АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-25428/2015
г. Казань Дело № А55-14243/2014
21 июля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Тюриной Н.А., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2015 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Александров А.И., Липкинд Е.Я.)
по делу № А55-14243/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» к муниципальному бюджетному учреждению городского округа Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью», третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара «Центр информационно-хозяйственного и автотранспортного обеспечения», Красноглинской районной общественной организации Самарский областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары, о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения по договору от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ за период май-декабрь 2012 года, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.06.2012 по 09.06.2014,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» (далее – истец, ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению городского округа Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью» (далее – ответчик, МБУ г.о. Самара «ЦАУМС» о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения по договору от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ за период май-декабрь 2012 года в сумме 19 308,93 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.06.2012 по 09.06.2014 в сумме 2388,16 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, МБУ г.о. Самара «ЦАУМС» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Более подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе.
ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Департамент управления имуществом городского округа Самара (третье лицо по делу) просит кассационную жалобу ответчика удовлетворить по основаниям, изложенным в своем отзыве на кассационную жалобу.
Остальные третьи лица отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» оказывало услуги теплоснабжения ответчику на основании заключенного договора на теплоснабжение от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ, по условиям которого исполнитель обязуется подавать заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) и горячее водоснабжение (равномерно в течение года) помещений, расположенных по адресам: <...> (гараж), ул. Банковский пер., 1, а заказчик обязуется принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, установленных настоящим договором. Теплоноситель является собственностью исполнителя.
Согласно пункту 4.1 договора учет количества подаваемой тепловой энергии и теплоносителя заказчику производится исполнителем на основании приборов коммерческого учета. При отсутствии приборов учета или при своевременности предоставления показаний прибора учета количество подаваемой тепловой энергии определяется на основании месячных величин, указанных в договоре и показаний приборов учета, установленных на выходе из теплоисточника (балансовый метод).
Несвоевременное предоставление показаний приборов учета заказчиком не является основанием для перерасчета предыдущего периода.
При этом ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» указало, что поскольку помещения, расположенные по адресу: <...> (гараж), Банковский пер., 1, не оборудованы прибором учета, произведен расчет потребления тепловой энергии на отопление и ГВС (приложение № 1 к договору от 01.01.2012 № КУ‑89/12 ТЭ г.) в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.
Истец в спорный период отпустил тепловую энергию в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение помещений, расположенных по адресу: <...> (гараж), Банковский пер., 1 в количестве согласно пункту 1.2 Договора на теплоснабжение от 01.01.2012 № КУ‑89/12 ТЭ.
Вместе с тем в связи с проведением гидравлических испытаний тепловых сетей квартала 15 п. Управленческий и устранения аварии на теплотрассе после проведения таких испытаний, прекращена подача ГВС с 18.00 26.04.2012 до 10.00 28.04.2012., в т.ч. в помещение по адресу: Банковский пер., о чем составлен акт от 28.04.2012.
Таким образом, принимая во внимание указанный факт, истец принял к расчету количество отпущенной тепловой энергии в мае 2012 года с учетом недопоставки ГВС в апреле 2012 года.
Соответственно, согласно пункту 1.2. договора на теплоснабжение количество ГВС составляет 0,04 Гкал, теплоноситель – 0,60 куб. м, с учетом перерасчета с 26.04.2012 по 28.04.2012 ГВС составляет 0,03 Гкал, теплоноситель – 0,56 куб. м.
Оплата по договору за поставленную тепловую энергию производится заказчиком ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, согласно счету-фактуре, выписанному исполнителем на основании акта поставленной заказчику тепловой энергии, оформленного сторонами в соответствии с пунктом 4.6 настоящего договора (пункт 4.7).
В соответствии с пунктом 4.6 договора заказчик обязуется совместно с исполнителем ежемесячно, не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, оформлять акт поставленной заказчику тепловой энергии. Ни одна из сторон не вправе уклониться от подписи указанного акта. Неподписание в установленный срок акта признается сторонами уклонением заказчика от документального оформления учета количества и качества полученной тепловой энергии. В случае неподписания заказчиком акта о количестве и качестве поставленной тепловой энергии указанный акт оформляется и подписывается исполнителем в одностороннем порядке. Оформленный без участия заказчика акт о количестве и качестве поставленной тепловой энергии является доказательством фактической поставки тепловой энергии заказчику по настоящему договору и является основанием для выставления счета-фактуры.
Согласно пункту 3.1.5 договора заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость услуг теплоснабжения в размере, в порядке и в сроки, указанные в договоре.
Начисление оплаты за оказанные услуги теплоснабжения произведено истцом по тарифам, утвержденным приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.11.2011 № 152: с 01.01.2012 до 30.06.2012 - 1159 рублей без НДС за 1 Гкал.; с 01.07.2012 до 31.08.2012 - 1229 рублей без НДС за 1 Гкал.; с 01.01.2012 до очередного периода регулирования - 1248 рублей без НДС/Гкал.
Как указал истец, в период с мая по декабрь 2012 года ответчик принял оказанную ему услугу на сумму 19 308,93 руб., но оставил без документального оформления акты поставок за указанный период, что является нарушением пункта 4.6 договора и не оплатил потребленную теплоэнергию.
12.01.2012 КЖКХ и ОН Красноглинского района г.о. Самара на основании постановления администрации городского округа Самара от 09.07.2010 № 849 «О реорганизации комитетов по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов городского округа Самара» был реорганизовано в форме присоединения к КЖКХ и ОН Кировского района г.о. Самара, которое переименовано в муниципальное учреждение Комитет жилищно-коммунального хозяйства городского округа Самара, с переходом к нему прав и обязанностей реорганизованных лиц в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 15, т. 1).
Постановлением администрации городского округа Самара от 15.11.2013 № 1506 «О реорганизации муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью» в форме присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения Комитета жилищно-коммунального хозяйства городского округа Самара» деятельность МБУ Комитет ЖКХ городского округа Самара прекращена путем реорганизации в форме присоединения к муниципальному бюджетному учреждению городского округа Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 27.02.2014 внесена соответствующая запись (л.д. 16-17, т. 1).
Так, нежилое здание, расположенное по адресу: <...> (гараж), площадью 282,3 кв. м является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 10.07.2014 № 15-07-06/26744. Данное здание с 2005 года занимала администрация Красноглинского района г.о. Самара в соответствии с договором от 12.07.2005 № 000061Ф. На основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара (далее – Департамент) от 30.03.2012 № 826 здание исключено из состава имущества администрации Красноглинского района г.о. Самара и закреплено на праве оперативного управления за МБУ г.о. Самара «Центр информационно-хозяйственного и автотранспортного обеспечения», 26.04.2012 здание передано указанному лицу по акту приёма-передачи.
Дополнительным соглашением от 01.04.2012 к договору на теплоснабжение от 17.01.2012 № ДУ-210/12тэ с ЗАО «СУТЭК» на указанные объекты распределено по месяцам количество поставляемой ЗАО «СУТЭК» тепловой энергии. МБУ «Центр обеспечения» в 2012 году оплатило ЗАО «СУТЭК» оказание данной услуги в полном объеме. Согласно техническому паспорту площадь гаражей, расположенных по адресу: <...>, составляет 284 кв. м, неучтенных площадей не имеется.
В процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции, лицами, участвующими в деле, проведено обследование спорного объекта с составлением акта обследования, из которого следует, что объект, теплоснабжение которого предусмотрено договором от 01.01.2012 № КУ‑89/12 ТЭ, не является частью помещений гаража, находящихся в оперативном управлении третьего лица. Данное обстоятельство не оспаривается представителями сторон и третьего лица.
В соответствии с приложением № 1 к договору отапливаемым объектом являются также помещения, расположенные по адресу: <...> объемом 620,58 куб. м, площадью 112,9 кв. м + 41,09 кв. м площадь коридора в процентном соотношении.
Согласно представленному техническому паспорту (л.д. 87, т. 2) в состав указанной площади 1-го этажа: комнаты № 13, 14, 18, 19, 20, 21, 41, 43. Однако, как обоснованно указал истец, ответчик не представил доказательств нахождения в указанных помещениях иных лиц.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение площадью 14,3 кв. м – комната № 12 (до перепланировки площадью 18,4 кв. м) в 2008 году передано в хозяйственное ведение МП по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самары в соответствии с приказом Департамента от 01.07.2008 № 806.
На основании приказа от 06.03.2009 № 599 здание общежития общей площадью 3511,8 кв. м, расположенное по адресу: <...>, передано в хозяйственное ведение МП по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самары (л.д. 133-136, т.1). Доказательств государственной регистрации права хозяйственного ведения не имеется.
Нежилое помещение площадью 789,7 кв. м, по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра от 10.07.2014 № 15-07-06/26745 (1 этаж, комнаты № 1-56) (л.д. 118, т. 1). Из данного помещения право собственности зарегистрировано на нежилое помещение площадью 14,3 кв. м и 760,7 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: 63-АЛ № 136185 от 27.11.2013; 63‑АЛ № 136186 от 27.11.2013. (л.д. 115-116, т. 1).
01.01.2012 между ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары заключен договор на теплоснабжение № ДУ-166/12 ТЭ, по условиям которого истец (энергоснабжающая организация) поставляет через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) и горячее водоснабжение (равномерно в течение года) общежитий, расположенных по адресам, п. Управленческий, ул. Банковский пер., 1, ул. Ейский пер., 6, ул. Красногвардейская, 2, а МП ЭСО в свою очередь обязалось принять и оплатить энергоресурсы в объеме, сроки и на условиях, установленных договором (л.д. 72-79, т.2). Исходя из Приложения №1 к договору № ДУ-166/12 ТЭ от 01.01 2012., расчет потребления тепловой энергии на отопление и ГВС произведен на жилой фонд - общежитие и нежилое помещение на 1-ом этаже: комната № 12 (л.д. 80, т.2).
На основании договора от 16.05.2005 № 000055Ф Комитет по управлению имуществом г. Самары передает, а Комитет по жилищно-коммунальному и обслуживанию населения администрации Красноглинского района г. Самары и ОН Красноглинского района принимает в целях обеспечения своей деятельности в пользование имущество муниципальной казны, которое учитывает на своем балансе. Состав и технические характеристики переданного имущества указаны в приложениях № 1, 2, 3 к настоящему договору. Согласно Перечню нежилых помещений и сооружений, используемых в работе и учитываемых на балансе Комитета ЖКХ и ОН Красноглинского района (приложение к от 16.05.2005 № 000055Ф), передано: комнаты № 17‑21, 39, 50-53 в доме № 22, п. Красная глинка, квартал 4, г. Самара; комнаты 1-5, 7‑56 в доме № 1, <...> г. Самара; (отдел стоящее) дом № 11, п. Управленческий, л. Сергея Лазо, г. Самара; комнаты 2, 3, 42 в доме № 4, <...> г. Самара (л.д. 45-50, т. 2).
На основании дополнительного соглашения к договору от 16.05.2005 № 000055Ф стороны пришли к соглашению об исключении из состава имущества, переданного по договору от 16.05.2005 № 000055Ф, нежилых помещений (1 этаж: комнаты № 51-55), расположенных в здании по адресу: Банковский переулок, д. 1 (л.д. 51-52, т.2).
Письмом от 13.07.2007 № 01-05/802 КЖКХ и ОН Красноглинского района просит ЗАО «СУТЭК» заключить договор на теплоснабжение помещений № 14, и с 16 по 48 в доме № 1 по Банковскому переулку г. Самары (л.д. 53, т. 2).
Согласно приказу от 18.07.2008 Департамента управления имуществом городского округа Самара № 1075 «О передаче в хозяйственное ведение муниципальному предприятию городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» нежилых помещений в здании, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Банковский переулок, дом № 1, литер внутренний К», Департамент передал в хозяйственное ведение муниципальному предприятию городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» учитываемые в составе имущества муниципальной казны нежилые помещения в указанном здании, литер внутренний К (1 этаж: комнаты № 15, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 47, 50). В связи с чем между ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» и муниципальным предприятием городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» было заключено дополнительное соглашение от 17.03.2009 № 2 на теплоснабжение от 01.04.2008 № ДУ‑91/08 тэ. (л.д. 54-60, т. 2).
На основании договора аренды нежилого помещения (здания, сооружения), являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара от 06.08.2008 № 006210А, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставил Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Самарской области за плату во временное пользование объект муниципальной собственности – нежилое помещение по г. Самара, Красноглинский район, Банковский переулок, дом № 1 в целях офиса, комнаты № 1-й этаж: 48,49. В данной связи между ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая и Территориальным органом Федеральной службы государственной по Самарской области был заключен договор на теплоснабжение от 01.04.2012 № ДУ-173/12 ТЭ. (л.д. 61-69, т. 2).
Согласно приказу от 15.07.2008 № 973 Департамент управления имуществом городского округа Самара передал учитываемое в составе имущества муниципальной собственности казны нежилое помещение (1 этаж: комнаты № 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42) в здании, расположенном по адресу: Банковский переулок, дом № 1, литер внутренний К, Департаменту семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самара. На основании чего между ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» и Департаментом семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самара ежегодно заключались договоры на теплоснабжение, в том числе договор теплоснабжение от 01.03.2013 № КУ-174/13 ТЭ (л.д. 70-75, т. 2).
Таким образом, между истцом и перечисленными юридическими лицами, которые на законных основаниях осуществляют свою деятельность в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <...>, заключены договоры на теплоснабжение. Спорные помещения не входят в состав помещений, занимаемых и используемых указанными лицами. Поэтому доводы ответчика в указанной части являются несостоятельными.
На основании Договора безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом от 08.10.2010№ 000534Л Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставил Красноглинской районной общественной организации Самарской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в безвозмездное временное пользование объект муниципального нежилого фонда - нежилое помещение площадью 16,20 кв. м (1-й этаж: комната № 14). Однако договор на теплоснабжение с указанной организацией не заключался. Доказательств внесения соответствующих изменений в договор на теплоснабжение от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ и исключения из отапливаемой площади данного помещения не имеется.
Между тем пунктом 7.3 договора предусмотрено, что в случае передачи по сделке или иным основаниям заказчиком объектов теплоснабжения третьим лицам в собственность (хозяйственное ведение или оперативное управление), во владение и (или) пользование, заказчик несет обязанности по настоящему договору, в том числе по оплате тепловой энергии, потребленной до момента представления исполнителю документов, подтверждающих принятие третьими лицами указанных объектов.
На основании изложенного, при наличии никем не оспоренного договора на теплоснабжение от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ, суды сделали обоснованный вывод о том, что обязанность по оплате тепловой энергии должен нести ответчик, являющийся правопреемником стороны договора – заказчика.
Кроме того, суды обоснованно приняли во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2012 по делу № А55-18957/2012, в соответствии с которым с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Красноглинского района в. г. Самары взыскана задолженность по договору от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ в размере 53 648,54 руб. за период с января 2011 года по апрель 2012 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1544,48 руб. Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по тому же делу произведена замена стороны – Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Красноглинского района городского округа Самара правопреемником – муниципальным бюджетным учреждением Комитет жилищно-коммунального хозяйства городского округа Самара.
Поскольку ответчик доказательств оплаты по договору от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ за период май-декабрь 2012 года в размере 19 308,93 руб. в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил, задолженность взыскана судами первой и апелляционной инстанций обоснованно на основании статей 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявил к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2388,16 руб. за период с 11.06.2012 по 09.06.2014.
Поскольку факт неисполнения принятых ответчиком по договору от 01.01.2012 № КУ-89/12 ТЭ обязательств подтвержден материалами дела, заявленные требования в указанной части также удовлетворены судами обоснованно на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций, доказательства проверены и оценены, выводы, сделанные судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, а также правильно примененным вышеназванным правовым нормам.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку. Доводы ответчика о том, что выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных судебными инстанциями выводов, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу № А55-14243/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья С.А. Филимонов
Судьи Н.А. Тюрина
А.А. Хайбулов