ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-1504/19 от 13.01.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2020 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области – представитель ФИО1 (доверенность№4 от 09.01.2020)

от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области – представитель не явился, извещено,

от Министерства имущественных отношений Самарской области – представитель не явился, извещено,

от Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области – представитель не явился, извещено,

от Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2020 г. в помещении суда апелляционную жалобу Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области,

апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2019 по делу №А55-1504/2019 (судья Черномырдина Е.В.)

по заявлению Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерства имущественных отношений Самарской области,

Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области,

Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области

о признании незаконными решений об отказе,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области обратилась в арбитражный суд  к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области  с заявлением, в котором с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определения об объединении дел, соответственно: №А55-1504/2019 и №А55-55362019, в одно производство, а также принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения требований просит:

1) признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации права и права собственности по уведомлениям №63/025/300/2018-1335,336,1337,1338, 1339,133,1345,1346,1347,1349,1350,1353,1354,1355,1356,1357,1359, 1361 с даты его вынесения;

2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир расположенных в Красноармейском районе, Самарской области по адресу: <...>, <...> <...>;

3) признать незаконным и отменить решения об отказе в регистрации перехода права и права собственности по уведомлениям № 63/025/300/2018-1391,1392,1393 с даты его вынесения;

4) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир, расположенных в Красноармейском районе Самарской области по адресу: <...>, <...>, <...>.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области  просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что решение суда содержит несоответствие выводов, изложенных в нем, обстоятельствам дела. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права, а именно неправильно истолкованы положения части 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статей 14,14.1,15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

От Министерства имущественных отношений Самарской области также поступила апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований администрации муниципального района Красноармейский Самарской области. С доводами суда первой инстанции о том, что жилые помещения должны быть переданы от муниципального образования Красноармейский в собственность сельских поселений исключительно на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации – закона Самарской области – не согласно, полагает, что основания для принятия закона Самарской области о разграничении имущества между муниципальными образованиями отсутствуют, поскольку в рассматриваемом случае нормы Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ не применимы, поскольку разграничение имущества в данном случае не относится к описанным в данном законе случаям.

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 16.12.2019 г. представитель Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 16 декабря 2019 г. на 13 января 2020 г.

О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.

Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

В судебном заседании 13 января 2020 г. представитель Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации программы «Развитие жилищного строительства до 2020 года Самарской области», муниципальным районом Красноармейский Самарской области были приобретены в собственность квартиры, расположенные по адресу: <...>; <...>; <...>; <...>, 2,3.

Федеральным законом 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно частям 3,4 статьи 14, статьи 50 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19,21,28,30,33 части 1 статьи 14. Законами субъекта РФ могут закрепляться другие вопросы из числа, предусмотренных частью вопросов местного значения городского поселения. Так законом Самарской области от 03.10.2014 №86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» статьей 1 закреплены дополнительные вопросы местного значения за номерами 4-8,11-13,13,1, 15,18,19,20 ФЗ 131 за сельскими поселениями Самарской области.

Таким образом, пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений Самарской области относится «обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».

В    целях   передачи    жилых    помещений    муниципального   района Красноармейский Самарской области соответствующему сельскому поселению, на территории которого находятся жилые помещения, реализации сельскими посланиями вопросов местного значения пункта 6 статьи 14 Федерального закона 131-ФЗ,  принято Постановление Администрации муниципального района Красноармейский от 03.08.2018 №779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области».

Постановлением №261 от 17.08.2018 помещения приняты в собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д.14-17 т.1). Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д.18-27 т.1).

Постановление Администрации муниципального района Красноармейский от 03.08.2018 №776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» (л.д.7-9. т.2).

Постановлением №134 от 27.08.2018 данные помещения были приняты в собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д.10-11 т.2). Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д.12-13 т.2).

29.08.2018 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о переходе права собственности на помещения по адресу: <...>; <...>; <...>; за номерами №63/025/300/2018-1335-1339,1343,1345,1346,1347,1349,1350,1353-1357,1359,1361.

Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области обращалась в Министерство имущественных отношений Самарской области за предоставлением и подготовкой нормативно-правового акта о разграничении имущества.

Из полученных ответов №12/6117 от 26.05.2018 (л.д.30-33 т.1), №12/10524 от 07.11.2018 (л.д.39 т.1) следует, что отсутствуют основания разграничения имущества по пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Уведомлением от 10.12.2018 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности со ссылкой на пункт 11,1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», мотивируя, что указанные квартиры передаются в распоряжение сельского поселения в связи с изменениями вопросов местного значении между районом и сельским поселениями, то есть в результате разграничения имущества, и для регистрации права собственности сельского поселения необходимо принятие правового акта субъекта РФ.

Аналогичным образом, 31.08.2018 Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области  с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на помещения по адресу: <...>, 2,3.

12.12.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области отказано в проведении заявленных регистрационных действий.

Посчитав указанные отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области незаконными, Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области обратилась в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В силу статьи 198 АПК РФ и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Закон №218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно статье 29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 26 Закона №218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Как следует из пункта 2 статьи 212 Гражданского кодекса, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса).

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 235 Гражданского кодекса).

Судом первой инстанции установлено, что в  качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности за сельским поселением Чапаевский муниципального района Красноармейской Самарской области представлено Постановление Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 №779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области», согласно которому исключены из реестра муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, в том числе спорные объекты недвижимости (то есть имущество передано безвозмездно). Также представлены: акт приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области; Постановление администрации сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 17.08.2018 №261 «О приеме в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального имущества муниципального района Красноармейский».

На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа регистрации права собственности за сельским поселением Куйбышевский муниципального района Красноармейской Самарской области представлено Постановление Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 №776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области», согласно которому исключены из реестра муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, в том числе спорные объекты недвижимости (то есть имущество передано безвозмездно). Также представлены: акт приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области; Постановление администрации сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 27.08.2018 №134 «О приеме в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального имущества муниципального района Красноармейский».

По данным Единого государственного реестра недвижимости указанные выше квартиры находятся в собственности муниципального образования муниципального района Красноармейский Самарской области.

Согласно п.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004) орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Самарской Губернской Думой от 24.02.2009 принят Закон Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД). Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районам поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) и Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

Согласно п.1 ст.1 Закона Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, осуществляется на основании законов Самарской области, принимаемых по согласованным предложениям органов местного самоуправления муниципальных образований, между которыми осуществляется разграничение имущества.

В соответствии с п.2 ст.1 Закона Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД законами Самарской области о разграничении имущества утверждаются перечни передаваемого в собственность другого муниципального образования имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество. Законы Самарской области о разграничении имущества являются основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество.

В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции обоснованно признал правомерным довод заинтересованного лица о том, что правоустанавливающим документом для регистрации права собственности за сельским поселением Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области и сельским поселением Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области спорных квартир будет являться именно закон Самарской области о разграничении имущества.

К заявлениям об обжаловании действий Управления приложено письмо Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2018 №12/6117, согласно которому разграничение муниципального имущества между вновь образованными муниципальными образованиями было осуществлено Законом Самарской области от 12.02.2007 №7-ГД, право собственности на спорные объекты недвижимости у муниципального района Красноармейский Самарской области также зарегистрировано в период с 2013 по 2018 годы, в связи с чем порядок разграничения муниципального имущества, определенный п.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, не может быть применен.

Между тем, суд первой инстанции верно отметил, что содержание данного письма не заменяет и не исключает соблюдение установленного законом порядка.

Ссылка Министерства имущественных отношений Самарской области на судебные акты по делу №А53-2165/2018 обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, так как обстоятельства указанного дела и настоящего спора не являются схожими, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив материалы дела, при отсутствии условий, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу от отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, об отсутствии в рассматриваемой ситуации факта разграничения имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями, а также о неверном истолковании судом первой инстанции положения п. 11.1 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.

Так, среди перечня оснований для разграничения согласно п.11.1 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 действительно имеется такое основание как разграничение имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения, которое имеет место в данной ситуации.

В свою очередь, согласно подп.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского (а не сельского, как указывает заявитель) поселения относится в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Между тем, согласно п.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Из указанных норм следует, что сельские поселения не уполномочены решать вопросы, указанные в подп.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. В связи с чем, при передаче некоторых полномочий от муниципального района к сельским поселениям для решения вопросов местного значения сельского поселения необходима передача имущества, которая должна быть осуществлена исключительно в порядке разграничения на основании закона субъекта РФ именно в связи с изменением перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Министерство имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе указало, что разграничение муниципального имущества между вновь образованными муниципальными образованиями было осуществлено Законом Самарской области от 12.02.2007 №7-ГД, право собственности на спорные объекты недвижимости у муниципального района Красноармейский Самарской области также зарегистрировано в период с 2013 по 2018 годы, в связи с чем порядок разграничения муниципального имущества, определенный п.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 года 1М122-ФЗ, не может быть применен.

Однако данный довод суд апелляционной инстанции считает неверным, поскольку разграничение любого имущества осуществляется в соответствии с указанными выше нормами.

Ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области на Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.11.2018 по делу №А53-2165/20018 суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку обстоятельства данного дела, как верно указал суд первой инстанции, и обстоятельства настоящего дела не являются схожими, преюдициального значения не имеют.

Так, согласно указанному выше судебному акту по делу №А53-2165/20018 спорное помещение было передано администрацией района сельскому поселению по договору безвозмездного пользования для размещения библиотеки и молодежного центра. Согласно п.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе подпунктом 12 части 1 данной статьи. В свою очередь подп.12 п.1 ст. 14 указанного закона содержит такие вопросы как создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Соответственно отсутствует такое основание для разграничения имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе как изменение перечня вопросов местного значения сельского поселения ввиду отсутствия такого изменения.

Иные доводы апелляционных жалоб сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2019 по делу №А55-1504/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      И.С. Драгоценнова 

                                                                                                                 А.Б. Корнилов