ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-15717/2017 от 08.05.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

11 мая 2018 года                                           Дело № А55-15717/2017

город Самара

Резолютивная часть  постановления  объявлена 8 мая 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Туркина К.К.,

судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мешковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации  городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2017 года по делу № А55-15717/2017 (судья Матюхина Т.М.),

по иску Министерства промышленности и технологий Самарской области к  Администрации  городского округа Самара о взыскании 22 132 500 руб.,

третьи лица: Департамент транспорта Администрации г.о. Самара, закрытое акционерное общество "Межрегиональная лизинговая компания", Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара,

с участием:

от Министерства промышленности и технологий Самарской области – представитель ФИО1 (доверенность от 12.03.2018),

от Администрации  городского округа Самара – представитель ФИО2 (доверенность от 15.01.2018),

от Департамента транспорта Администрации г.о. Самара – представитель ФИО2 (доверенность от 15.01.2018),

от иных лиц, участвующих в деле – представители не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и технологий Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации городского округа Самара денежных средств в размере 22 132 500 руб.

Решением иск удовлетворен.

С Администрации городского округа Самара взыскана в пользу Министерства промышленности и технологий Самарской области взыскана субсидия в размере 22 132 500 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Самара Департамент транспорта обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не учел факт заключения между министерством и Администрацией соглашения о предоставлении в 2015 году субсидии бюджету городского округа Самара для софинансирования  расходных обязательств городского округа Самара, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств участников Единого экономического пространства на 15.10.2015 № 24 (далее Соглашение). Заявитель считает, что указанные условия Администрацией надлежаще исполнены. Представленная сумма субсидии использована в установленный срок в соответствии с ее целевым назначением. Таким образом, в Соглашение  дополнительных условий и оснований для возврата субсидии не допускается БК РФ и Постановлением № 568. Заявитель указывает на то, что установленные Порядком и БК РФ случаи возврата субсидии зависят от действий или бездействия получателя субсидии. Установленный Соглашением случай возврата субсидии не зависит от действий получателя субсидии, так как поставка имущества в соответствии с условиями контракта осуществлялась ЗАО «МЛК». Заявитель просит учесть, что в связи с субсидированием закупки автобусов, работающих на газомоторном топливе из бюджета РФ, между Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Самарской области заключено соглашение о предоставлении субсидий от 18.08.2015 № 15412.1615173.20.13. Заявитель ссылается на то, что все акты приема-передачи имущества (в том числе и на 5 последних автобусов, поставленных после 05.05.2016) подписаны всеми сторонами контракта, а также представителем министерства, без каких-либо возражений. Таким образом, Министерство согласилось с принятием имущества и подписало акты приема-передачи  имущества вопреки нарушениям условий Соглашения. При наличии информации о нарушении условий Соглашения, министерством подписаны акты приема-передачи. В случае своевременного отказа министерства от подписания актов Администрацией были бы приняты меры по отказу от приемки 5 автобусов и возврату их лизингодателю, денежные средства за оказание услуг финансовой аренды (лизинга) 5 автобусов не подлежали бы оплате. Заявитель указывает на то, что перечисленные в рамках Соглашения денежные средства в размере 22132500,00 руб. уже освоены г.о. Самара, перечислены ЗАО «МЛК» во исполнение положений контракта. Так, за 5 автобусов перечислено:

- из федерального бюджета 12,5 млн. руб. (2,5 млн. руб. за 1 автобус);

- из бюджета Самарской области 9,6 млн. руб. (1,92 млн. руб. за 1 автобус) согласно доли финансирования по условиям Соглашения (не более 50% от общей стоимости автобусов). По состоянию на ноябрь 2017 из бюджета городского округа Самара за 5 автобусов оплачено 17, 1 млн. руб. (с учетом лизинговых платежей за пользование имуществом). Требуемыми денежными средствами Администрация не располагает. Заявитель просит учесть, что при заключении контракта с ЗАО «МЛК» Администрацией учитывались положения Соглашения о необходимости достижения показателя результативности субсидии по состоянию на 05.05.2016. Так, п. 4.1 контракта установлен срок поставки всех 43 автобусов – 29.02.2016. В рамках исполнения контракта в декабре 2015 г. оплачен аванс в размере 196 364 649,77 руб., что подтверждается прилагаемыми платежными поручениями.Оплата лизинговых платежей, в соответствии с приложением № 2 к контракту, осуществлялась ежемесячно, начиная с марта 2016г. (то есть, после поставки имущества по контракту). 29.02.2016 ЗАО «МЛК» не поставило ни одной единицы автобусов, в связи, с чем в адрес ЗАО «МЛК» направлено письмо от 01.03.2016 № 28-09/03/1016 о ненадлежащем исполнении контракта. В адрес ЗАО «МЛК» также направлено письмо от 12.07.2016 № 1-03/3-02-01/4096 с расчетом пени, произведенного в соответствии с пунктом 9.3 контракта.

В судебном заседании представитель заявителя жалобы и Департамента транспорта Администрации г.о. Самара поддержал жалобу по доводам в ней изложенным.

Представитель истца считал решение законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив  в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам,  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с заключенным соглашением между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Самарской области о предоставлении субсидий в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 18.08.2015 №15412.1615173.20.13 и дополнительному соглашению от 22.01.2016 № 1 бюджетом Самарской области была получена субсидия в размере 301 919 939, 64 рублей на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, среди которых 43 единицы газомоторных автобусов ЛИАЗ 529370 (далее - автобусы) для нужд городского округа Самара.

На основании соглашения между Министерством промышленности и технологий Самарской области (далее - Министерство) и Администрацией  городского  округа  Самара  (далее  -  Администрация г.о.Самара) о предоставлении в 2015 году субсидии бюджету городского округа Самара для софинансирования расходных обязательств городского округа Самара, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников Единого экономического пространства от 15.10.2015 т 24 (далее - Соглашение с г.о.Самара) городскому округу Самара предоставлена субсидия на в размере 190 339 500,0 рублей на закупку 43 автобусов, в том числе:

из федерального бюджета - 106 119 939,64 рублей;

из бюджета Самарской области - 84 219 560,36 рублей.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027 соглашением установлено обязательство получателя субсидии по достижению значения показателя результативности предоставления субсидии - соответствие планируемого количества единиц газомоторной техники количеству единиц газомоторной техники, фактически приобретенных в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий (или по состоянию на 5 мая 2016 года).

Администрацией г.о.Самара 15.12.2015 заключен муниципальный контракт на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов, работающих на газомоторном топливе, с ЗАО «Межрегиональная лизинговая компания». Срок поставки 43 автобусов для нужд городского округа Самара согласно условиям указанного контракта был установлен на 29.02.2016. ЗАО «Межрегиональная лизинговая компания» был заключен договор   поставки   автобусов   от   21.12.2015   с   ООО   «Автомобильная компания», являющимся официальным дилером ООО «Русские автобусы - Группа ГАЗ».

Согласно представленному Администрацией городского округа Самара отчету об осуществлении расходов бюджета городского округа Самара, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка газомоторной техники и достижении значений показателя результативности предоставления субсидии по состоянию на 05.05.2016 (письмо от 06.05.2016 № 28-09/2641) количество единиц газомоторной техники, фактически приобретенных городским округом Самара, составляет 38 единиц вместо 43 запланированных. Оставшиеся 5 автобусов были поставлены 06.07.2016.

Согласно п.3.3.1. Соглашения с г.о.Самара «городской округ Самара обязуется: принять субсидию, обеспечить ее целевое использование в полном объеме, а также достижение значения показателя результативности предоставления субсидии».

Правительством Самарской области на основании отчетов Администрации городского округа Самара и последующей приемки автобусов были направлены в адрес Минпромторга РФ отчеты об осуществлении расходов консолидированного бюджета Самарской области, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка газомоторной техники по состоянию на 01.01.2016, 07.05.2016, 07.07.2016 и 01.08.2016.

Однако, Минпромторг РФ не принял отчеты министерства в полном объеме и на основании Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1027, и п. 6.3 Соглашения с Минпромторгом РФ часть субсидии в размере 12 500 000 рублей была перечислена министерством в доход федерального бюджета из бюджета Самарской области.

Таким образом, неисполнение Администрацией г.о.Самара своевременно своих обязательств привело к нарушению использования предоставленных средств федерального бюджета.

Согласно пункту 4.3 Соглашения с г.о.Самара в случае если по состоянию на 5 мая 2016 года городским округом Самара не достигнуто значение   показателя   результативности   предоставления   субсидии,   она подлежит возврату, в размере, определяемом по формуле:

РСвозвр = (Кпл - Кфакт) х С, где:

Кпл - количество единиц газомоторной техники, планируемых к приобретению городским округом Самара в рамках реализации мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники, и указанных в приложении 1 к Соглашению;

Кфакт - количество единиц газомоторной техники, фактически приобретенных городским округом Самара в рамках реализации мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники, по состоянию на 5 мая 2016 года.

С - размер субсидии в расчете на единицу транспортного средства j-го вида, указанный в приложении 1 к Соглашению.

Таким образом, размер подлежащей возврату субсидии в бюджет Самарской области из бюджета городского округа Самара составляет: РСвозвр = (43 - 38)*4 426 500 = 22 132 500,0 рублей, из них: по федеральному бюджету - 12 500 000,00 рублей; по бюджету Самарской области - 9 632 500,00 рублей.

Согласно п.3.3.9 городской округ Самара обязуется: возвратить субсидию в областной бюджет в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего письменного требования министерства в случае нецелевого использования субсидии и достижении значения показателя результативности предоставления субсидии, предусмотренных п.2.3.2 Соглашения.

В соответствии со ст.309 ГК  РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании пунктов 2.3.2, З.З.1., 3.3.9, 4.3 Соглашения с г.о.Самара Министерством в адрес Администрации г.о.Самара были направлены письма от 29.08.2016 № 32/1030, от 03.11.2016 № 32/1291, от 22.11.2016№ 32/1349 и от 23.01.2017 № 32/77 с требованием о возврате части субсидии в бюджет Самарской области в размере 22 132 500,0 рублей.

Однако,    добровольно  Администрация г.о.Самара не удовлетворила  требования Министерства о возврате части субсидии в бюджет Самарской области.

Доводы жалобы не могут быть приняты ввиду следующего.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с Постановлением  Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027 является установленное соглашением обязательство получателя субсидии по достижению значения показателя результативности предоставления субсидии - соответствие планируемого количества единиц газомоторной техники количеству единиц газомоторной техники, фактически приобретенных в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий (или по состоянию на 5 мая 2016 года). 

Вместе с тем, часть закупленной газомоторной техники была поставлена с нарушением срока отведённого на освоение субсидии (позднее 5 мая 2016 года), что документально подтверждает и  ответчик.

Таким образом,  указанное условие по достижению получателем  субсидии показателей  результативности, закреплено изначально нормативным  актом  Правительства  Российской  Федерации - постановлением Правительства РФ от  08.10.2014 № 1027, чем  и руководствовалось  министерство,  направляя претензии и заявляя в настоящее время  исковые  требования  о взыскании части  субсидии.

Ссылка ответчика  на статьи  Бюджетного кодекса Российской Федерации не противоречит установленным данным постановлением РФ условиям  результативности и к  спору  о взыскании  суммы части субсидии по  данному иску  не имеет.

Довод жалобы с толкованием п.17  постановления  Правительства РФ от 08.10.2017 № 1027 не принимается ввиду следующего.

Условия предоставления субсидии формируются органом, предоставляющим  субсидию - Правительством РФ,  в лице Минпромторга РФ. Поэтому указывая в  п. 17 постановления № 1027 на соблюдение  сроков исполнения обязательств имеется ввиду срок, когда субсидия  получена субъектом РФ,  а не муниципалитетом в данном  случае. А именно: «по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательстваaе±+эYX-9X-9|4 s», то есть речь идет о дне  перечислении субсидии субъекту  РФ - в данном  случае  Минпромторгом  РФ Самарской области.  Поэтому дата  платежных  поручений № 401 и № 529662 от 28.12.2015 , приведенная  ответчиком в обоснование своей позиции не может быть принята во внимание и противоречит названным  нормативным  актам.  Кроме того,  ответчиком не приведена нормативная  база для обоснования своих заключений,  из чего у него складывается такой  вывод.

Довод жалобы о том, что порядок возврата субсидии, изложенный в постановлениях Правительства РФ, применяется лишь к высшему исполнительному органу  власти Самарской области и не распространяется  на органы местного самоуправления является ошибочным, так  именно этот порядок  обязан регулировать предоставление  субсидий региональными органами власти  муниципальным субъектам, о чем  свидетельствует тот  факт, что ответчиком подписано соглашение между Министерством и Администрацией г.о.Самара о предоставлении в 2015 году субсидии бюджету г.о. Самара для софинансирования расходных обязательств городского округа Самара, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников Единого экономического пространства от 15.10.2015 № 24 (далее - Соглашение с г.о.Самара).

В указанном  соглашении предусмотрен порядок возврата субсидии  применительно к сторонам  по делу в соответствии  с вышеназванным  постановлением Правительства РФ  № 1027. 

Доводов  ответчика относительно подписания актов приема-передачи имущества  всеми сторонами без замечаний,    не имеют существенного значения для  рассмотрения  дела, так  как основное требование - о возврате  субсидии - возникло не вследствие правомерности (или неправомерности)  составления  и оформления актов  приемки-передачи,  а как следствие неисполнения условий  предоставления  субсидий - недостижение показателя результативности.

Доводы  о ненадлежащем исполнении контракта ЗАО «МЛК»,  также  не может быть принят судом во внимание , так как отношения Администрации г.о.Самара и ЗАО «МЛК»  регулируются отдельным двусторонним договором и в данном   случае никак не могут  повлиять на исход дела.

Указывая на неправомерность  включения  в Соглашение дополнительного основания возврата  субсидии (достижение  показателя  результативности), ответчик  ссылается на общие  нормы бюджетного законодательства и игнорирует положения Постановления  Правительства  РФ от 08.10 2017 № 2027 , которое  является действующим  и разработанным Правительством  РФ именно  в связи с предоставлением субсидии, чем на наш взгляд  вводит  в суд в заблуждение.

Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета.

В части 3 указанной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждается факт несоблюдения ответчиком условий получения субсидии.

Доказательств невозможности выполнения условия Порядка и Соглашения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств ответчиком не представлено.

Согласно выводу, содержащемуся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 № 7-АПГ14-1, государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.

Следовательно, государственный орган субъекта Российской Федерации, устанавливая порядок и условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета, вправе установить и условия о возврате выделенных субсидий. 

Такое условие и содержится в пункте 4.3 Соглашения.

Министерство обязано в своих действиях по исполнению Программы руководствоваться нормативной базой, принятой на федеральном и региональном законодательных уровнях относительно исполнения данной Программы. Постановление Правительства Самарской области от 12.09.2014 года № 568 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области» на 2014-2020 годы» , равно как и постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027 «Об утверждении правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе» подлежат обязательному применению.

Заключая контракт стороны учитывали Положения о необходимости достижения показателя результативности, невыполнение которых является основанием для возрата субсидии. Условия о достижении показателей результативности, закреплённые в нормативных правовых актах, ответчиком не соблюдены.

Таким образом, с учетом указанных норм права и вышеизложенных обстоятельств требования истца о взыскании субсидии в размере 22 132 500 руб. руб. являются обоснованными и подлежали удовлетворению.

Доводы заявителя апелляционной жалобы  не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2017 года по делу           № А55-15717/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Судьи    

К.К. Туркин

В.Т. Балашева

С.А. Кузнецов