ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-13641/2022 от 21.09.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-7193/2023

г. Казань Дело № А55-13641/2022

27 сентября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей: Ананьева Р.В., Вильданова Р.А.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тамояна Зораба Ростамовича

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023

по делу № А55-13641/2022

по заявлению индивидуального предпринимателя Тамояна Зораба Ростамовича (ИНН 632512970610, ОГРНИП 320631300110323), г. Сызрань, к Губернатору Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа в переводе земель, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области, Собрания представителей сельского поселения Варламово, администрации муниципального района Сызранский Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Тамоян Зораб Ростамович (далее – ИП Тамоян З.Р., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Губернатора Самарской области от 25.02.2022 № 55-р «Об отказе в переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую» и возложении обязанности на Губернатора Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем перевода земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, администрация сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области, Собрание представителей сельского поселения Варламово и администрация муниципального района Сызранский Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, либо при наличии оснований вынести новый судебный акт которым заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. По мнению подателя жалобы,суд не применил закон подлежащий применению – часть 12 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, к.с.т. «Швейник», уч. №42, в районе пос. Варламово.

Согласно выписке из ЕГРН вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 63:33:0212008:1 имеет назначение: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 684,00 кв. м, разрешенный вид использования: для ведения садоводства.

В целях перевода земельного участка с кадастровым номером 63:33:0212008:1 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения предприниматель 15.07.2020 обратился к Губернатору Самарской области с соответствующим ходатайством.

По итогам рассмотрения вышеуказанного ходатайства Губернатором Самарской области было принято распоряжение от 25.02.2022 № 55-р «Об отказе в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую».

В обоснование отказа Губернатор Самарской области указал на несоответствие испрашиваемого целевого назначения спорного земельного участка, утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации п. Варламово, Сызранский район, Самарская область.

Полагая, что отказ в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую противоречит действующему законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ИП Тамоян З.Р. обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статья 42 ЗК РФ содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).

Основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования (статья 78 ЗК РФ).

Статьей 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), имеющие в составе земель сельскохозяйственного назначения приоритет в использовании и подлежащие особой охране.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

Статьей 4 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

При этом согласно части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных данным Законом.

Согласно части 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером 63:33:0212008:1 имеет назначение: земли сельскохозяйственного назначения и расположен по адресу: Самарская область, Сызранский район, к.с.т. «Швейник», уч. № 42, в районе пос. Варламово.

Судом также установлено, что генеральным планом сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области, утвержденным Собранием представителей сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области от 12.12.2013 № 37, земельный участок с кадастровым номером 63:33:0212008:1 отнесен к зоне сельскохозяйственного использования.

Таким образом, испрашиваемое предпринимателем целевое назначение земельного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, не соответствует утвержденным документам территориального планирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» перевод земель из одной категории в другую отнесен к полномочиям Правительства.

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона № 172-ФЗ, согласно которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4).

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В соответствии с пунктом 2.9 Приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 26.07.2013 №1512 (ред. от 06.11.2019) «Об утверждении Административного регламента министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению государственной услуги «Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд» установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

С учетом совокупности изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности приводимых Губернатором Самарской области доводов, послуживших основанием для вывода об отказе в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую и, как следствие, для принятия оспариваемого акта.

Судами обоснованно учтено отсутствие исключительности, при которой допустим перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закреплен основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, – сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предусмотрено, что одной из основных целей государственной аграрной политики является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов (пункт 3 части 2 статьи 5).

По изложенным основаниям ссылка предпринимателя в кассационной жалобе на положения части 12 статьи 14 Закона № 172-ФЗ отклоняется кассационным судом, как не свидетельствующая о неправомерности изложенных выводов судебных инстанций о законности оспариваемого распоряжения.

Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на ПЗЗ сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области. Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлен принцип первичности Генерального плана перед ПЗЗ как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Генеральные планы сельских поселений и городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Данный вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017.

Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН, на спорном земельном участке расположены два объекта недвижимости, в том числе нежилое здание хозяйственная постройка с кадастровым номером 63:33:0212008:693 (л.д.68-70) и объект недвижимости с кадастровым номером 63:33:0212008:792 (л.д. 35-37).

В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции неоднократно предлагал заявителю представить выписку из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 63:33:0212008:792. Однако данный документ в материалы дела не представлен.

Учитывая характер нежилого здания с кадастровым номером 63:33:0212008:693 как хозяйственной постройки, суд первой инстанции, обоснованно пришёл к выводу о недоказанности заявителем соответствия испрашиваемой категории земельного участка фактическому его использованию.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу № А55-13641/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи Р.В. Ананьев

Р.А. Вильданов