АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-61022/2020
г. Казань Дело № А55-14493/2019
13 мая 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нафиковой Р.А., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 13.11.2019),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 08.04.2019),
в отсутствие:
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карго-Тревел»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020
по делу № А55-14493/2019
по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к обществу с ограниченной ответственностью «Карго-Тревел» о взыскании 923 145 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Карго-Тревел» (далее - ответчик, ООО «Карго-Тревел») о взыскании 923 145 руб. штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Велесстрой» (ООО «Велесстрой»), общество с ограниченной ответственностью «Уралгрит» (ООО «Уралгрит») и Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020, иск удовлетворен частично. С ООО «Карго-Тревел» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 500 000 руб. штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе, а также 21 463 руб. расходов по государственной пошлине.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба мотивирована несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.08.2018 со станции Новоотрадная Куйбышевской железной дороги грузоотправителем ООО «Карго-Тревел» в адрес ООО «Альянс 29» на станцию Крымская Северо-Кавказской железной дороги был отправлен груз - «шлаки гранулированные» код ЕТСНГ - 271008 в вагонах № 60583382, № 60582376, № 60205788.
Оформлен перевозочный документ - железнодорожная накладная № ЭЫ445109, а 14.08.2018 на станции Кинель Куйбышевской железной дороги перевозчиком - ОАО «РЖД» была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагонах № 60583382, № 60582376, № 60205788 на соответствие перевозочному документу, а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЫ445109.
В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 60583382 значится груз - «шлаки гранулированные», количество мест - 69, род упаковки - скн., брутто 92400 кг., нетто - 690 00 кг., тара с бруса - 23400 кг., грузоподъемность вагона - 70 тн., способ определения массы грузоотправителем – по трафарету; в вагоне № 60582376 значится груз - «шлаки гранулированные», количество мест- 69, род упаковки - скн., брутто 92 300 кг., нетто – 69 000 кг., тара с бруса - 23300 кг., грузоподъемность вагона - 70 тн., способ определения массы грузоотправителем – по трафарету; в вагоне № 60205788 значится груз - «шлаки гранулированные», количество мест - 69, род упаковки - скн., брутто 92 000 кг., нетто – 69 000 кг., тара с бруса – 23 000 кг., грузоподъемность вагона - 70 тн., способ определения массы грузоотправителем – по трафарету.
Фактически при осмотре оказалось, что в вышеуказанных вагонах погружены мешки/контейнеры белого цвета с нанесенным на каждом грузовом месте трафаретом на иностранном языке и на русском языке - «Абразивный порошок», ТУ 3989-003-82101794- 2008, вес нетто – 1 000 кг с погрешностью +/- 5 кг, вес нетто – 1 000 кг с погрешностью +/- 5 кг.
На железнодорожной станции Кинель Куйбышевской железной дороги 14.08.2018 оформлен коммерческий акт № КБШ1801963/117, в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством №1 Прейскуранта №10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минеральностроительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акт общей формы № 540 от 14.08.2018.
Как указал истец, в соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезённый груз (3 вагона) составляет - 184 629 руб., провозная плата согласно перевозочного документа составляет - 99 630 руб., т.е. произошло занижение провозных платежей на сумму 84 999,00 рублей.
За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 923 145 руб. (184 629 руб. х 5).
Претензия истца об уплате штрафа была оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В пункте 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.
В силу статьи 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Пунктом 2.17 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что в графе "наименование груза" указывается в соответствии с Тарифным руководством наименование груза и его код.
Согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47- т/5, наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, с указанием отличительных признаков груза, если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа.
Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
Согласно пунктам 2.17, 2.18 и 2.25 Правил №39 в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании и массе груза.
На основании статьи 119 Устава и пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 №43, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.
На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
В железнодорожной накладной № ЭЫ44510 ответчик указал груз «шлаки гранулированные» код ЕТСНГ 271008.
Однако в дальнейшем было установлено, что по данной накладной ответчиком фактически перевозился груз «Абразивный порошок», ТУ 3989-003-82101794-2008, который соответствует коду ЕТСНГ 243065, в связи с чем 14.08.2018 был составлен коммерческий акт № КБШ1801963/116.
В соответствии с Тарифным руководством №1 Прейскуранта №10-01, Приложения № 2 наименования грузов «Абразивный порошок», Порошок Абразивный «Карабашский Абразив», относятся к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе.
Как указано в коммерческом акте № КБШ1801963/116 от 14.08.2018, в вагоны № 60583382, 60582376, 60205788 погружены мешки /контейнеры белого цвета с нанесенным на каждом грузовом месте трафаретом на иностранном языке и на русском языке - «Абразивный порошок», ТУ 3989-003-82101794-2008, вес нетто - 1000 кг с погрешностью +/-5 кг.
Согласно техническим условиям ТУ 3989-003-82101794-2008 данный порошок представляет собой гранулы определенного размера, полученные в результате медеплавильного производства, что не отрицает ответчик в своем отзыве.
Согласно пункту 2.2 Прейскуранта 10-01 Тарифного руководства наименование груза определяется исходя из его свойств и назначения. Назначением данного груза является очищение поверхностей.
По описаниям гранул в указанных технических условиях видно, что фракции определенного размера получаются при помощи переработки остатков медеплавильного производства (шлака) через гранулятор, что усиливает абразивные свойства данного порошка.
Следовательно, исходя из требований к определению наименованию груза, указанного в Прейскуранте 10-01 Тарифного руководства, данный груз нельзя назвать шлаком.
Минтранс России в письменных пояснениях по настоящему делу указало, что в соответствии с абз. 2 п. 2.2.1 Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2) при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
В соответствии с пп. 38, 39 Протокола пятьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет), которое состоялось 16-17 октября 2012 г. в г. Ашхабаде, принято решение о создании при Совете Экспертной группы по внесению изменений в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов (далее — ЕТСНГ).
Минтранс России в установленном порядке направил необходимые документы в Совет для вынесения заключения о возможности вынесения вопроса отнесения груза «Порошок абразивный» к определенному коду ЕТСНГ на заседание Экспертной группы.
По результатам проведения заседания Экспертной группы, состоявшегося 13-14 февраля 2019 г., принято решение отнести продукцию «Порошок абразивный» по ТУ 9 А55-14493/2019 3989-003-82101794-2008 или ТУ 3989-001-14850363-2004 к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите» и к коду ГНГ 26219000 «Шлаки и зола, включая золу из морских водорослей (келп), прочие».
Данное решение утверждено на семидесятом заседании Совета с вводом их в действие с 01.07.2019.
Вместе с тем, несмотря на то, что вышеуказанное решение введено в действие с 01.07.2019, суд обоснованно исходил из того, Совет, по существу, не принял решение о необходимости создания нового кода в перечне ЕТСНГ, а отнес продукцию к уже существующему коду.
Имея все технические документы о грузе, руководствуясь требованиями Прейскурант № 10-01, представители грузоотправителя должны были определить верное наименование груза.
Кроме того, в самом сертификате соответствия №1148245 указан код продукции ОК 005 (ОКП) 39 8900.
Общероссийский классификатор продукции, утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) (далее - ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие; представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Согласно "ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции", код 3989 00 относит производимый продукт ООО «Уралгрит» к продукции абразивной прочей.
Таким образом, груз, производимый ООО «Уралгрит» и перевозимый ООО «КаргоТревел», является грузом «Порошок абразивный», что соответствует коду ЕТСНГ 243065, и не может являться шлаком гранулированным с иным кодом продукции.
В силу статьи 18 Устава грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Аналогичные требования содержатся и в пункте 18 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 №374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом".
В соответствии с пунктом 19 Приказа N 374 тара и упаковка должна иметь маркировку, соответствующую технической документации на груз.
Согласно коммерческому акту маркировка нанесенная на грузовых местах отражала сведения о наименовании груза «порошок абразивный».
Вышеизложенное обстоятельства также свидетельствуют о том, что грузоотправитель упаковал свой груз как «Порошок абразивный» в соответствии с ТУ на именно это наименование груза, но в перевозочных документах в нарушении статьи 18 Устава, пунктов 18, 19 Приказа N 374 указал «шлак гранулированный».
Согласно Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом навалом и насыпью, утвержденных Приказом МПС №22 от 16.06.2003, груз шлак входит в перечень грузов перевозимых насыпью в полувагонах без размещения их в мягкие контейнера типа биг-бег.
Размещение данного груза в мягких контейнерах не предусмотрено и требует согласования особых условий перевозки. Относя груз «порошок абразивный» к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите», представители ОАО "РЖД" руководствовались свойствами груза, описанными в ТУ-3989-003-82101794-2008.
Согласно имеющейся технической документации, данный груз наделен абразивными свойствами, что в соответствии с Приложением № 2 Прейскуранта №10-01 позволяет отнести его к группе «24» данного Приложения № 2 «сырье минеральное промышленное.
Материалы формовочные абразивные»; к позиции «3» данной группы «Материалы абразивные»; к порядковому номеру «065» - «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите».
В Приложении № 17 к Протоколу семидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, состоявшегося в мае 2019 г., продукция «Порошок абразивный» по ТУ 3989-003- 82101794-2008 или ТУ 3989- 001-14850363-2004 отнесены к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите».
Таким образом, экспертная комиссия при Совете поддержала мнение истца в части отнесения данного груза к коду ЕТСНГ 243065.
Представленные в материалы дела коммерческий акт и акт общей формы, соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
Отсутствие отметок в перевозочном документе о составлении актов общей формы не свидетельствует о том, что обстоятельства, изложенные в данных актах, являются недостоверными и не могут быть положены в основу доказательственной базы, поскольку в данных документах присутствуют подписи третьих лиц, а не только перевозчика.
При указанных обстоятельствах, оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика 923 145 руб. штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе.
При этом, руководствуясь положениями статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о несоразмерности подлежащего уплате штрафа, последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, уменьшили его размер до 500 000 руб.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов судебных инстанций сложившейся судебной практике при рассмотрении настоящего спора со ссылкой на вступившие в законную силу решения по другим делам не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку, указанные в кассационной жалобе решения, приняты по иным фактическим обстоятельствам и с участием иных лиц.
При рассмотрении настоящего спора судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка всем фактическим обстоятельствам дела, установлены основания для взыскания штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 98 Устава.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу № А55-14493/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья В.В. Александров
Судьи Р.А. Нафикова
И.Р. Нагимуллин