ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-14723/20 от 11.05.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-3049/2021

г. Казань                                                  Дело № А55-14723/2020

12 мая 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 11.05.2021.

Полный текст постановления изготовлен –12.05.2021.

Судья Арбитражного суда Поволжского округа Муравьев С.Ю. рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом

на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021

по делу № А55-14723/2020

по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью «ВИК-ИНВЕСТ» о взыскании неосновательного обогащения, процентов,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВИК-ИНВЕСТ» (далее – общество) о взыскании 138 539 руб. 79 коп., из которых: 121 004 руб. 15 коп. неосновательное обогащение за период с 01.01.2016 по 31.07.2019, 17 535 руб. 64 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2016 по 31.07.2019, проценты, начисленные на сумму неосновательного обогащения, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021, иск удовлетворен частично. С общества в пользу теруправления взыскано 167 руб. 09 коп., из которых: 153 руб. 58 коп. неосновательное обогащение за период с 10.05.2017 по 31.07.2019, 13 руб. 51 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.05.2017 по 31.07.2019, проценты, начисленные на сумму неосновательного обогащения, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. В остальной части иска отказано (с учетом срока исковой давности, а также рассчитав размер неосновательного обогащения, исходя из размера 0,01% от кадастровой стоимости).

Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Общество в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 АПК РФ, правильность применения судом норм права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0302053:1015, площадью 1 814 818 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, 2А находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается записью о регистрации права от 28.09.2016 № 63-63/009-63/009/341/2016-9148/1.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, на территории Самарской области осуществляет ТУ Росимущества в Самарской области на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278.

С даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации полномочия собственника участка, в том числе по администрированию доходов, поступающих от использования участка, осуществляет Территориальное управление.

ТУ Росимущества в Самарской области принято распоряжение от 03.10.2014 № 517-р о разделе земельного участка площадью 1 862 064кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2А с кадастровым номером 63:09:0302053:0061, находящегося в федеральной собственности, и о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Инвест Инжиниринг».

Согласно кадастровому паспорту от 23.11.2015 из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:0061 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 и 63:09:0302053:1015.

Теруправлением указано, что по имеющимся у него данным ответчик использует часть земельного участка (840,3/1814818) с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 в отсутствие оформленных прав.

Согласно сведениям из реестра на участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу на праве собственности: нежилое помещение кадастровый номер 63:09:0302053:2028 площадью 152,7 кв. м (собственность от 25.09.2014 № 63-63-09/028/2014-713), нежилое помещение кадастровый номер 63:09:0302053:2030 площадью 165,2 кв. м (собственность от 25.09.2014 № 63-63-09/028/2014-709), нежилое здание, наименование насосная №1А, кадастровый номер 63:09:0302053:764, площадь 101,6 кв. м, (собственность от 07.11.2014 № 63-63-09/033/2014-864), нежилое здание, наименование насосная 3 подъема, кадастровый номер 63:09:0302053:768, площадь 226,1 кв. м (собственность от 07.11.2014 № 63-63-09/033/2014-863), нежилое здание, наименование насосная станция № 2 хоз. фек. стоков, кадастровый номер 63:09:0302053:795, площадь 37,9 кв. м (собственность от 07.11.2014 № 63-63-09/033/2014-862); - нежилое здание, наименование насосная станция № 4 хоз. фек. стоков, кадастровый номер 63:09:0302053:797, площадь 156,8 кв.м (собственность от 07.11.2014 № 63-63-09/033/2014).

Теруправлением в адрес общества направлена претензия от 27.08.2019 № 63/10220 о необходимости выплаты суммы неосновательного обогащения, направления в теруправление копии платежных поручений, подтверждающих перечисление в федеральный бюджет указанных денежных средств. В адрес теруправления ответа на претензию не поступало.

Согласно расчётам истца, с ответчика подлежит взыскать неосновательного обогащения за период с 01.01.2016 по 31.07.2019 в размере 138 539 руб. 79 коп.

Неисполнение обществом требований, указанных в претензии, послужило основанием для обращения теруправления в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя частично исковые требования, суды исходили из установленного факта наличия ограничений по взысканию платы за пользование земельным участком ввиду наличия его загрязнения химическими отходами.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Отсутствие договорных правоотношений не исключает возмездности пользования земельным участком под принадлежащим ответчику на праве собственности недвижимым имуществом и не освобождает его от обязанности произвести оплату за такое пользование. Поэтому правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 ГК РФ и статьи 35, 36, 65 ЗК РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 241/10, от 15.11.2011 № 8251/11, от 17.12.2013 № 12790/13).

В рассматриваемом случае, исходя из принципа платности землепользования, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 ЗК РФ, понимается неосновательное обогащение в виде арендных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства (статья 39.7 ЗК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582).

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее –постановление № 582).

Указанным постановлением утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Из писем Министерства экономического развития России от 01.09.2011, от 16.05.2011 № Д23-2026 следует, что при установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления обязаны руководствоваться, в том числе, Основными принципами.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением № 582, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Вышеназванным постановлением также утверждены «Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением № 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, в постановлении № 582 определены соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 также разъяснено, что применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам с точки зрения их соответствия вышеуказанным ориентирам при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды земельных участков, в том числе ранее принятым нормативным актам, но только с даты вступления в силу постановления № 582 (04.08.2009).

Подпунктом «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением № 582, предусмотрено определение арендной платы на основании кадастровой стоимости в размере 0,01% в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота.

Согласно отчету об оценке от 13.06.2017 № 17-156-И/49, выполненному ООО «Эксперт - оценка» по заказу теруправления, рассмотренному на предмет соответствия стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности в соответствии с приказом Росимущества от 23.09.2009 № 272 отделом оценки и аудита Территориального управления (заключение № 759 от 17.07.2017) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 составляет 774 927 000 руб.; рыночная стоимость права аренды составляет 62 239 000 руб.

Из анализа представленного истцом расчета следует, что неосновательное обогащение исчислено теруправлением пропорционально испрашиваемой ответчиком площади части земельного участка, занятой объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности.

Вместе с тем на основании постановления мэрии г. Тольятти от 21.11.2000 № 3204-1/11-00 ОАО «Фосфор» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по адресу <...> площадью 1 881 519 кв. м для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных автомобильных и железных дорог, право пользования было зарегистрировано 08.12.2000.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2003 ОАО «Фосфор» г. Тольятти, признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

У общества было право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком, которое подлежало переоформлению в силу статьи 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в связи с чем при переходе права собственности на строение, общество приобрело право на использование соответствующей части земельного участка, занятой приобретенными строениями, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежние собственник - ОАО «Фосфор».

Приобретение объектов недвижимости лицами, которым согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляться не может, налагает на этих лиц обязанность до установленной Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» 01.01.2012, в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 342-ФЗ).

Поскольку общество не исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и не обратились до 01.07.2012 с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, данное право не переоформило, размер платы за пользование участком, право государственной собственности на который не разграничено, подлежит определению на основании действовавших в спорный период нормативных правовых актов Самарской области об установлении арендной платы.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 общей площадью 1 814 818 кв. м расположены иные здания и сооружения, принадлежащие на праве собственности физическим и юридическим лицам.

Данное обстоятельство также было установлено и в определении Самарского областного суда от 18.06.2019 по делу № 33А-6460/2019 по административному иску гражданина ФИО1 к теруправлению об оспаривании отказа в предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 общей площадью 1 814 818 кв. м.

При этом судом общей юрисдикции отмечено, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:1015, общей площадью 1 814 818 кв. м, принадлежащем Российской Федерации, размещены отходы 1-2 класса опасности от деятельности ОАО «Фосфор», в целях обеспечения безопасности населения городского округа Тольятти, администрацией г.о.Тольятти была проведена инвентаризация отходов и выявлено в том числе 112 тонн технического желтого фосфора (самовозгорающиеся отходы) 1 класса опасности, мероприятия по очистке земельного участка от химических отходов включены в программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок».

Загрязнение земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 опасными отходами подтверждено сводным отчетом выполнения работ по инвентаризации опасных отходов, находящихся на территории бывшего ОАО «Фосфор» проведенных ООО «ЛЕННИИГИПРОХИМ» в 2009 г., постановлением мэрии г. Тольятти от 14.09.2011 № 2770-п/1 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Ликвидация экологического ущерба прошлой хозяйственной деятельности бывшего ОАО Фосфор на 2012- 2017 годы», постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 703 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014 - 2022 годы», постановлением администрации городского округа Тольятти от 02.10.2019 № 2642/п-1 «О введении режима повышенной готовности», письмом главы городского округа Тольятти от 18.05.2018 № 3923/1, письмом первого заместителя генерального директора-директора блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» от 25.05.2018 № 1-13/26151, письмом заместителя руководителя Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти от 27.03.2020 № 1889/2.1. Мероприятие «Обезвреживание, утилизация отходов, находящихся на территории бывшего ОАО «Фосфор» включено в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 - 2025 годы», разработанной Минприроды России.

Факт загрязнения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1015 опасными отходами подтвержден судебными актами по делам № А55-33975/2018, № А55-33978/2018, № А55-33979/2018.

Таким образом, подтверждено предоставление обществу участка, загрязненного опасными отходами.

Согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота.

Правомерность исчисления неосновательного обогащения в виде арендной платы исчисляемой на основании п. 3 Правил в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости земельного участка, в случаях его загрязненности химическими веществами, подтверждена устоявшейся судебной практикой.

Согласно справочной информации, содержащейся в выписке из реестра по спорному участку, кадастровая стоимость 1 кв.м спорного участка, за весь период взыскания, составляет 801,29 руб., арендная плата за 1 кв. м в год составляет 0,08 руб.

Обществом заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, расчете неосновательного обогащения, поскольку спорный земельный участок загрязнен опасными отходами и размер платы за такой участок рассчитывается исходя из 0,01% от кадастровой стоимости в год.

С учетом положений статей 195,196,199,200,203 Гражданского кодекса  Российской Федерации, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее – постановление № 43) судами указано, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления № 43 течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Пунктом 4 статьи 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для досудебного урегулирования спора установлен в тридцать дней.

С настоящим иском истец обратился в арбитражный суд 10.06.2020, на претензию истца ответчик ответил отказом. Следовательно, с учетом перерыва срока для досудебного урегулирования спора (30 дней), исковые требования о взыскании сумм неосновательного обогащения и процентов, начисленных по 09.05.2017, заявлены с пропуском срока исковой давности.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что обоснованным периодом для предъявления требований о взыскании платы за пользование ответчиком земельным участком в отсутствие правовых оснований является период с 10.05.2017 по 31.07.2019.

При таких обстоятельствах, с учетом срока исковой давности, также исходя из размера платы за пользование земельным участком 0,01% от кадастровой стоимости, подлежат взысканию 153 руб. 58 коп. неосновательное обогащение за период с 10.05.2017 по 31.07.2019, 13 руб. 51 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.05.2017 по 31.07.2019, а также проценты, начисленные на сумму неосновательного обогащения, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. В остальной части иска суды обоснованно отказали.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно удовлетворили исковые требования частично и взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами, а также проценты, начисленные на сумму неосновательного обогащения, в указанном выше размере.

К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.

В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу № А55-14723/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья                                                                           С.Ю. Муравьев