ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-1573/2021 от 19.05.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17698/2022

г. Казань Дело № А55-1573/2021

25 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,

при участии представителя:

общества с ограниченной ответственностью «Радуга» – ФИО1, доверенность от 30.03.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022

по делу № А55-1573/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Радуга» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании недействительными распоряжений, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, третьи лица: Глава городского округа Самара, администрация городского округа Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Радуга» (далее – общество «Радуга», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о:

признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее – Департамент) от 22.10.2020 № РД-1280 об отказе обществу «Радуга» в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута;

обязании Департамент выдать обществу «Радуга» разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения пандуса и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандуса и оборудования, относящегося к конструктивным элементам здания, сооружений; элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории в отношении земельного участка согласно следующим координатам характерных точек границ земельного участка:

№ точки

Координаты

X

Y

1

393978,63

1380497,34

2

394039,22

1380574,20

3

394040,17

1380573,45

4

394042,42

1380576,30

5

394041,47

1380577,06

6

394050,40

1380588,39

7

394047,95

1380590,33

8

394044,15

1380585,63

9

394045,09

1380584,88

10

393976,53

1380498,99

1

393978,63

1380497,34

признании недействительным распоряжение Департамента от 22.10.2020 № РД-1281 об отказе обществу «Радуга» в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута;

обзязании Департамент выдать обществу «Радуга» разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения пандуса и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандуса и оборудования, относящегося к конструктивным элементам здания, сооружений; элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории в отношении земельного участка согласно следующим координатам характерных точек границ земельного участка:

№ точки

Координаты

X

Y

1

393965,03

1380499,70

2

393954,95

1380507,75

3

393955,70

1380506,20

4

393954,19

1380504,31

5

393956,03

1380501,83

6

393955,15

1380500,72

7

393958,08

1380498,42

8

393958,97

1380499,54

9

393961,67

1380498,29

10

393963,02

1380500,24

1

393965,03

1380499,70

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава городского округа Самара, администрация городского округа Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022, решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2021 отменено, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества «Радуга».

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).

Представитель общества «Радуга» в судебном заседании, а также в отзыве на кассационную жалобу, доводы жалобы отклонила, просило оставить оспариваемый судебный акты без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу «Радуга» на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <...>.

08.10.2020 общество «Радуга» обратилось в Департамент с заявлениями о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, для размещения пандуса и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандуса и оборудования, относящегося к конструктивным элементам здания, сооружений; элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, в отношении земельного участка площадью 280 кв.м. и в отношении земельного участка площадью 42 кв.м., расположенных в границах улиц Георгия Димитрова, Стара-Загора, Московское шоссе в Кировском районе г.о. Самара.

Распоряжениями от 22.10.2020 № РД-1280 и № РД-1281 Департамент отказал обществу в выдаче разрешений.

Департамент в распоряжении от 22.10.2020 № РД-1280 в качестве основания для отказа указал на то, что земельный участок относится к землям общего пользования, поэтому не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен конкретному лицу, а в распоряжении № РД-1281 – на то, что земельный участок расположен в границах красных линий.

Общество «Радуга», полагая, что распоряжения Департамента от 22.10.2020 № РД-1280 и № РД-1281 являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемые земельные участки находятся в составе и границах территории общего пользования, а также частично расположены в границах красных линий, предназначенной для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц и имеющей в связи с этим особый правовой режим использования, в связи с чем у Департамента имелись правовые основания для отказа в выдаче испрашиваемых разрешений. Кроме того, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также на кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 № 78-КА20-4, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку общество испрашивает земельные участки в целях предполагаемого размещения пандуса и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения и элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, то в этих целях предоставление разрешения на использование земельного участка и установления сервитута не требуется.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

В соответствии со статьей статья 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ.

Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ определены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень).

Одним из таких видов, включенным в Перечень, указаны элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, а также пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.

Согласно пункту 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к элементам благоустройства относятся: декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации, и, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с подпунктом 4 и 5 пункта 5 указанного постановления Правительства Самарской области без проведения аукциона и без взимания платы размещаются следующие объекты:

элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (подпункт 4);

пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).

Использование земель населенных пунктов в соответствии с положениями статьи 85 ЗК РФ осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны. При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, указанный пункт 7 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования, и порядка использования таких территорий.

Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 утверждены «Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара», из норм которых следует, что на территориях общего пользования допускается размещение объектов благоустройства. При этом размещение таких объектов не должно противоречить документам территориального планирования и приводить к невозможности использования земельного участка в соответствии с его назначением, а также препятствовать доступу неограниченного круга.

Исследовав и оценив все предоставленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что размещение таких элементов благоустройства как входные группы, в том числе, пандусы, козырьки и навесы над входами и тротуаром отвечает целям благоустройства территории - обеспечивает комфортность и безопасность условий проживания граждан, поддерживает и улучшает санитарное и эстетическое состояние территории городского округа, при этом не противоречит документам территориального планирования и создает благоприятные условия для нахождения на территории общего пользования неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции правомерно сделал вывод о том, что размещение на земельных участках, отнесенных к территории общего пользования, пандусов и навесов над входами возможно на основании соответствующего разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Суд апелляционной инстанции указал, что: установленный пунктом 8 статьи 29 ЗК РФ запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования при предоставлении такого разрешения нарушен быть не может, поскольку выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения пандуса и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандуса и оборудования, относящегося к конструктивным элементам здания, сооружений; элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории в отношении земельного участка, не предполагает выделение земельных участков и предоставление их в пользование конкретному лицу; размещение на земельном участке объектов благоустройства, в том числе, пандусов, входных групп, козырьков и навесов над входами и тротуарами, не создает препятствий для доступа неограниченного круга лиц на территории общего пользования, иное Департаментом в нарушение положений статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано.

Таким образом, вопреки доводам Департамента, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые распоряжения от 22.10.2020 № РД-1280, от 22.10.2020 № РД1281 об отказе обществу «Радуга» в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута являются незаконными и нарушают права заявителя, в связи с чем признал их недействительными и обязал Департамент выдать обществу «Радуга» разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения пандуса и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандуса и оборудования, относящегося к конструктивным элементам здания, сооружений; элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории в отношении земельного участка согласно заявленным координатам характерных точек границ земельного участка:

№ точки

Координаты

X

Y

1

393978,63

1380497,34

2

394039,22

1380574,20

3

394040,17

1380573,45

4

394042,42

1380576,30

5

394041,47

1380577,06

6

394050,40

1380588,39

7

394047,95

1380590,33

8

394044,15

1380585,63

9

394045,09

1380584,88

10

393976,53

1380498,99

1

393978,63

1380497,34

а также в отношении земельного участка согласно следующим координатам характерных точек границ земельного участка:

№ точки

Координаты

X

Y

1

393965,03

1380499,70

2

393954,95

1380507,75

3

393955,70

1380506,20

4

393954,19

1380504,31

5

393956,03

1380501,83

6

393955,15

1380500,72

7

393958,08

1380498,42

8

393958,97

1380499,54

9

393961,67

1380498,29

10

393963,02

1380500,24

1

393965,03

1380499,70

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Нарушений судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятого судом судебного акта либо влекущих безусловную отмену последнего, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А55-1573/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи В.А. Петрушкин

С.Ю. Муравьев