ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2020 года по делу № А55-1504/2019,
по заявлению Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара,
Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, Красноармейский район, п. Чапаевский,
Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, Красноармейский район, п. Куйбышевский,
о признании незаконными решений об отказе,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра), с учетом принятого судом в порядке ст. 130 АПК РФ определения об объединении дел, соответственно № А55-1504/2019 и № А55-5536/2019, в одно производство, а также принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ изменения требований, и привлечением в качестве третьих лиц Министерства имущественных отношений Самарской области, Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации права и права собственности по уведомлениям № 63/025/300/2018-1335, 336, 1337, 1338, 1339, 133, 1345, 1346, 1347, 1349, 1350, 1353, 1354, 1355, 1356, 1357, 1359, 1361; обязать осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир расположенных в Красноармейском районе, Самарской области по адресу: <...>, 6, 9, 10, 12, <...>, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14 <...>; признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации перехода права и права собственности по уведомлениям №63/025/300/2018-1391, 1392, 1393; обязать осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир, расположенных в Красноармейском районе Самарской области по адресу: <...>, <...>, <...>.
Решением суда от 10.10.2019 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.01.2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 18.05.2020 г. отменил решение суда от 10.10.2019 г. и постановление апелляционного суда от 16.01.2020 г. и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал на то, что при новом рассмотрении суду необходимо дать оценку по заявленным требованиям с учетом Закона Самарской области от 12.03.2009 г. № 27-ГД о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела решением суда от 07.08.2020 г. заявленные администрацией требования удовлетворены полностью.
Управление Росреестра, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации программы «Развитие жилищного строительства до 2020 г. Самарской области», муниципальным районом Красноармейский Самарской области были приобретены в собственность квартиры, расположенные по адресу: <...>, 6, 9, 10, 12; <...>, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14; <...>; <...>, 3.
Постановлением администрации муниципального района Красноармейский от 03.08.2018 г. № 779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области» переданы жилые помещения муниципального района Красноармейский Самарской области соответствующему сельскому поселению, на территории которого находятся жилые помещения, а постановлением от 17.08.2018 г. № 261 помещения приняты в собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д. 14 - 17 т. 1), и подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д. 18 - 27 т. 1).
Постановлением администрации от 03.08.2018 г. № 776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» жилые помещения переданы соответствующему сельскому поселению (л.д. 7 - 9 т. 2), а постановлением от 27.08.2018 г. № 134 данные помещения были приняты в собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д. 10 - 11 т. 2). Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д. 12 - 13 т. 2).
29.08.2018 г. администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации перехода права собственности на помещения по адресу: <...>, 6, 9, 10, 12; <...>, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14; <...>; за номерами № 63/025/300/2018-1335-1339, 1343, 1345, 1346, 1347, 1349, 1350, 1353-1357, 1359, 1361.
Администрация обращалась в Министерство имущественных отношений Самарской области за предоставлением и подготовкой нормативно-правового акта о разграничении имущества.
Из полученных ответов от 26.05.2018 г. № 12/6117 (л.д. 30 - 33 т. 1), от 07.11.2018 г. № 12/10524 (л.д. 39 т. 1) следует, что отсутствуют основания разграничения имущества по п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
Уведомлением от 10.12.2018 г. заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности со ссылкой на п. 11,1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, мотивируя, что указанные квартиры передаются в распоряжение сельского поселения в связи с изменениями вопросов местного значения между районом и сельским поселением, то есть в результате разграничения имущества, и для регистрации права собственности сельского поселения необходимо принятие правового акта субъекта РФ.
Аналогичным образом, 31.08.2018 г. администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на помещения по адресу: <...>, 3, а 12.12.2018 г. Управлением Росреестра отказано в проведении заявленных регистрационных действий.
Посчитав указанные отказы Управления Росреестра незаконными, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
При новом рассмотрении дела и выполняя указания суда кассационной инстанции судом установлено и материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа регистрации права собственности за сельским поселением Куйбышевский муниципального района Красноармейской Самарской области представлены постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 г. № 776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» и постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 г. № 779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области», согласно которым исключены из реестра муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, в том числе спорные объекты недвижимости (то есть имущество передано безвозмездно).
В силу ст. 198 АПК РФ и ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Закон № 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из п. 2 ст. 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ (п. 2 ст. 215 ГК РФ).
В рассматриваемом случае имущество передано из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, то есть безвозмездно.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 -ФЗ безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов РФ, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов РФ и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта РФ о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта РФ.
Частью 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ определены случаи, когда осуществляется разграничение имущества между муниципальными образованиями.
Разграничение имущества осуществляется между:
вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;
вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;
вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;
муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;
муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;
муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ).
муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;
городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.
В ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ перечисляются случаи, в которых производится разграничение в соответствии с указанным порядком. В частности, используется понятие «вновь образованные» муниципальные образования, что ставит вопрос о содержании этого понятия и о подпадании под него тех муниципальных образований, которые в результате реформы не претерпели изменений.
Следует исходить из того, что под этот перечень подпадают все муниципальные образования, так как исходя из системного анализа положений ч. 3 ст. 84, ч. 4 ст. 84, п. 1 ч. 1 ст. 85 Закона № 131-ФЗ вновь образованными считаются все муниципальные образования, утвержденные законом субъекта РФ во исполнение ст. 85 Закона № 131-ФЗ, независимо от того, претерпели ли они какие-либо изменения в процессе реформы по сравнению с их статусом, существовавшим до такого закона, или нет.
Указанным законом субъекта РФ заново установлены границы всех муниципальных образований.
Основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности является то, что указанные квартиры передаются в распоряжение сельского поселения в связи с изменениями вопросов местного значения между районом и сельским поселением, то есть в результате разграничения имущества, и для регистрации права собственности сельского поселения необходимо принятие правового акта субъекта РФ.
Однако главным критерием для передачи имущества является его назначение.
Между тем Управлением Росреестра не приняты во внимание особенности формирования муниципальной собственности в порядке разграничения полномочий (на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал конституционность норм, содержащихся в ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.
В определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 828-О-П отмечено, что исходя из того что право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, то есть его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2000 г. № 14-П), в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому.
Федеральный законодатель, во всяком случае, не вправе принимать решения, которые ставили бы под сомнение реальную возможность публично-правовых территориальных субъектов самостоятельно решать вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией РФ, и которые, таким образом, умаляли бы право населения субъектов РФ и (или) муниципальных образований на стремление к экономическому благополучию и созданию условий достойной жизни.
Законом № 131 -ФЗ согласно ч. 3, 4 ст. 14, ст. 50 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14.
Нормы Федеральных законов № 131-ФЗ и № 122-ФЗ устанавливают критерии и способы разграничения публичной собственности исходя из потребностей обеспечения реализации задач и полномочий органов публичной власти.
В основу разграничения публичной собственности заложен, в том числе принцип использования предлагаемого к передаче имущества в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.
Из буквального толкования положений Федеральных законов № 131-ФЗ и № 122-ФЗ, не следует, что из собственности одного публичного образования в другую может быть передано только имущество, в отношении которого был заключен договор пользования (аренды, ссуды и пр.).
Главным критерием для передачи имущества является его назначение, а именно, использование органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.
Как установлено п. 2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Законами субъекта РФ могут закрепляться другие вопросы из числа, предусмотренных частью вопросов местного значения городского поселения.
В ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» закреплены дополнительные вопросы местного значения за номерами 4 - 8, 11 - 13, 13,1, 15, 18, 19, 20 № 131-ФЗ за сельскими поселениями Самарской области.
В п. 6 ст. 14 Закона № 131 -ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельских поселений Самарской области относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Самарской Губернской Думой от 24.02.2009 г. принят Закон Самарской области от 12.03.2009 г. № 27-ГД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 12.03.2009 г. № 27-ГД).
Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районам поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 12.03.2009 г. № 27-ГД разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, осуществляется на основании законов Самарской области, принимаемых по согласованным предложениям органов местного самоуправления муниципальных образований, между которыми осуществляется разграничение имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 12.03.2009 г. № 27-ГД законами Самарской области о разграничении имущества утверждаются перечни передаваемого в собственность другого муниципального образования имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.
Законы Самарской области о разграничении имущества являются основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, а в данном случае сельские поселения приняли имущество.
При этом в материалы дела представлены акт приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области; Постановление администрации сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 17.08.2018 г. № 261 «О приеме в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального имущества муниципального района Красноармейский» и акт приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области; Постановление администрации сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 27.08.2018 г. № 134 «О приеме в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального имущества муниципального района Красноармейский».
По данным Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанные квартиры находятся в собственности муниципального образования муниципального района Красноармейский Самарской области.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Закона № 131-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.
В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.
Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством являются вопросами местного значения сельского поселения.
Закон Самарской области от 03.10.2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» закрепил за сельскими поселениями Самарской области вопросы местного значения, предусмотренные п. 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (частично), 20 (частично), 22, 24 - 27, 31, 32, 33.1 - 39 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, Закона Самарской области от 03.10.2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» в уставе сельского поселения муниципального района предусмотрены обязанность поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений. Необходимо также учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, в частности выписками из реестра муниципального имущества Красноармейского района Самарской области, что спорные объекты недвижимого имущества были приобретены в период с 2013 г. по 2018 г., права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного суд признал правомерными доводы администрации и Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что в рассматриваемом случае нормы Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не применимы, так как передача имущества в данном случае не относится к разграничению имущества, предусмотренного в случаях, установленных п. 11.1 ст. 154 данного федерального закона, следовательно, отсутствуют основания для принятия Закона Самарской области о разграничении имущества между муниципальными образованиями.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что издание субъектом РФ соответствующего нормативного правового акта о разграничении имущества в соответствии с Законом Самарской области 24.02.2009 г. № 27-ГД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области» в данном случае не требуется, так как изменение вопросов местного значения (п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), произошло в 2014 г. в связи с принятием Закона Самарской области от 03.10.2014 г. № 86-ГД.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных администрацией требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2020 года по делу №А55-1504/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи Т.С. Засыпкина
Е.Г. Филиппова