ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13453/2021 от 05.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20253/2022

г. Казань Дело № А55-13453/2021

12 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи судьи Ананьева Р.В.,

судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022

по делу №А55-13453/2021

по иску акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Тольятти Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании ограждения движимым имуществом, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Самара, администрации городского округа Тольятти, г. Самара, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, г. Самара, акционерного общества «Особые экономические зоны» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» (далее - АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области) о признании ограждения территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м с кадастровым номером 63:32:0000000:11081, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа, сооружение 18, движимым имуществом; понуждении снять спорный объект с государственного кадастрового учета.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, обществу отказано в удовлетворении исковых требований.

АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, акционерным обществом «Особые экономические зоны» (далее – АО «ОЭЗ») на основании разрешения на строительство от 05.04.2012 № RU63522000-18 возведено ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа, сооружение 18, которое на основании разрешения от 24.11.2014 № RU 63522000-39 введено в эксплуатацию.

Данное ограждение по заявлению АО «ОЭЗ» поставлено на государственный кадастровый учет 18.12.2014 с присвоение кадастрового номера 63:32:0000000:11081.

Между АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» (продавец) и АО «ОЭЗ» (покупатель) заключен договор купли-продажи ценных бумаг от 13.03.2017 № ОД-00/17069, по условиям которого покупатель в счет оплаты ценных бумаг передал продавцу имущество, в том числе ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м с кадастровым номером 63:32:0000000:11081.

АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о снятии с кадастрового учета вышеуказанного ограждения.

Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 15.05.2020 № 63-0-1-174/3303/2020-718 приостановило осуществление снятия с государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта на основании статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку земельные участки, на которых возведено данное сооружение, принадлежат иному лицу, а также в связи тем, что не представлены доказательства, подтверждающие прекращение существования спорного ограждения.

Уведомлением от 18.08.2020 № 63-0-1-174/3303/2020-718 Управление Росреестра по Самарской области на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказало обществу в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета ограждения, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти», указывая, что принадлежащее ему ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м с кадастровым номером 63:32:0000000:11081 не является объектом недвижимого имущества, в связи с чем не подлежало постановке на государственный кадастровый учет, а сведения в Едином государственном реестре недвижимости носят недостоверный характер, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что общество не оспаривает отказ Управления Росреестра по Самарской области в снятии спорного ограждения с государственного кадастрового учета, изложенный в уведомлении от 18.08.2020 № 63-0-1-174/3303/2020-718, учитывая отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для снятия данного сооружения с государственного кадастрового учета, а также принимая во внимание, что общество не является лицом, имеющим право на обращение с заявлением о снятии вышеуказанного сооружения с государственного кадастрового учета, отказали в удовлетворении исковых требований.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей до 01.01.2017, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в указанной редакции, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.

Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, которых в спорной ситуации не имеется.

Вместе с тем, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823).

Таким образом, снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», но и в случае если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками.

В соответствии с абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, на что обращено внимание в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Исходя из указанной нормы и разъяснений, при рассмотрении требований о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета суд вправе дать оценку действиям органа кадастрового учета по осуществлению кадастровых действий, и в случае если суд придет к выводу о том, что такие действия были совершены органом кадастрового учета с нарушением требований действующего законодательства, результатом этого может быть снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 310-ЭС18-13357 сформулирована правовая позиция, согласно которой постановке на государственный кадастровый учет объекта должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества.

Действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости (пункт 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).

Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным, а такие сведения являются недостоверными.

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяется совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1160/13 указано, что термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества».

Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в вышеуказанном постановлении, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

Таким образом, поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли объект признакам объекта недвижимости или нет.

Как указывалось выше, ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа, сооружение 18, поставлено на государственный кадастровый учет 18.12.2014 с присвоение кадастрового номера 63:32:0000000:11081

В соответствии с заключением эксперта от 25.02.2021 № 02-02/2021, подготовленного экспертом общества с ограниченной ответственностью «Меркатор», вышеуказанное сооружение представляет собой легковозводимую сборно-разборную металлическую конструкцию, состоящую из следующих элементов: решетчатое ограждение панельного типа «МАХАОН-стандарт» и двое откатных ворот; панели ограждения решетчатого противоподкопного типа; столбы из профильной металлической трубы: фундамент – столбчатый (отдельно стоящие незаглубленные монолитные железобетонные переменной высоты); панели ограждения закреплены к опорам специальными скобами и антивандальными болтами.

Таким образом, спорное ограждение не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, предусмотренным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежало постановке на государственный кадастровый учет.

Поскольку спорное сооружение не является объектом недвижимости, действия органа кадастрового учета по постановке данного ограждения на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости являются незаконными, а сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении указанного металлического ограждения, являются недостоверными.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами судов о том, что общество не является лицом, имеющим право на обращение с заявлением о снятии вышеуказанного сооружения с государственного кадастрового учета.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

Как указывалось выше, АО «ОЭЗ» на основании разрешения на строительство от 05.04.2012 № RU63522000-18 возведено ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа, сооружение 18, которое на основании разрешения от 24.11.2014 № RU 63522000-39 введено в эксплуатацию.

Данное ограждение по заявлению АО «ОЭЗ» поставлено на государственный кадастровый учет 18.12.2014 с присвоение кадастрового номера 63:32:0000000:11081.

Между АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» (продавец) и АО «ОЭЗ» (покупатель) заключен договор купли-продажи ценных бумаг от 13.03.2017 № ОД-00/17069, по условиям которого покупатель в счет оплаты ценных бумаг передал продавцу имущество, в том числе ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м с кадастровым номером 63:32:0000000:11081.

Принимая во внимание, что спорное ограждение не является объектом недвижимости, право собственности у истца на данное сооружение возникло с момента передачи ему указанного ограждения АО «ОЭЗ» во исполнение договора купли-продажи ценных бумаг от 13.03.2017 № ОД-00/17069.

Поскольку спор между собственником ограждения и собственником земельного участка, на котором данное ограждение расположено, отсутствует, общество вправе было обратиться в Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета принадлежащего ему ограждения, которое незаконно было поставлено на государственный кадастровый учета как объект недвижимого имущества.

Учитывая, что спорное сооружение не является объектом недвижимости, в связи с чем не подлежало постановке на государственный кадастровый учет, действия органа кадастрового учета по постановке данного сооружения на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости являются незаконными, а сведения об указанном сооружении в Едином государственном реестре недвижимости носят недостоверный характер, у судов отсутствовали основания для отказа АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» в удовлетворении исковых требования о снятии спорного ограждения с государственного кадастрового учета.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2020 № 310-ЭС18-13357.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А55-13453/2021 отменить.

Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти», обязав Управление Росреестра по Самарской области снять с государственного кадастрового учета спорное ограждение.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А55-13453/2021 отменить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области снять с государственного кадастрового учета ограждение территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, 1 этап, протяженностью 14 837 м с кадастровым номером 63:32:0000000:11081, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Тольятти, территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа, сооружение 18.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи С.Ю. Муравьев

Ф.В. Хайруллина