ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-14273/2021 от 11.05.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17465/2022

г. Казань Дело № А55-14273/2021

13 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

ответчика – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Самарской области – Корольковой А.Ю. (доверенность от 02.06.2021 № 22-11/00166),

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области – Орловой И.В. (доверенность от 20.12.2021 № 12-09/058),

третьего лица – Смирновой М.А. (доверенность от 10.01.2022 № 9),

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022

по делу № А55-14273/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городской центр правовой помощи» (ОГРН 1156313026891, ИНН 6321387375, г. Тольятти Самарской области) о признании незаконными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Самарской области (ОГРН 1046300134363, ИНН 6312035507, г. Самара), Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара), с участием третьего лица МАУ «МФЦ» в лице отделения МФЦ по Центральному району городского округа Тольятти (г. Тольятти Самарской области),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Городской центр правовой помощи» (далее – ООО «Городской центр правовой помощи», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары (далее - ИФНС России по Красноглинскому району города Самары), которая определением суда от 17.08.2021 заменена на её правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 20 по Самарской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 20 по Самарской области, инспекция, налоговый орган) и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – УФНС России по Самарской области, Управление) от 10.12.2020 № 65721А об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов в отношении ООО «Городской центр правовой помощи», решения от 19.01.2021 № 20-16/05716а об оставлении Управлением без удовлетворения жалобы общества на решение инспекции, и обязать инспекцию осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительный документ общества, и внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) на основании заявления по форме Р13014 от 09.12.2020, с привлечением третьего лица МАУ «МФЦ» в лице отделения МФЦ по Центральному району городского округа Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2021 по делу № А55-14273/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, заявление общества удовлетворено частично.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Самарской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела,ООО «Городской центр правовой помощи» обратилось в МАУ «МФЦ» за предоставлением государственной услуги «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»; были представлены документы в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе учредительный документ юридического лица в новой редакции.

Работником МАУ «МФЦ» была проведена регистрация представленных документов в программном комплексе и оформлена расписка в получении указанных документов. Документы были удостоверены электронной подписью работника МАУ «МФЦ» и направлены в налоговый орган посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Данные документы были получены ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и успешно прошли форматно-логический контроль, составлена расписка в получении документов от 10.12.2020 № 65721А.

Затем Инспекцией вынесено решение от 17.12.2020 № 65721А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документ ООО «Городской центр правовой помощи» (ИНН 6321387375, ОГРН 1156313026891), и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения ООО «Городской центр правовой помощи», на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ: «непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов», а именно учредительного документа юридического лица либо изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица.

Решением УФНС России по Самарской области от 19.02.2021 № 20-16/05716@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Общество оспорило решения налоговых органов в судебном порядке.

При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом взаимодействие регистрирующего органа с МФЦ с 01.04.2019 осуществляется исключительно в форме электронных документов.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов (далее - Порядок) утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@.

Судами установлено, что в регистрирующий орган через МФЦ в электронном виде представлен пакет документов от 10.12.2020 № 65721А для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица (заявление по форме № Р13014 - изменения в сведения об адресе (местонахождения) общества). Пакет документов от 10.12.2020 № 65721А подписан электронно-цифровой подписью сотрудника МФЦ.

Для данного вида государственной регистрации документы, подлежащие представлению в регистрирующий орган, определены пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, обязательными документами являются: подписанное заявителем заявление о внесении изменений в учредительный документ юридического лица по форме № Р13014, решение о внесении изменений, учредительный документ (изменения в учредительный документ).

Суды признали, что в поступившем пакете документов от 10.122020 № 65721А содержались документы, определенные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ.

Также из приложенной описи документов дела № 63202200801249031, сформированной сотрудником МФЦ, ответственным за прием документов, следует, что заявителем представлен полный перечень документов, поименованных в соответствии с их фактическим названием; данные обстоятельства признаны налоговым органом.

В оспариваемом решении инспекции указано, что при формировании транспортного контейнера сотрудником МФЦ неверно указаны наименования документов, представленных заявителем для государственной регистрации, а именно, вместо документа - «Устав (изменения в Устав) указано «Иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Налоговый орган пришел к выводу о том, что неверно указанное наименование документа при формировании транспортного контейнера сотрудником МФЦ является нарушением требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, и приравнивается к их отсутствию.

Однако, как указали суды, из решения № 65721А об отказе в государственной регистрации следует, что регистрирующим органом не оспаривается тот факт, что устав ООО «Городской центр правовой помощи» в новой редакции был представлен на государственную регистрацию.

В решении указывается на представление документов в полном объеме, но фактически решение об отказе в государственной регистрации продиктовано некорректностью оформления наименования данного документа в расписке и транспортном контейнере.

Суды признали данный вывод налогового органа неверным.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются приказом Федеральной налоговой службы от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743® (далее - Порядок).

При этом Федеральный закон № 129-ФЗ, Порядок, Соглашение, Административный регламент не содержат требований о том, каким образом должны быть поименованы в расписке или в транспортном контейнере документы, представленные для государственной регистрации,

Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Законом случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождает заявителя в соответствии с нормами Федерального закона №129-ФЗ от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов о государственной регистрации.

Однако такие нарушения, выявленные регистрирующим органом, должны свидетельствовать о невозможности регистрации поданных заявителем сведений.

Суды учитывали вышеприведенные правовые нормы и обоснованно заключили, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, поскольку фактически все необходимые для государственной регистрации документы были обществом представлены.

Доказательства того, что представленные обществом на регистрацию документы были оформлены ненадлежащим образом, в материалы дела не представлены.

Судами отмечено, что иное наименование документов в расписке или в транспортном контейнере, составленном сотрудником МФЦ, не свидетельствует о представлении обществом ненадлежащим образом оформленных документов и не препятствует проведению регистрационных действий.

Доводы о том, что в случае положительного решения о государственной регистрации наступили бы негативные правовые последствия для заявителя, суды признали несостоятельными, основанными на предположениях.

Бремя негативных последствий за действия сотрудников МФЦ при выполнении им своих должностных обязанностей при осуществлении межведомственного взаимодействия не может быть возложено на заявителя.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что решение №65721А не соответствует Федеральному закону № 129-ФЗ, нарушает права общества в сфере экономической деятельности, и препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ суды обязали Межрайонную ИФНС России № 20 по Самарской области как правопреемника и регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительный документы ООО «Городской центр правовой помощи», и внесении изменений в сведения об ООО «Городской центр правовой помощи», содержащиеся в ЕГРЮЛ на основании заявления по форме Р13014 от 09.12.2020.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в этой связи оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по делу № А55-14273/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

С.В. Мосунов