ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13544/14 от 16.06.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24375/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-13544/2014

18 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Карповой В.А., Петрова А.Л.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)

по делу № А55-13544/2014

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственность «Гараж-сервис Плюс», г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральному казенному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и обязании, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью НПО «Азимут», г. Самара.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Гараж-сервис Плюс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление), Федеральному казенному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Самарской области (далее – учреждение) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров (далее – комиссия) о результатах определения кадастровой стоимости при управлении от 28.04.2014 № 14/9с-9, обязании учреждения внести в Государственный кадастр недвижимости (далее – госкадастр) кадастровую стоимость участка, равной его рыночной.

Впоследствии общество уточнило требования, в части требований к учреждению заявив частичный отказ от требований и просило суд обязать комиссию принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0065, площадью 14 082 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14 в размере его рыночной стоимости 16 743 216,36 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, принят частичный отказ заявителя от требований к учреждению, производство по делу в указанной части прекращено, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение комиссии от 28.04.2014 № 14/9с-9 о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, обязал комиссию устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0065, площадью 14 082 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14 в размере его рыночной стоимости 16 743 216,36 руб.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.

Общество, общество с ограниченной ответственностью НПО «Азимут» (далее – ООО «НПО «Азимут»), в отзывах просят в удовлетворении кассационной жалобы управления отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0065, площадью 14 082 кв. м, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 14.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена в размере 33 821 021 руб. 04 коп.

Общество обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0065 на основании отчета ООО «НПО «Азимут» от 05.03.2014 № 075-ЮЛ в определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2013 в размере 16 743 216,36 руб.

Комиссия решением от 28.04.2014 № 14/9с-9 по заявлению общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:65 приняла решение об отклонении заявления.

Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.

Порядок создания и работы комиссии определен Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее – Порядок), в пункте 20 Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).

Общество в установленном порядке обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:65 в связи с определением в отношении этого земельного участка рыночной стоимости. В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка общество представило отчет ООО «НПО «Азимут» от 05.03.2014 № 075-ЮЛ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:65 по состоянию на 01.01.2013 составила 16 743 216,36 руб. (л.д. 58, т. 1).

Из указанного отчета следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:00926003:65 существенно превышает его рыночную стоимость. Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков» от 14.03.2014 № 237/03/14 названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Управлением доказательств, опровергающих доказательства недостоверности отчета ООО «НПО «Азимут» от 05.03.2014 № 075-ЮЛ, не представлено.

В решении комиссии от 28.04.2014 № 14/-С-9 указано на несоблюдение требований стать 11 Федерального закона, пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (принципа однозначности), а именно: «содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета, а также допускать неоднозначного толкования». В подтверждение данного нарушения комиссия приводит в тексте решения следующие основания: «для земельного участка с кадастровым номером 63:01.0926003:65 установлено разрешенное использование «для размещения производственных и административных зданий», однако оценщик посчитал возможным произвести расчет его рыночной стоимости, используя в качестве объектов-аналогов предложения на продажу земельных участков производственно-складского назначения». Также отчетом подтверждено текущее использование данного земельного участка «под нежилым зданием центра ремонта автомобилей». Иных замечаний к отчету, согласно решения комиссии не выявлено.

Суды пришли к выводу, что вывод комиссии о нарушении принципа однозначности в отчете является ошибочным. Довод управления о нарушении оценщиком пункта 4 ФСО № 3 (принцип однозначности), а также статьи 11 Федерального закона судами отклонен.

В связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что решение комиссии не содержит обоснования того, в чем состоят недостатки заключения, влекущие его недействительность как доказательства, которые подтверждали бы доводы комиссии, и что комиссия приняла решение, не соответствующее требованиям действующего законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером: 63:01:0926003:0065, принадлежащий заявителю, имеет следующий вид разрешенного использования: «для размещения производственных и административных зданий». На странице 43 отчета об оценке от 05.03.2014 № 075-ЮЛ, составленном ООО «НПО «Азимут», при описании объектов-аналогов термин «производственно-складская застройка» относится к фактору «особенности ближайшего окружения», а не к фактору «назначение земельного» участка. При этом далее по тексту на странице 49 отчета в соответствии с требованием пункта 8.ж. ФСО № 3 приводится подробное описание фактора «ближайшее окружение» и перечень его возможных значений.

При присвоении фактору «особенности ближайшего окружения» значения «производственно-складская застройка» для объекта оценки, оценщик руководствовался результатами проведенного осмотра, о чем указано в отчете и подтверждено материалами фотофиксации, приложенными к отчету.

Согласно данным кадастрового паспорта, разрешенным использованием земельного участка является использование для размещения производственных и административных зданий.

При этом, согласно методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, данное назначение относится к следующему виду разрешенного использования – «1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Данное назначение земельного участка определяет его принадлежность именно к производственно-складскому сегменту, а не к административно – коммерческому, к которому относятся земельные участки следующего назначения – «1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 1.2.6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц. 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

Таким образом, согласно кадастровому паспорту и методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, данных, позволяющих отнести рассматриваемый земельный участок к сегменту административно-коммерческой застройки, нет.

Согласно данным публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0926003:65 имеет следующие значения параметра «Разрешенное использование» - по классификатору - для размещения промышленных объектов; по документу - для размещения производственных и административных зданий. Публичная кадастровая карта является справочно-информационным сервисом для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц, - публичные кадастровые карты.

Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет». Состав сведений публичных кадастровых карт определен Приказом Минэкономразвития России от 19.10.2009 № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт».

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, данных, позволяющих отнести рассматриваемый земельный участок к сегменту административно-коммерческой застройки, нет.

Фактически доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу № А55-13544/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                                    В.А. Карпова

                                                                                              А.Л. Петров