ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-15587/2017 от 19.06.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                 Дело № А55-15587/2017

25 июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,

в отсутствие:

истца – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Александров А.И., Радушева О.Н.)

по делу № А55-15587/2017

по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, третье лицо – федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик, учреждение), с учетом уточнений, принятых судом, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, возникшего в соответствии с договором от 10.11.2010 № 01, заключенного на основании решения и.о. руководителя департамента лесного хозяйства министерства природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды Самарской области от 06.05.2010 № 05-02-32-1391.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 к участию в деле было привлечено федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны России» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018, исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе министерство просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением министерства от 06.05.2010 № 05-02-32-1391 в соответствии со статьей 9 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), приказом Министерства от 25.02.2010 №83 «О процедуре заключения договоров постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности, и их учете», на основании заявления федерального государственного учреждения «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» от 28.04.2010 № 849 федеральному государственному учреждению «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок из земель лесного фонда площадью 1,1216 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 133-2009-04, имеющий местоположение: Самарская область, Кинельский район, Нефтегорское лесничество, Утевское участковое лесничество, квартал №1, выделы 40, 41, 42, 43, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта (дорога, линия электропередач). Федеральному государственному учреждению «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования (л.д.93-94).

Министерством, на основании указанного решения 10.11.2010 заключен с федеральным государственным учреждением «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком № 01, согласно которому лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 133-2009-04, имеющий местоположение: Самарская область, Кинельский район, Нефтегорское лесничество, Утевское участковое лесничество, квартал № 1, выделы 40, 41, 42, 43, в границах, указанных на схеме расположения лесного участка общей площадью 1,1216 га предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта (дорога, линия электропередач) (л.д.9- 19).

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О переподчинении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральное государственное учреждение «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» реорганизовано путем присоединения к Приволжско-Уральскому территориальному управлению (л.д.78-80).

Судами установлено, что согласно письму министерства исх. 220302/1711 от 25.01.17 испрашиваемый лесной участок расположен в кадастровом квартале 63:22:1202001. В данном квартале находится земельный участок с кадастровым номером 63:22:1202001:1 площадью 59 600 кв. м категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для строительства водозабора, водовода, ЛЭП-ПОкВ, ЛЭП-10 кВ, ЛЭП 0,4 кВ, преданный Учреждению от ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» по передаточному акту и стоит на балансе. Постановлениями администрации Кинельского района Самарской области от 06.07.93 № 901 и 59 от 14.02.1995, земельный участок предоставлен квартирно-эксплуатационному управлению Краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа. Данная организация входила в структуру Вооруженных Сил России, на данном земельном участке располагаются объекты Вооруженных Сил России.

В соответствии с приложением № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил является объектом федеральной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, «п. 1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности».

Пп. 2. Раздела II Приложения № 1 к Постановлению: «Имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР».

Согласно статье 8 ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» также установлено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно Федеральному закону от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», пункту 10, Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности; пункту 12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России осуществляет следующие полномочия п. 7 пп. 71: осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам; В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении лесных участков на землях обороны решения по распоряжению ими принимается только Министерством обороны Российской Федерации.

Истец, ссылаясь на то, что в нарушение условий договора, а также действующего законодательства, ответчиком не выполнены условия в части предоставления проекта освоения лесов с положительным заключением экспертизы и регистрации договора, а также в части осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, в связи с чем, не допускается использование земельного участка, обратился в суд с требованием о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, возникшего в соответствии с договором от 10.11.2010 № 01, заключенного на основании решения министерства от 06.05.2010 № 05-02-32-1391.

Дав оценку всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебные инстанции пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.

Судом первой инстанции в качестве основания отказа в иске указано на непредставление истцом доказательств постановки спорного участка на кадастровый учет, что являлось препятствием для ответчика в получении проекта освоения лесов, на не подтверждение факта нахождения лесного участка именно в границах лесного фонда, распоряжение которым осуществляет Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования, а также установление факта нахождения спорного участка на землях обороны распоряжение которыми осуществляется только Министерством обороны Российской Федерации.

Апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, указал на основание отказа в иске – отсутствие государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования.

Судебная коллегия признает выводы апелляционного суда соответствующими нормам материального права и обстоятельствам дела в силу следующего.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

Статьей 25 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного учреждения «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» лесным участком из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 133-2009-04, имеющим местоположение: Самарская область, Кинельский район, Нефтегорское лесничество, Утевское участковое лесничество, квартал №1, выделы 40, 41, 42, 43, в границах, указанных на схеме расположения лесного участка общей площадью 1,1216 га, а также право постоянного (бессрочного) пользования ответчика указанным лесным участком не зарегистрировано.

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования свидетельствует о том, что это право не возникло и не может быть прекращено решением суда.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018по делу № А55-15587/201 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   В.А. Карпова

Судьи                                                                          С.Ю. Муравьев

                                                                                     В.А. Петрушкин