ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13388/2008 от 30.06.2009 АС Поволжского округа

10

А55-13388/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-13388/2008

30 июня 2009 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Александрова В.В., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

заявителя – Ступак Е.Н., доверенность от 28.11.2008 №195,

1-го ответчика – Абалымова Р.А., доверенность от 07.04.2009 №05-25/08844; Перова И.К., доверенность от 08.04.2009 №05-26/09040,

в отсутствие:

2-го ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области

на решение Арбитражного суда от 30.12.2008 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 (председательствующий Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)

по делу № А55-13388/2008

по заявлению открытого акционерного общества «Жилищная управляющая компания», г. Новокуйбышевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительными решений от 26.08.2008 №1551, №1554

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Жилищная управляющая компания» (далее - заявитель, управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений, принятых Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 26.08.2008 № 1551 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и от 26.08.2008 № 1554 «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2008 заявление удовлетворено в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года.

Решением Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области от 26.08.2008 № 1554 заявителю отказано в возмещении НДС в размере 5 212 419 руб. 00 коп., решением от 26.08.2008 №1551 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 540 457 руб. 00 коп., начислены пени в размере 73 421 руб. 00 коп., а также предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 2 702 284 руб. 00 коп., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Общество, не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительным в полном объеме.

Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.

В обоснование отказа в возмещении НДС и доначисления налога налоговым органом в оспариваемых решениях указано на то, что в силу пунктов 1 и 14 статьи 167 НК РФ обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда товар (работы, услуги) отпущен потребителям (в данном случае населению), имея в виду при этом под отпуском населению услуги по отоплению только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона. Поскольку представленные в ходе проверки документы свидетельствуют о том, что приобретенные у поставщиков в 1 квартале 2008 года теплоэнергетические ресурсы полностью отгружены потребителям в том же налоговом периоде, поэтому начисление налоговой базы следовало произвести в этом же налоговом периоде.

Между тем данные выводы налогового органа не основаны на нормах налогового законодательства и сложившейся по данному вопросу судебной практике.

Судебными инстанциями установлено, что в соответствии с предоставленными полномочиями управляющая компания оказывает потребителям муниципального жилищного фонда жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с Уставом общества, целями деятельности компании является оказание населению услуг по содержанию, текущему ремонту и эксплуатации жилого фонда, а также извлечение прибыли. Управляющая компания обеспечивает нанимателей жилищными и коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления, заключает договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, поставку коммунальных услуг и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией и текущим и капитальным ремонтом принятого в управление жилищного фонда, осуществление контроля за их выполнением.

С целью оказания потребителям услуг по тепло-энерго-водоснабжению и иных жилищно-коммунальных услуг управляющей компанией заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных ресурсов, а также с организациями, оказывающими жилищно-организационные услуги. Согласно таким договорам управляющей компанией приобретаются коммунальные ресурсы и услуги для обеспечения ими потребителей.

Оплата за приобретенные коммунальные ресурсы (включая добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов) осуществлялись управляющей компанией за счет средств, поступающих от населения, бюджетных дотаций.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по предоставлению управляющей организацией потребителям коммунальных услуг являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 и пунктом 1 статьи 154 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Следовательно, исчисление НДС осуществляется налогоплательщиками на основании статей 153, 154, 166, 171 и 172 НК РФ, регламентирующих порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), порядок исчисления налога на добавленную стоимость и порядок применения налоговых вычетов.

Заявитель в соответствии с пунктом 3 статьи 156 и пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации оказывает коммунальные услуги населению по регулируемым ценам (тарифам).

В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Из содержания приведенных норм следует, что организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по государственным регулируемым тарифам.

При исчислении НДС управляющая компания правомерно учитывала положения Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, в соответствии с которыми определяла выручку по 1/12 за месяц равномерно в течение всего года.

Согласно пункту 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 №32н, при реализации ресурсов гражданам сумма выручки может определяться в течение года ежемесячно только в той сумме, в которой ежемесячно оплачивает ресурсы гражданин, исходя из установленного для него в соответствии с законодательством порядка расчетов.

Судебные инстанции обоснованно отклонили утверждение налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком порядка исчисления налоговой базы по НДС.

В 1 квартале 2008 года заявителю поставщиком – ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» были предоставлены теплоресурсы (отопление и горячее водоснабжение).

Налогоплательщиком включено в налоговую базу отопление и горячее водоснабжение населению по счету-фактуре №00000090 от 31.01.2008 на сумму 45459133,73 руб., в т.ч. НДС – 6934444,13 руб., налоговая база – 38524689,62 руб., №00000134 от 29.02.2008 на сумму 16922328,01 руб., в т.ч. НДС – 2581372,07 руб., налоговая база – 14340955,94 руб., №00000184 от 31.03.2008 на сумму 17174568,69руб., в т.ч. НДС – 2619849,46 руб., налоговая база – 14554719,23 руб.

По мнению налогового органа, в нарушение пункта 1 статьи 167 НК РФ налогоплательщиком занижена налоговая база на сумму 43 970 572,53 руб.(111 390 937,31 руб. – 67 420 364,77 руб.). В связи с этим доначислен НДС в сумме 7 914 703,06 руб. (43 970 572,53 руб.*18%).

В обоснование своего решения налоговый орган приводит довод о том, что поскольку приобретенные у поставщика в 1 квартале 2008 года теплоэнергетические ресурсы в виде коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению полностью отгружены потребителям (населению) в том же налоговом периоде, то начисление налоговой базы за этот период следует произвести в полном объеме фактически потребленных услуг. При этом под отпуском населению услуг по отоплению понимается только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона.

Отклоняя указанный довод, суды правомерно исходили из того, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Судами обоснованно указано на то обстоятельство, что деятельность по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону и консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства, и т.п.

В связи с этим суды пришли к правильному выводу, что управляющая компания не занимается реализацией населению теплоресурсов, как таковых, и потребители оплачивают управляющей компании не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом. То есть деятельность управляющей компании не исчерпывается получением теплоресурсов от теплоснабжающей организации и перепродажей их потребителям.

Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно не приняли ссылку налогового органа на положения статьи 39 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При этом в силу пункта 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Судебными инстанциями верно отмечено, что налоговый орган, сравнивая суммовые показатели объемов приобретенных и переданных по присоединенной сети в целях отопления и горячего водоснабжения теплоресурсов, фактически переквалифицировал деятельность заявителя по оказанию услуг отопления и горячего водоснабжения в деятельность по передаче на возмездной основе права собственности на единицы измерения теплоносителя, то есть по перепродаже ресурсов, что противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Налоговый орган, применяя положения пункта 1 и 14 статьи 167 НК РФ, делает вывод о том, что обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда товар (работы, услуги) отпущен потребителям (в данном случае населению), имея в виду при этом под отпуском населению услуги по отоплению только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона.

Признавая данный довод налогового органа ошибочным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с учетом Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и норм пункта 1 статьи 167 НК РФ общество правомерно определяло выручку от оказанных услуг по 1/12 за месяц равномерно в течение года, поскольку услуга по отоплению оказывается в течение года.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований и признании незаконным оспариваемого решения инспекции о доначислении спорной суммы НДС соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Суд кассационной инстанции не принимает доводы кассационной жалобы, поскольку они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционного суда, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.

Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых по делу судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда от 30.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 по делу № А55-13388/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи В.В. Александров

С.В. Мосунов