до окончания срока действия договора от 30.03.2011 № 1835А-2010/2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9, третьи лица: Управления Росреестра по Самарской области, администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Спарта» (далее – заявитель, общество, ООО «Спарта») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Советского внутригородского района г.о. Самара в организации и проведении ярмарки, выраженного в письме от 10.04.2017 № 18/03-02-1713, об обязании администрации Советского внутригородского района г.о. Самара в качестве последствия признания вышеуказанного письма незаконным, согласовать организацию и проведение ярмарки с 02.04.2017 до окончания срока действия договора от 30.03.2011 № 1835А-2010/2012 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзывах на кассационную жалобу администрация Советского внутригородского района г.о. Самара и администрация городского округа Самара просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.

Предметом спора по настоящему делу является незаконный, по мнению заявителя, отказ администрации Советского внутригородского района г.о. Самара (далее – администрация, заинтересованное лицо) в организации и проведении ярмарки, выраженный в письме от 10.04.2017 № 18/03-02-1713. В порядке устранения нарушенных прав общество просилообязать администрацию согласовать организацию и проведение ярмарки с 02.04.2017 до окончания срока действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9 от 30.03.2011 № 1835А-2010/2012.

В ходе судебного разбирательства судами установлены следующие обстоятельства дела.

Заявитель на основании договора аренды от 30.03.2011 № 1835а-2010/2012 арендует земельный участок с кадастровым номером 63:01:0918001:9 площадью 1 363,1 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Авроры / ул. Аэродромная. Земельный участок предоставлен ООО «Спарта» под временные павильоны без устройства фундамента

Общество обратилось в администрацию с заявлением от 28.03.2017 о разрешении организации и проведении ярмарки на арендуемом участке, а также согласовании схемы расположении ярмарки.

Администрация письмом от 10.04.2017 отказала заявителю в согласовании схемы расположения ярмарки.

Основанием для отказа явилось несоответствие представленного пакета документов требованиям пункта 6 Порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 669 (далее – Порядок организации и проведения ярмарок на территории Самарской области), а именно: не представлена копия выписки из Единого государственного регистра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в двух экземплярах.

Кроме того, администрация, сославшись на пункт 23 протокола рабочего совещания от 01.08.2016, уведомила заявителя о поручении Главы городского округа Самара руководителю Департамента управления имуществом г.о. Самара (далее – Департамент) о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2011 № 1835а-2010/2012, предоставленного под временные павильоны без устройства фундамента и используемого в настоящее время для организации и проведения ярмарки, по адресу: г. Самара, Советский район, угол ул. Авроры / ул. Аэродромная до 01.04.2017.

Глава администрации также сослался на письмо Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг от 22.02.2017 № 1-03/4-02-01/676об уведомлении в ходе личного приема директора ООО «Спарта» об освобождении спорного участка для дальнейшего благоустройства данной территории в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 1, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1 и 6 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», части 2 статьи 23 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округе Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», а также, принимая во внимание Порядок организации ярмарок на территории Самарской области, Требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках и Порядка проведения конкурса по определению операторов ярмарок на территории Самарской области, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания незаконным оспариваемого отказа администрации.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов, поддержавших позицию администрации, в части обоснованности отказа в организации и проведении ярмарки в связи с отсутствием копии выписки из ЕГРЮЛ.

Как указывает заявитель кассационной жалобы, такой отказ противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), а также Распоряжении Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 № 2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления», обязывающих администрацию самостоятельно затребовать сведения из ЕГРЮЛ в случае их отсутствия.

Отклоняя данный довод, администрация в своем отзыве указывает на то, что Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг на данные правоотношения не распространяется, поскольку Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, утвержденный постановлением администрации от 22.03.2016 № 150, не содержит муниципальную услугу по согласованию схемы расположения ярмарки.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает доводы заявителя кассационной жалобы в данной части заслуживающими внимания в связи со следующим.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Законом об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

Согласно пункту 68 Типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального образования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 № 149 в перечень муниципальных услуг включено, в том числе, согласование схемы расположения ярмарки.

При таких обстоятельствах довод администрации относительно отсутствия такой муниципальной услуги, как согласование схемы расположения ярмарки противоречит нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения.

В процессе предоставления государственных и муниципальных услуг все его участники, ответственные за предоставление соответствующих услуг осуществляют межведомственное информационное взаимодействие (пункт 9 части 1 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 указанного Закона органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Порядок и условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов определены статьями 6 и 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам, утвержденным приказом Минфина России от 18.02.2015 № 25н (действовавшего в спорный период).

Согласно подпункту 1 пункта 13 данного Порядка предоставление органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о конкретных юридическом лице и индивидуальном предпринимателе осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При таких обстоятельствах выводы судов относительно отсутствия полномочий самостоятельно затребовать сведения из ЕГРЮЛ в случае их отсутствия являются ошибочными.

Между тем неправильный вывод судов не привел к принятию неправильных судебных актов, поскольку еще одним основанием для принятия оспариваемого отказа явилось решение Департамента о расторжении договора аренды, предоставленного заявителю в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

В ходе судебного разбирательства судами нижестоящих инстанций установлено, что Департаментом в адрес ООО «Спарта» направлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от 30.03.2011 № 1835а-2010/2012 и освобождении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9, используемого обществом, в срок до 15.05.2017. Департаментом была проведена работа по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении ограничения (обременения) права в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0918001:9 в виде договора аренды от 30.03.2011 № 1835а-2010/2012.

В настоящее время, как установлено судами, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о договоре аренды земельного участка отсутствуют, что свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на вышеуказанный земельный участок.

Таким образом, Департамент реализовал свое законное право одностороннего исполнения сделки на основании статьи 622 ГК РФ, подпунктами 4.3.5. пункта 4.3 договора с 15.05.2017, что свидетельствует о расторжении договора, прекращении арендных отношений и возникновении у арендатора обязанности по возврату объекта аренды.

Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о незаконном отказе заинтересованного лица в организации и проведении ярмарки, изложенного в письме от 10.04.2017 № 18/03-02-1713.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворении кассационной жалобы судебная коллегия кассационной инстанции не находит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу № А55-13369/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи А.В. Топоров

С.В. Мосунов