ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-14262/2021 от 14.04.2022 АС Поволжского округа


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17397/2022

г. Казань Дело № А55-14262/2021

18 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вера»,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022

по делу №А55-14262/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вера» к Министерству управления финансами Самарской области, к Министерству экономического развития и инвестиций Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Самарской области, о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

общества с ограниченной ответственностью «Вера» (далее – ООО «Вера», общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, просило признать незаконными действия Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области выразившиеся в уклонении от фактического рассмотрения вопроса о возможности предоставления льготы по имущественному налогу за 2 квартал 2020 год в отношении имущества общества (письмо №7-21/61 от 08.02.2021 г.) и (письмо №МФ-03/586 от 02.04.2021 г.). Обязать Министерства принять решение о возможности предоставления льготы по имущественному налогу за 2 квартал 2020 год в отношении недвижимого имущества ООО «Вера».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

ООО «Вера», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.

Министерство и Правительство Самарской области, в представленных в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывах на кассационную жалобу, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, чтоООО «Вера» является собственником нежилых помещений в торговом центре «Капитал», расположенном в г. Тольятти, ул. Дзержинского, 21, общая площадь нежилых помещений составляет 3956.90 кв.м.

Основным доходом является предоставление нежилых помещений в аренду для предпринимателей розничного сектора.

11.03.2021 ООО «Вера» обратилось за разъяснениями в Министерство финансов Российской Федерации для получения льготы, снижения размера налога либо освобождении по уплате имущественного налога за 2 квартал 2020 год.

В июне 2020 года ООО «Вера» обратилась за региональной поддержкой в Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области и получило отказ, мотивированный тем, что собственникам нежилых помещений, не осуществляющих основную экономическую деятельность в наиболее пострадавших сферах, правовых оснований для предоставления отсрочки не предусмотрено.

В последующем, ООО «Вера» 25.12.2020 обратилось в Министерство управления финансами Самарской области с обращением о предоставлении льготы по налогу на имущество в качестве меры поддержки организации.

31.12.2020 вопрос был перенаправлен для рассмотрения по существу в Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.

08.02.2021 Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области рассмотрело обращение ООО «Вера».

Заявитель считает, что Министерством незаконно проигнорирована его обязанность по обращению с законодательной инициативой для принятия мер по предоставлению налоговых льгот и вменяет в вину заинтересованным лицам уклонение от непосредственного разрешения вопроса, а также считает, что действия министерств, выраженные в письме № 7-21/61 от 08.02.2021 г. и письме от 02.04.2021 г. №МФ-03/586 не позволяют ООО «Вера» предпринять процессуальных действий для защиты нарушенного права по разрешению вопроса о предоставлении льготы по имущественному налогу за 2 квартал 2020 год.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Бюджетное законодательство рассматривает субсидии, предоставляемые из федерального бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как средства, которые носят безвозмездный и безвозвратный характер, целевым назначением которых является возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, и принимаемых в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила № 576), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).

В пункте 1 Правил № 576 указано, что в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает ведение единого государственного реестра юридических лиц, в котором содержатся сведения об юридическом лице, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подпункт "п" пункта 1 статьи 5).

Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийской классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст.

Субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее - Перечень пострадавших отраслей 434).

Следовательно, основными критериями для отнесения субъектов экономической деятельности к категории получателей субсидии из федерального бюджета являются следующие: наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, ведение деятельности в отраслях экономики, включенных в Перечень пострадавших отраслей № 434, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.03.2020 по основному виду деятельности.

Как установлено судами, заявитель в обращении от 25.12.2020 г. исх.№11 обратился к Министерству управления финансами Самарской области с просьбой рассмотреть вопрос в рамках компетенции Министерства о предоставлении льготы по налогу на имущество с установлением пониженной налоговой ставки, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией.

Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области, рассмотрев обращение ООО «Вера», перенаправленное от Министерства управления финансов Самарской области (исх. от 31.12.2020 № МФ-13-03/4411), разъяснило следующее.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и от 26.05.2020 № 745 «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» определен закрытый перечень из 12 сфер экономической деятельности, наиболее пострадавших во время пандемии.

Кроме того, в целях поддержки субъектов предпринимательства в Самарской области в период сложной эпидемиологической ситуации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Губернатора Самарской области от 08.04.2020 № 77 «О первоочередных мерах поддержки субъектов предпринимательства в Самарской области, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Самарской области» (вместе с «Перечнем отдельных сфер деятельности, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление Губернатора Самарской области № 77).

Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с ОКВЭД 68.20.2 ООО «Вера» осуществляет деятельность по аренде и управлению, собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Указанный ОКВЭД не относится к пострадавшим отраслям экономики в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации и Губернатора Самарской области.

Постановление Губернатора Самарской области № 77 разработано как мера срочного реагирования и содержит лишь первоочередные меры поддержки в отношении отдельных субъектов, а также краткосрочный период финансирования этих мер

Постановлением Правительства Самарской области от 20.04.2020 №266 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики Самарской области и сохранению платежеспособности хозяйствующих субъектов» в 2020 году были предусмотрены налоговые льготы: для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется отсрочка по уплате налогов (авансовых платежей) на три месяца: налога по УСН за 2019 год; авансового платежа за 1 квартал 2020 года по налогу по УСН; авансового платежа за 1 квартал налога по ЕНВД; авансового платежа за 1 квартал 2020 года по налогу по УСН; авансового платежа за 1 квартал 2020 года по земельному налогу для юридических лиц; авансового платежа за 1 квартал 2020 года по транспортному налогу для юридических лиц.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, вошедших в Перечень пострадавших отраслей, в соответствии с постановлением Правительства российской Федерации от 03.04.2020 г. №434: продление на три месяца срока уплаты налога на имущество организации за 2019 год; продление до 25.12.2020 сроков уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1, 2 и 3 кварталы для владельцев торговых (офисных) центров, снизивших арендную плату во 2 и 3 кварталах 2020 года для более чем 90% арендаторов, у которых основной вид деятельности по состоянию на 01.03.2020 соответствует виду деятельности, установленному в перечне отдельных сфер деятельности, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, более чем на 30%, или предоставивших вышеуказанным арендаторам отсрочку по уплате арендной платы (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439), или установивших для вышеуказанных арендаторов арендную плату в зависимости от доли в обороте (выручке, доходе) арендатора.

Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области № 98-ГД) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, в том числе в отношении нежилых помещений, расположенных в торговых центрах.

При этом статьей 4.1 указанного закона установлены налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень.

В соответствии с данной статьей предусмотрено уменьшение в целях налогообложения кадастровой стоимости объектов на величину кадастровой стоимости площади: 50 кв. метров для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 2 человек за предыдущий налоговый период; 100 кв. метров для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 4 человек за предыдущий налоговый период; 250 кв. метров для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 5 человек за предыдущий налоговый период.

Иные льготы для налогоплательщиков — владельцев объектов недвижимости, включенных в перечень, действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрены.

На основании изложенного, для собственников имущества, включенного в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, налоговые льготы установлены статьей 4.1 Закона Самарской области № 98-ГД, что соответствует нормам действующего законодательства.

Судами отмечено, что в письме от 25.12.2020 ООО «Вера» просило рассмотреть вопрос о предоставлении льготы по налогу на имущество ООО «Вера» с установлением пониженной налоговой ставки

В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно закону Самарской области от 12.10.2000 № 38-ГД «О разработке, внесении и принятии Законов Самарской области» полномочиями по приятию Законов Самарской области наделена Самарская Губернская Дума.

Таким образом, судами правомерно отмечено, что право законодательной инициативы в Думе принадлежит депутатам Думы, депутатским группам и фракциям, постоянным комитетам и комиссиям Думы, Совету Думы, Губернатору Самарской области, Правительству Самарской области; сенаторам Российской Федерации - представителям от Самарской области, главам муниципальных образований, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, региональным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Самарской области, общественному молодежному парламенту при Самарской Губернской Думе.

При указанных обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку Министерство не является органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении налоговых льгот и более того принимать законы Самарской области об установлении налоговых льгот.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу №А55-14262/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

Л.Ф. Хабибуллин