ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-14000/16 от 11.07.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22309/2017

г. Казань                                                  Дело № А55-14000/2016

18 июля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

при участии представителя:

истца (заявителя) – ФИО1, доверенность от 28.10.2016 № 7,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Аякс»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)

по делу № А55-14000/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Аякс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации городского округа Самара о признании незаконным постановления, третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Министерство строительства Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью фирма «Аякс» (далее – ООО фирма «Аякс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации г. о.Самара (далее – администрация, ответчик) от 31.03.2016 № 356 об отказе ООО «Фирма «Аякс» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, обязании администрации в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда о признании незаконным постановления от 31.03.2016 № 356 предоставить проект договора купли-продажи земельного участка по адресу г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, кадастровый номер 63:01:0338005:611, по цене, определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.

Представитель общества доводы, приведенные в кассационной жалобе, поддержал.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, которая вступила в силу спустя три года с момента подачи заявления о выкупе. Общество считает, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий им на праве собственности; право собственности на объект приобретено в результате приватизации государственного имущества. По мнению заявителя жалобы, свое право на льготный выкуп земельного участка общество реализовало своевременно, обратившись с заявлением 01.03.2012, т.е. в пределах установленным законом сроков, поэтому имеются основания для удовлетворения исковых требований и заключения договора аренды по льготной цене 2,5%.

Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции принятыми с нарушением норм материального права и подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования общества на основании следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Фирма «Аякс» является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 20, корп. 5 (кадастровый номер № 63-63-01/274/2005-125, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 24.03.2006 № 63-63-01/047/2006-189.

Нежилое здание приобретено ООО «Фирма «Аякс» на основании договора купли-продажи от 26.01.2006, заключенного с открытым акционерным обществом «Салют», которое, в свою очередь, приобрело право собственности на указанный объект недвижимости в результате приватизации государственного имущества.

Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу № А55-21965/2014.

Судами установлено, что 02.07.2011 нежилое здание было внесено в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) с кадастровым номером 63:01:0621008:480 с наименованием: производственный корпус № 5, что подтверждается кадастровым паспортом от 12.11.2015 № 63‑00‑102/15-870865.

В целях реализации права на выкуп земельного участка под указанным объектом недвижимости 01.03.2012 ООО «Фирма «Аякс» обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка, указав в заявлении предполагаемую цель использования земельного участка: занимаемый нежилым зданием (корпус № 5), приложив к нему необходимый пакет документов.

Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением суда (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу № А55-21965/2014).

Рассмотрев заявление общества, руководствуясь статьей 36 ЗК РФ, Департамент управления имуществом г. о. Самара распоряжением от 28.04.2012 № 131 утвердил схему расположения земельного участка площадью 2177,0 кв. м, расположенного по адресу: Красноглинский район, Московское шоссе, д. 20, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:0338 005.

19.06.2012 испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет по результатам межевания с кадастровым номером 63:01:0338005:611.

Согласно выписке от 19.06.2012 № 63-00-102/12-222732 из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, площадью 2177,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, б/н, разрешенное использование земельного участка: занимаемый промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности; часть земельного участка занята объектом недвижимости: корпус № 5, литера У, У1, у, у1.

Те же сведения содержатся в кадастровом паспорте от 18.03.2014 № 63-00-102/14-179603.

17.02.2014 министерство уведомило ООО «Фирма «Аякс» о приостановлении работ по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность до момента уплаты земельного налога на указанный земельный участок и предоставлении документов, подтверждающих оплату земельного налога.

Не согласившись с доводами министерства, ссылаясь на нарушения со стороны Министерства, сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, ООО «Фирма «Аякс» обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета) о признании незаконным бездействия Министерства; об обязании принять решение о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, площадью 2177,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, б/н, в течение 5 дней с момента вступления в силу решения суда; об обязании Министерства в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя представить проект договора купли-продажи спорного земельного участка по цене, определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; в случае неисполнения решения суда взыскать с министерства в пользу общества денежную сумму в размере 10000 руб. за каждый день неисполнения решения суда (дело № А55-21965/2014).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2014 по делу № А55-21965/2014 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным бездействие Министерства по непринятию решения по заявлению ООО «Фирма «Аякс» о предоставлении в собственность ООО «Фирма «Аякс» земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611; суд обязал Министерство устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Фирма «Аякс» путем принятия решения по заявлению ООО «Фирма «Аякс» в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611 в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу № А55-21965/2014 решение суда первой инстанции от 24.12.2014 оставлено без изменения.

Судебные акты в установленном порядке в вышестоящие инстанции не обжаловались, вступили в законную силу.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2015 по делу № А55-21965/2014 произведена замена должника - Министерства имущественных отношений Самарской области на его правопреемника - администрацию городского округа Самара.

31 марта2016 года администрация городского округа Самара, рассмотрев заявление ООО «Фирма «Аякс» от 01.03.2012, вынесла постановление № 356 об отказе ООО «Фирма «Аякс» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, сославшись на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ, подпункт 14 пункта 2.14 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», а также на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Общество, считая, что указанный отказ Администрации не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении спора правомерно исходили из того, что в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 данного Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей после 01.03.2015 (после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ): подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.2 ЗК РФ, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, статьей 39.16 ЗК РФ, подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, статьей 39.20 ЗК РФ, признали, что разрешенное использование испрашиваемого Обществом земельного участка не соответствует целям использования, указанным в заявлении от 01.03.2012, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Администрации незаконным.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.

Поскольку в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611 до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, находится у общества в пользовании, то, следовательно, предоставление данного земельного участка в собственность, по заявлению ООО «Фирма «Аякс», поданному до 01.03.2015, должно осуществляться в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», далее - постановление Пленума № 11).

Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 4 постановления Пленума № 11 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

В соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

На основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заинтересованному лицу и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 ЗК РФ).

Таким образом, из статьи 36 ЗК РФ следует, что, если земельный участок, на котором расположен принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, не сформирован в соответствующих границах именно для эксплуатации данного объекта и для этой цели не поставлен на государственный кадастровый учет, указанное лицо при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка вправе требовать выдачи схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Факт нахождения объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности обществу, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0338005:611, общей площадью 2177,00 кв.м. по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н; факт постановки , земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, на основании его заявления, 19.06.2012, после утверждения схемы расположения земельного участка распоряжением Департамента управления имуществом г. о. Самара от 28.04.2012 № 131 на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0338005:611, установлен как судебными актами по делу № А55-21965/2014, так и подтвержден материалами настоящего дела.

Доказательств обратного в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Бездействие Министерства по непринятию решения по заявлению ООО «Фирма «Аякс» о предоставлении в собственность ООО «Фирма «Аякс» земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611 установлено вступившим в законную силу судебным актом; суд обязал Министерство устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Фирма «Аякс» путем принятия решения по заявлению ООО «Фирма «Аякс» в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611 в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда.

Следовательно, именно на ответчике, в силу закона, и вступившего в законную силу судебного акта, лежала обязанность по рассмотрению соответствующего заявления общества и принятия решения о предоставлении земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости в собственность в порядке, предусмотренном статьями 34, 36 ЗК РФ, действующих в редакции до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Согласно статье 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Между тем, приняв решение об отказе в предоставлении земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, собственнику таких зданий, сооружений либо помещений спустя 3 года после подачи заявления, и 2 года после вступления в законную силу судебного акта по делу № А55-21965/2014, обязывающего принять такое решение, фактически после введения в действие новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, ответчик ошибочно руководствовался новым порядком предоставления таких земельных участков (особенностями предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение) и основаниями для отказа, не предусмотренными положениями Земельного кодекса Российской Федерации в период подачи заявления о выкупе. В частности, пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Тем самым, новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации придана обратная сила.

При этом судами установлено, что из содержания заявления о выкупе земельного участка следует, что при подаче заявления общество указало для использования в целях: занимаемый нежилым зданием (корпус № 5).

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.04.2012 № 131 определено разрешенное использование земельного участка: занимаемый промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности. Данное разрешенное использование земельного участка отражено в ГКН с той же формулировкой.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов II-I классов вредности (ПК-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.

Основными разрешенными видами использования земельных участков в зоне ПК-3 являются: промышленные предприятия и склады II-1 класса вредности, санитарно-защитная зона не более - 500 м, в том числе: химические предприятия и производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, производства строительной промышленности, производства по обработке древесины, текстильные производства и производства легкой промышленности, производства по обработке животных продуктов, производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ, сельскохозяйственные предприятия и объекты сельскохозяйственного назначения, коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей, трамвайные, автобусные, троллейбусные парки, парки грузового автомобильного транспорта, таксопарки, представление в аренду автомобилей, авторемонтные предприятия, порты, причалы, портовые сооружения, автозаправочные станции, промышленные предприятия и склады V - III класса вредности, производства строительной промышленности, производства по обработке древесины, текстильные производства и производства легкой промышленности, производства по обработке животных продуктов, производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ, сельскохозяйственные предприятия и объекты сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, судами установлено, что в установленном законом порядке в зоне ПК-3 установлены основные разрешенные виды использования земельных участков, к которым также относится и разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, площадью 2177,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, б/н: занимаемый промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности.

При этом выводы суда о том, что заявленная ООО «Фирма «Аякс» цель использования указанного земельного участка в заявлении от 01.03.2012  значительно шире, чем предусмотрено Правилами застройки и землепользования, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, для зоны ПК-3, не имеет правового значения для его выкупа в порядке, предусмотренном до 01.03.2015.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, численность населения которых не превышает 3 миллионов человек.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления № 11, при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий и факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012, если такие строения (сооружения) были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

При этом, исходя из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 № 14649/08, действие приведенной нормы распространяется не только на собственников объектов недвижимости, непосредственно участвовавших в процессе их приватизации.

Вступившим в законную силу судебным актом по делу № А55-21965/2014 установлено, что ООО «Фирма «Аякс» приобрело указанный объект недвижимости по договору купли-продажи от 26.01.2006 у открытого акционерного общества «Салют», который, в свою очередь, приобрел право собственности на указанный объект недвижимости в результате приватизации государственного имущества; с заявлением о выкупе общество обратилось 01.03.2012, льготная цена определялась в указанный момент статьей 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».

Таким образом, поскольку приобретенный ООО «Фирма «Аякс» объект недвижимости ранее отчуждался из государственной собственности в порядке приватизации, с заявлением общество обращалось до 01.07.2012, соответственно стоимость находящегося под объектом недвижимости земельного участка при продаже, должна рассчитываться согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона, статье 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» – по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 названной статьи.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, принять новый судебный акт о признании незаконным постановления администрации городского округа Самара от 31.03.2016 № 356 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Аякс» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н; о возложении обязанности на администрацию городского округа Самара в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего постановления направить ООО «Фирма «Аякс» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, общей площадью 2177,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, по цене, определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу № А55-14000/2016 отменить.

Принять новый судебный акт.

Признать незаконным постановление администрации городского округа Самара от 31.03.2016 № 356 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Аякс» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н.

Обязать администрацию городского округа Самара в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего постановления направить обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Аякс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, общей площадью 2177 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, по цене, определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                              Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                                    Р.В. Ананьев

                                                                                              В.А. Петрушкин