АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-59490/2020
г. Казань Дело № А55-1504/2019
05 февраля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО1 (доверенность),
Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО2 (доверенность),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020
по делу № А55-1504/2019
по заявлению администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара, с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара, Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, Красноармейский район, п. Чапаевский, Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, Красноармейский район, п. Куйбышевский, о признании незаконными решений об отказе,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Красноармейский Самарской области (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра) с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации права и права собственности по уведомлениям № 63/025/300/2018-1335, 336, 1337, 1338, 1339, 133, 1345, 1346, 1347, 1349, 1350, 1353, 1354, 1355, 1356, 1357, 1359, 1361 с даты его вынесения; обязать Управление Росреестра осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир расположенных в Красноармейском районе, Самарской области по адресу: <...>, 6, 9, 10, 12, <...>, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14, <...>.
Администрация обратилась в арбитражный суд к Управлению Росреестра о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации перехода права и права собственности по уведомлениям № 63/025/300/2018-1391, 1392, 1393 с даты его вынесения и обязании Управление Росреестра осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир, расположенных в Красноармейском районе Самарской области по адресу: <...>, <...>, <...>. Делу присвоен № А55-5536/2019.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2019 суд объединил дела № А55-1504/2019 и № А55-5536/2019 в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением делу единого номера №А55-1504/2019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.05.2020 решение суда первой инстанции от 10.10.2019 и постановление апелляционного суда от 16.01.2020, отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020, заявленные администрацией требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации программы «Развитие жилищного строительства до 2020 года Самарской области», муниципальным районом Красноармейский Самарской области были приобретены в собственность квартиры, расположенные по адресу: <...>, 6, 9, 10, 12; <...>, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14; <...>; <...>, 2, 3.
Постановлением администрации муниципального района Красноармейский от 03.08.2018 № 779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области» переданы жилые помещения муниципального района Красноармейский Самарской области соответствующему сельскому поселению, на территории которого находятся жилые помещения.
Постановлением от 17.08.2018 № 261 помещения приняты в собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д.14-17 т.1).
Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д.18-27 т.1).
Постановление администрации от 03.08.2018 № 776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» (л.д.7-9. т.2).
Постановлением от 27.08.2018 № 134 данные помещения были приняты в собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д.10-11 т.2). Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д.12-13 т.2).
29 августа 2018 года администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о переходе права собственности на помещения по адресу: <...>, 6, 9, 10, 12; <...>, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14; <...>; за номерами №63/025/300/2018-1335-1339, 1343, 1345, 1346, 1347, 1349, 1350, 1353-1357, 1359, 1361.
Аналогичным образом, 31.08.2018 администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на помещения по адресу: <...>, 2, 3.
На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа регистрации права собственности за сельским поселением Куйбышевский муниципального района Красноармейской Самарской области представлены постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 г. № 776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» и постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 г. № 779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области», согласно которым исключены из реестра муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, в том числе спорные объекты недвижимости (то есть имущество передано безвозмездно).
Уведомлениями от 10.12.2018 и 12.12.2018 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности со ссылкой на пункт 11,1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, мотивируя, что указанные квартиры передаются в распоряжение сельского поселения в связи с изменениями вопросов местного значении между районом и сельским поселениями, то есть в результате разграничения имущества, и для регистрации права собственности сельского поселения необходимо принятие правового акта субъекта Российской Федерации .
Посчитав указанные отказы Управления Росреестра по Самарской области незаконными, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что издание субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта о разграничении имущества в соответствии с Законом Самарской области 24.02.2009 № 27-ГД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области» в данном случае не требуется, так как изменение вопросов местного значения (пункт 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), произошло в 2014 году в связи с принятием Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД.
Довод кассационной жалобы о том, что правоустанавливающим документом для регистрации права собственности за сельскими поселениями муниципального района Красноармейский Самарской области будет являться именно закон Самарской области о разграничении имущества, судебной коллегией отклоняется.
Часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) предусматривает порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе разграничение осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статьи 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством являются вопросами местного значения сельского поселения.
Во исполнение части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» в уставе сельского поселения муниципального района предусмотрены обязанность поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений. Необходимо также учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, в частности выписками из реестра муниципального имущества Красноармейского района Самарской области, что спорные объекты недвижимого имущества были приобретены в рамках реализации программы «Развитие жилищного строительства до 2020 года Самарской области» в период с 2013 г. по 2018 г., права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 2 статьи 215 ГК РФ).
В рассматриваемом случае имущество передано из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, то есть безвозмездно.
На основании указанных норм права, администрация муниципального района Красноармейский Самарской области как собственник муниципального имущества приняла постановления от 03.08.2018 № 776 № 779 и передала в собственность сельских поселений Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области и Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области квартиры, приобретенные в рамках реализации федеральных программ.
В свою очередь, сельские поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области и Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области приняли вышеуказанные квартиры.
Таким образом, передача квартир произошла при наличии волеизъявления передающей и принимающей стороны, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П.
На основании вышеизложенного суд пришел к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае нормы Закона № 122-ФЗ не применимы, так как передача имущества в данном случае не относится к разграничению имущества, предусмотренного в случаях, установленных пунктом 11.1 статьи 154 данного федерального закона, следовательно, отсутствуют основания для принятия Закона Самарской области о разграничении имущества между муниципальными образованиями.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 АПК РФ, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу № А55-1504/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Р.В. Ананьев
С.Ю. Муравьев