443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
13 декабря 2023 года Дело № А55-15297/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" – до и после перерыва представителя ФИО1 (доверенность от 08.12.2022 № 187),
от Акционерного общества "Самарская сетевая компания" – до и после перерыва представителя ФИО2 (доверенность от 09.01.2023 № 1),
от Министерства имущественных отношений Самарской области – до перерыва представителя ФИО3 (доверенность от 02.12.2022 № 108), после перерыва не явился, извещено
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области – до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от третьих лиц – до и после перерыва представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства", Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2023 года по делу № А55-15297/2020 (судья Шабанов А.Н.),
по иску Акционерного общества "Самарская сетевая компания"
к Государственному казенному учреждению Самарской области "Управление капитального строительства",
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
к Администрации городского округа Сызрань Самарской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства Самарской области, Муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань "Благоустройство",
о взыскании 3 611 206 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному бюджетному предприятию городского округа Сызрань "Благоустройство" (далее - ответчик) о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 3 611 206 руб. 03 коп.
Определением суда от 13.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация городского округа Сызрань Самарской области.
Определением суда от 28.09.2020 по ходатайству Администрации городского округа Сызрань Самарской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», Министерство строительства Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А55-15297/2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2022 решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А55-15297/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 06.03.2022 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.
Истцом в суд первой инстанции представлено заявление об уточнении исковых требований и привлечении соответчика, где истец указал, что до 20.02.2020 единственным собственником Сооружения являлась Самарская область, с 21.02.2020 по 04.03.2020 оно находилось в общей долевой собственности Самарской области и администрации городского округа Сызрань, а в период с 2014 года по 06.04.2020 именно ГКУ «УКС» обладало ограниченным вещным правом на Сооружение и выступало его балансодержателем независимо от факта отсутствия государственной регистрации права оперативного управления, в связи с чем, просит привлечь администрацию городского округа Сызрань Самарской области в качестве соответчика по делу № А55-15297/2020; взыскать с ГКУ «УКС» и Министерства имущественных отношений Самарской области в порядке субсидиарной ответственности стоимость бездоговорного потребления электроэнергии 3 610 726 руб. 44 коп.; взыскать с Администрации городского округа Сызрань Самарской области стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 479 руб. 59 коп.
Определением суда от 30.05.2022 заявление истца о привлечении ответчика и изменении требований удовлетворено, в качестве ответчика привлечена Администрация городского округа Сызрань Самарской области. Этим же определением ходатайства Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Министерства управления финансами Самарской области, о проведении строительно-технической экспертизы, оставлены без удовлетворения.
Определением от 16.02.2023 года Министерство имущественных отношений Самарской области привлечено судом в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2023 года с Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" и Министерства имущественных отношений Самарской области в порядке субсидиарной ответственности в пользу Акционерного общества "Самарская сетевая компания" взысканы стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 3 610 726 руб. 44 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 41 051 руб. 00 коп. С Администрации городского округа Сызрань Самарской области в пользу Акционерного общества "Самарская сетевая компания" взысканы стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 479 руб. 59 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 руб. 00 коп. С Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" в доход федерального бюджета взысканы расходы по уплате государственной пошлины за кассационную жалобу сумме 3 000 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе Государственное казенное учреждение Самарской области "Управление капитального строительства" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2023 года по делу № А55-15297/2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО «ССК» к ГКУ «УКС».
Определением суда апелляционной инстанции от 21.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 16.10.2023.
Кроме того, Министерство имущественных отношений Самарской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой Министерство просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2023 года по делу № А55-15297/2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО «ССК» к Министерству имущественных отношений Самарской области.
Податели жалоб указывают на неправомерное взыскание с них стоимости бездоговорного потребления, полагая, что ГКУ "Управление капитального строительства" не имеет какого-либо отношения к объекту, право оперативного управления не регистрировалось, в рассматриваемый период спорный объект находился в собственности муниципального образования г.Сызрань Самарской области. Указывают также, что не доказан факт потребления электроэнергии, в Акте бездоговорного потребления № 3 от 04.03.2020 не указана точка присоединения, не описан факт присоединения к электрическим сетям, способ и место подключения к сетям, не представлены документы, что объект подключен к источнику питания.
Определением суда апелляционной инстанции от 04.10.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 16.10.2023.
В материалы дела поступил отзыв АО «ССК» на апелляционные жалобы, в котором истец просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2023 года по делу № А55-15297/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.10.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 29.11.2023.
В суд от ГКУ «УКС» поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе (вх. от 28.11.2023).
В судебном заседании апелляционного суда 29.11.2023 представители ГКУ «УКС» и Министерства имущественных отношений Самарской области свои апелляционные жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель АО «ССК» в судебном заседании апелляционного суда 29.11.2023 возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, представил суду дополнение к отзыву на апелляционные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда 29.11.2023 не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 29 ноября 2023 года до 06 декабря 2023 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).
В суд от Администрации городского округа Сызрань Самарской области поступили возражения на дополнительные пояснения к апелляционной жалобе ГКУ «УКС» (вх. от 30.11.2023).
После перерыва в суд апелляционной инстанции явились представители ГКУ «УКС» и АО «ССК».
Представитель ГКУ «УКС» представил суду письменные пояснения на возражения Администрации городского округа Сызрань Самарской области.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец является субъектом розничного рынка и имеет статус сетевой организации, оказывающей на розничном рынке Российской Федерации услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, в том числе и на розничном рынке Самарской области, согласно пункту 2 Правил дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004.
На территории г.о. Сызрань истец владеет объектами электросетевого хозяйства, в том числе, КТП 394 6/0,4 кВ /2x630, ф.13 ПС 110/6 кВ "Город-1" - состоящей на балансе АО "ССК", что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств N 10001857 от 29.05.2020.
В соответствии с пунктом 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" сетевые организации проводят проверки на предмет выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.
При проведении проверки объектов электросетевого хозяйства 04.03.2020 сотрудниками АО "ССК" обнаружен факт бездоговорного потребления электроэнергии, а именно присоединение насосной станции № 3 к ПС "Город-1" 110/6 кВ, ф. 13, КЛ-6 кВ, КТП 394 (2x630 кВА) секция 1, ф.6, РУ-0,4 кВ с нижних контактов автоматов ячейки 2-я линейная кабелем ПВБ б ШП 4x50 мм2, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, берег реки Волги, городской пляж ДЭУ. Энергопотребление осуществлялось в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
В связи с изложенным, составлен Акт № 3 от 04.03.2020 о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии, по которому потребителем указано МБУ г.о. Сызрань "Благоустройство", которому выставлен счет № 94 от 07.05.2020 на оплату стоимости бездоговорного потребления электроэнергии на сумму 3 611 206,03 руб. за период с 12.08.2019 по 04.03.2020.
В 2014 году ГКУ "УКС" в целях проведения реконструкции ГТС на земельные участки, расположенные под ГТС (в том числе насосной № 3) было оформлено право бессрочного пользования. В ходе реконструкции вышеуказанное здание насосной N 3 снесено, а затем снято с кадастрового учета. Построено новое здание насосной.
Министерством строительства Самарской области 24.12.2014 ГКУ "УКС" было выдано разрешение № RU63309000-43 на ввод ГТС в эксплуатацию (приказом Министерством строительства Самарской области от 25.02.2015 № 103-п в ранее выданное решение были внесены изменения).
Сооружение: реконструкция гидротехнических сооружения инженерной защиты г. Сызрани 24.05.2015 поставлено на кадастровый учет за номером 63:08:0000000:8966 (в состав данного сооружения входит насосная № 3, не являющаяся самостоятельным объектом ГТС).
Между Правительством Самарской области и Муниципальным образованием городской округ Сызрань 12.02.2020 заключено Соглашение об установлении общей долевой собственности и определении долей в объекте "Реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Сызрани (кадастровый номер 63:08:0000000:8966, протяженностью 4770 м), расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, от Ильинского моста до ж/д моста, по ул. Дамбовская, по ул. р. Воложка, до дома № 36 по ул. Декабристов. В соответствии с соглашением объект включал в себя, в том числе сооружение насосная станция N 3. Стороны в соглашении определили доли: Самарская область - 9978/10000 (99.78%); городской округ Сызрань Самарской области - 22/10000 (0,22%). Право собственности на объект было зарегистрировано 21.02.2020. Акт приема-передачи по передаче имущества в собственность г.о. Сызрань утвержден Департаментом имущественных и земельных отношений Самарской области 25.05.2020.
Как следует из материалов дела, 21.02.2020 в ЕГРН произведена регистрация права собственности в соответствии с соглашением 12.02.2020.
При этом, каких-либо ограничений прав и обременений указанного объекта недвижимости на указанную дату не зарегистрировано.
Как следует из Приказа Министерства имущественных отношений от 16.04.2020 № 829, прекращено право оперативного управления ГКУ "УКС" на имущество, являющееся собственностью Самарской области, согласно приложению № 1 к данному приказу (реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Сызрани) и указано, что данное имущество подлежит передаче в собственность городского округа Сызрань Самарской области.
Акт приема-передачи по передаче имущества в собственность городского округа Сызрань утвержден Департаментом имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области только 25.05.2020. Основанием для утверждения акта приема передачи послужил приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.04.2020 № 829 «О прекращении права оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства» и передаче имущества, находящегося в собственности Самарской области, в собственность городского округа Сызрань Самарской области».
Из материалов дела следует, что строительство Сооружения финансировалось за счет средств областного бюджета.
Вышеизложенное подтверждается письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 11.04.2022 № МИО-03/4852исх., в котором указано, что «Сооружение числилось на балансе ГКУ «УКС» и внесено в реестр имущества Самарской области на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2014 RU63309000-43 и соглашения об установлении общей долевой собственности и определения долей в объекте «Реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Сызрань» от 12.02.2020 № б/н. Право собственности Самарской области было зарегистрировано в установленном порядке на основании вышеуказанных документов, в связи с чем дополнительно издание распорядительного акта - приказа Министерства о закреплении объекта за ГКУ «УКС» не требовалось»; резолюцией Первого вице-губернатора - Председателя Правительства Самарской области от 19.02.2020 о необходимости с срок до 20.03.2020 обеспечить передачу Сооружения от ГКУ «УКС» на баланс городского округа Сызрань с предоставлением муниципальному образованию субсидий на устранение недостатков.
Также Постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 № 579 утверждена «Государственная программа Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2030 годах».
Результатами реализации Программы должны стать создание новых и реконструкция 25 сооружений инженерной защиты и берегоукрепления в Самарской области.
Согласно разделу 6 Программы финансирование мероприятий, указанных в п. 1.3.16 приложения 4.1 к Программе, должно осуществляться в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Решение о предоставлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности принимается путем определения в Программе объемов и направления их использования.
Согласно п. 1.3.16 приложения 4.1 к Программе исполнителями мероприятия по реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Сызрани со сроком реализации 2014 - 2015 являлись Минстрой Самарской области и ГКУ «УКС». Финансирование осуществлялось за счет остатков средств областного бюджета, не использованных в предыдущих финансовых годах.
До 20.02.2020 единственным собственником Сооружения являлась Самарская область, с 21.02.2020 по 04.03.2020 оно находилось в общей долевой собственности Самарской области и муниципального образования городского округа Сызрань, а в период с 2014 года по 06.04.2020 именно ГКУ «УКС» обладало ограниченным вещным правом на Сооружение и выступало его балансодержателем независимо от факта отсутствия государственной регистрации права оперативного управления.
В соответствии с ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно .п.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.125 ГК РФ).
Законы и нормативные правовые акты определяют Министерство имущественных отношений Самарской области в качестве органа власти, уполномоченного по управлению региональным имуществом. Так это предусмотрено ст. 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области», а также в «Положении о Министерстве имущественных отношений Самарской области», утвержденном Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79.
Данные полномочия Министерства имущественных отношений Самарской области частично продублированы в постановлении Правительства Самарской области от 14.12.2010 № 642 «Об утверждении Порядков осуществления органами Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области ...», в соответствии с которыми функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, в ведении которого находится учреждение, и органом по управлению имуществом, т.е. Министерством имущественных отношений Самарской области.
При этом, именно орган по управлению имуществом закрепляет имущество за казенным учреждением на праве оперативного управления и согласовывает с учетом мнения отраслевого органа распоряжение движимым и недвижимым имуществом казенного учреждения.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п.1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления наряду с правом собственности является вещным правом, в связи с чем, наделенное им учреждение обязано нести бремя содержания закрепленного за ним имущества.
Таким образом, обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы по содержанию и эксплуатации переданного им имущества.
Как установлено в п.3 ст. 123.21 ГК РФ и п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ администрация городского округа Сызрань Самарской области также как собственник имущества муниципального образования должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества.
Расчет объема бездоговорного потребления и суммы по периодам:
1)с 12.08.2019 09.00 до 20.02.2020 24.00
3х 179x 0,22 x 0,9 x 4623 / 1000 = 491.545098 МВтч
491,545098 МВтч х 5 752 руб.63 коп. + НДС 20% = 2 827 677 руб. 08 коп. + НДС 20% = 3 393 212 руб. 49 коп.
2)с 21.02.2020 00.00 до 04.03.2020 09.00
3 х 179 х 0,22 х 0.9 х 297 / 1000 = 31,578822 МВтч
31,578822 МВтч х 5 752 руб. 63 коп. + НДС 20% = 181 661 руб. 28 коп. + НДС 20% = 217 993 руб. 54 коп.
Учитывая долю Самарской области (99,78%) стоимость объема бездоговорного потребления за период с 21.02.2020 00.00 до 04.03.2020 09.00 составляет 217 513руб. 95 коп., а администрации городского округа Сызрань Самарской области (0,22%) составляет 479 руб. 59 коп.
При указанных обстоятельствах и в соответствии со ст. ст. 307, 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что с ГКУ «УКС» и Министерства имущественных отношений Самарской области в порядке субсидиарной ответственности подлежит взысканию стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 3 610 726 руб. 44 коп. (3 393 212 руб. 49 коп. + 217 513 руб. 95 коп.), а с Администрации городского округа Сызрань Самарской области 479 руб. 59 коп.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, оценивая доводы апелляционных жалоб и их отклоняя, суд апелляционной инстанции отмечает также следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в городском округе Сызрань имеются гидротехнические сооружения инженерной защиты (ГТС). расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, от Ильинского моста до ж/д моста, по ул. Дамбовская, по ул. р. Воложка, до дома № 36 по ул. Декабристов (далее - ГТС). В состав ГТС входит насосная № 3.
В 2009 году для реконструкции гидротехнических сооружений г.Сызрани на земельные участки, расположенные под ГТС (в том числе насосной № 3) за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области , было оформлено право постоянного бессрочного пользования
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2013 № 787 ГКУ «УКС» выполняет функции заказчика-застройщика по объекту «Реконструкция гидротехнических сооружения инженерной зашиты г.Сызрани».
В 2014 году ГКУ «УКС» в целях проведения реконструкции ГТС на земельные участки, расположенные под ГТС (в том числе насосной № 3), было оформлено право постоянного бессрочного пользования.
В ходе реконструкции вышеуказанное здание насосной № 3 снесено, построено новое здание насосной, старое здание насосной № 3 снято с государственного кадастрового учета в связи со сносом только в 2020 году.
24.12.2014 Министерством строительства Самарской области ГКУ «УКС» было выдано разрешение № RU63309000-43 на ввод ГТС в эксплуатацию (приказом Министерства строительства Самарской облает от 25.02.2015 № 103-п , в ранее выданное решение были внесены изменения). Объект построен.
24.04.2015 сооружение: реконструкция гидротехнических сооружения инженерной защиты г.Сызрани (далее Сооружение) поставлено на государственный кадастровый учет за номером 63:08:0000000:8966 (в состав данного сооружения входит насосная № 3, не являющаяся самостоятельным объектом ГТС).
Соглашение от 12.02.2020 года между Правительством Самарской области и Муниципальным образованием городской округ Сызрань 12.02.2020 определило долю Самарской области - 9978/10000 (99.78%) в объекте "Реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Сызрани (кадастровый номер 63:08:0000000:8966, протяженностью 4770 м. Сторонами Соглашения была проведена регистрация прав на определяемые доли.
Из материалов дела следует, что строительство Сооружения финансировалось за счет средств областного бюджета, а основанием для утверждения Департаментом имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области Акта приема-передачи имущества (объект: Реконструкция гидротехнических сооружения инженерной зашиты г.Сызрани кадастровый номер 63:08:0000000:8966) в собственность городского округа Сызрань послужил приказ Министерства имущественных отношении Самарской области от 06.04.2020 № 829 «О прекращении права оперативного управления государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства» и передаче имущества, находящегося в собственности Самарской области, в собственность городского округа Сызрань Самарской области».
То есть, объектами энергопотребления в спорный период (с 12.08.2019 по 04.03.2020) на основании указанного Акта о неучтенном (бездоговорном) от 04.03.2020 года потреблении электрической энергии являлся именно реконструированный объект ГТС.
При этом материалы дела содержат сведения об оформлении ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» права постоянного бессрочного пользования на земельные участки, расположенные под ГТС (в том числе под насосной № 3), о финансировании реконструкции названного сооружения за счет средств областного, а не местного бюджета, о нахождении реконструированного сооружения ГТС вплоть до 20.02.2020 года в собственности Самарской области и фактически в управлении и пользовании ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» вплоть до издания Приказа Министерства имущественных отношении Самарской области от 06.04.2020 № 829 и оформления Акта приема-передачи имущества в собственность городского округа Сызрань, но не содержат сведений о регистрации права оперативного управления за ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства». ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» не обращался за регистрацией права оперативного управления, Министерство имущественных отношений, как собственник спорного имущества, находящегося в собственности Самарской области, также не обращался и не принял мер по регистрации права оперативного управления за ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства».
Вместе с тем истец, ссылаясь на позиции судов, в том числе изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.09.2022 по делу №А61-1381/2020, Определении Верховного суда РФ от 01.08.2018 года № 307-ЭС18-10704, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2021 по делу №А55-5741/2020, постановлении Центрального округа от 31.08.2021 года по делу А48-4170/2020 указывает на возможность удовлетворения требований к ответчикам - ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» и Министерства имущественных отношений Самарской области.
Администрации городского округа Сызрань Самарской области также указывало, что
Указывала, что передача нового реконструированного объекта «Реконструкция гидротехнических сооружения инженерной зашиты г.Сызрани» в муниципальную собственность городского округа Сызрань до 2020 года (Акт приема-пердачи 25.05.2020) не осуществлялась.
В деле имеются письма МУП «Благоустройство», где названное лицо указывало, что приемка в муниципальную собственность объекта «Реконструкция гидротехнических сооружения инженерной зашиты г.Сызрани» не осуществлялась. Затраты на реконструкцию вышеуказанного объекта, а также документы на реконструированный объект не передавались. МУП «Благоустройство» правами на реконструированный объект не наделено. В письме от 14.01.2019 года №38 МУП «Благоустройство» указало, что ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» являлось Заказчиком строительства гидротехнического сооружения и по его письменному обращению было осуществлено отключение кабеля идущего на прибор учета Мерекурий 230 FR-03 CL (место установки РУ-0,4 кВ КТП-НС № 3 ПС «Город-1» 110/6 кВ) и подключение четырех приборов учета (место установки РУ-0,4 кВ КТП-394 Ф-13, 14 ПС «Город-1» 110/6 кВ) (т.1 л.д. 107).
Также из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует следующее.
Между ООО «Сызранская городская электросеть» и Министерством строительства Самарской области был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 3111/463 от 26.07.2012 (далее Договор).
В соответствии с условиями Договора ООО «Сызранская городская электросеть» как сетевая организация приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Министерства строительства Самарской области, в том числе насосной станции № 3, расположенной по адресу: <...>.
Сторонами подписан Акт об осуществлении технологического присоединения от 16.05.2012№ 2.
Согласно данному акту стороны подтверждают, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации выполнено в соответствии с правилами и нормами, в том числе насосной станции № 3.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2013 № 787 ГКУ «УКС» выполняет функции заказчика-застройщика по объекту «Реконструкция гидротехнических сооружения инженерной зашиты г.Сызрани».
Письмом (исх.№ 476 от 11.03.2015) ГКУ «УКС» обратилось в ООО «Сызранская юродская электросеть» с просьбой разрешить подключение силовых кабелей к КТП-394, питающих насосную станцию № 3 для проведения пуско-наладочных работ электрооборудования.
АО «ССК» является правопреемником (реорганизация в форме присоединения) ООО «Сызранская городская электросеть».
15.04.2016 сотрудниками АО «ССК» был осуществлен допуск прибора учета Меркурий 230 AR-03R № 21234642. В связи с чем, в тот же день составлен акт допуска в эксплуатацию прибора учета. Акт допуска без возражений подписан представителя ГКУ «УКС» ФИО4
В соответствии с п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861:
- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности;
- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств).
Между АО «ССК» и ГКУ «УКС» составлен акт разграничения и имущественной (балансовой) принадлежности электрических сетей (установок) и эксплуатационной ответственности № 515-Зап от 2016 года в отношении в отношении электроустановок насосной станции № 3, расположенной по адресу: <...>.
В соответствии актом № 515-Зап от 2016 года граница балансовой (имущественной) принадлежности установлена па контактных соединениях кабелей 0.4 кВ Ф6,10 в РУ- 0,4 кВ КТП-394 в сторону насосной станции № 3. РУ-0,4 кВ в КТП-394 принадлежат сетевой организации. Кабели 0,4 кВ в сторону насосной станции № 3 принадлежат потребителю: граница эксплуатационной ответственности установлена на Контактных соединениях кабелей 0,4 кВ Ф6,10 в РУ-0,4 кВ КТП-394 в сторону насосной станции № 3. За состояние контактов кабелей 0,4 кВ Ф6,10В в КТП-394 отвечает сетевая компания, за кабели 0,4 кВ Ф6,10 в сторону насосной станции № 3 отвечает потребитель.
Письмом (исх.№ 3421 от 20.11.2015) ГКУ «УКС» обратилось в Сызранское отделение ПАО «Самараэнерго» с вопросом о заключении договора энергоснабжения насосной станции № 3, входящей в состав объекта «Реконструкция гидротехнических сооружения инженерной защиты г.Сызрани».
Письмом (исх.№ 3017 от 19.09.2016) ГКУ «УКС» предоставило в Сызранское отделение ПАО «Самараэнерго» дополнительные документы для заключения договора энергоснабжения.
Из письма Сызранского отделения ПАО «Самараэнерго» (исх.№ 005923-исх.Сыз от 08.11.2016) следует, что в адрес ГКУ «УКС» направлен проект договора и пока не возвращен.
В письме Сызранского отделения ПАО «Самараэнерго» (исх.№ 006565-исх.Сыз oт 06.12.2016) указано, что оферта договора направлена в адрес ГКУ «УКС» 28.10.2016 и получена 31.10.2016. По имеющейся информации оферта договора № 01-1906э от 01.10.2016 находится на рассмотрении руководства ГКУ «УКС» и не подписана.
Из письма Сызранского отделения ПАО «Самараэнерго» (исх.№1 001173-исх.Сыз от 06.03.2017) следует, что договор № 01-1906э от 01.10.2016 от ГКУ «УКС» на бумажном носителе в ПАО «Самараэнерго» не поступал и находится в стадии заключения.
Однако договор так не и не был заключен.
Согласно пункту 84 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) стоимость электрической терши (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанною лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии рассчитан в соответствии с пунктом 2 Приложения № 3 Основных положений согласно формуле для трехфазного ввода.
Довод подателя жалобы ГКУ «УКС» о недоказанности истцом факта потребления электроэнергии, о том, что в Акте бездоговорного потребления № 3 от 04.03.2020 не указана точка присоединения, не описан факт присоединения к электрическим сетям, способ и место подключения к сетям, не представлены документы, что объект подключен к источнику питания, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий содержанию самого Акта от 04.03.2020 (где описаны точка присоединения насосной станции №3 ПС «Город-1» 110/6 кВ, ф.13 КЛ-6 кВ, КТП 394 (2 х 630 кВА) секция 1, ф.6, РУ-0,4 кВ с нижних контактов автоматов ячейки 2-я линейная кабелем ПВБ б ШП 4х50 мм2, описан уровень напряжения и т.п.), так и представленным в материалы дела доказательствам, свидетельствующим об осуществлении технологического подключения рассматриваемого объекта к сетям.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2023 года по делу № А55-15297/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи Н.В.Сергеева
В.А. Корастелев