ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
арбитражного суда апелляционной инстанции
07 февраля 2022 г. Дело № А55-1584/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022
Постановление в полном объеме изготовлено 07.02.2022
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Ануфриевой А.Э., Романенко С.Ш., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Герасимовой Е.Г. (после перерыва секретарем с/з Яковлевой Е.А.), рассмотрев в открытом судебном заседании 25.01-01.02.2022 года в зале №6 помещения суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2021 по делу № А55-1584/2021 (судья Михайлова М.В.),
принятое по иску открытого акционерного общества "Волгацеммаш"
к Управлению Росреестра по Самарской области
третьи лица: Администрация городского округа Тольятти, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области
о снятии земельных участков с кадастрового учета
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца – после перерыва представитель ФИО1 по доверенности от 10.01.2022г.
от ответчика - представитель ФИО2 по доверенности от 24.12.2021, после перерыва не явился;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество "Волгацеммаш" обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Росреестра Самарской области:
- о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:1184, площадью 11 400 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район;
- о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:1124, площадью 11 400 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район;
- о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:770, площадью 15 000 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район;
- об исключении сведений из ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:0301167:1184, 63:09:0301167:1124, 63:09:0301167:770 (с учетом частичного отказа от иска, принятого в порядке ст. ст. 49, 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением суда от 12.10.2021).
Определением суда от 30.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привечены Администрация городского округа Тольятти 445011, Самарская область, город Тольятти, площадь Свободы, 4; ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области , 443020,Самара, ул. Ленинская, д.25 а.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2021г., принятым по настоящему делу, иск удовлетворен. С кадастрового учета сняты земельные участки с кадастровым номером 63:09:0301167:1184, площадью 11 400 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район; с кадастровым номером 63:09:0301167:1124, площадью 11 400 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район; с кадастровым номером 63:09:0301167:770, площадью 15 000 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район.
Исключены сведения из ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:0301167:1184, 63:09:0301167:1124, 63:09:0301167:770.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушениенорм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующие доводы.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, указанные земельные участки имеют статус «ранее учтенный», поставлены на кадастровый учет 19.11.2005 г. и правообладателем данных земельных участков является ОАО «Волгоцеммаш».
Таким образом, требование истца о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка прямо противоречило, положениям п. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, и не могло быть удовлетворено судом.
Таким образом, поскольку приведенные ОАО «Волгоцеммаш» обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет спорных земельных участках, обжалуемое решение нельзя признать обоснованным, как противоречащие вышеприведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.
В обжалуемом решении суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1184,1124,770, принадлежащие ОАО «Волгоцеммаш» на праве постоянного (бессрочного) пользования и земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1299,1300,1301,1302, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются одними и теми же объектами недвижимости, дважды поставленными на кадастровый учет и учтенными в ЕГРН.
Распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.10.2008 г. № 7293-5/р об утверждении схемы расположения и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1299,1300, 1301,1302, ОАО «Волгоцеммаш» не оспаривалось.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.21г. апелляционная жалоба ответчика принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 25.01.22г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 25.01.2022 в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 час. 25 мин. на 01.02.2022. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в сети Интернет по адресу www. arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022, на основании ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Митиной Е.А. на судью Ануфриеву А.Э. В связи с заменой судьи рассмотрение дал производится сначала.
В судебном заседании представительответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании после перерыва представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения, представлен отзыв.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, отзывов не представили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание,проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, в соответствии с заключениями кадастрового инженера Общества с ограниченной ответственностью «Градоустройство» ФИО3 № 191 от 26.08.2021 года, № 192 от 26.08.2021 года, № 193 от 26.08.2021 года спорные земельные участки имеют двойной кадастровый учет.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков при выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае выдела земельного участка или раздела земельного участка преобразуемый земельный участок сохраняется в изменённых границах (измененный земельный участок).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу статьи 304Гражданского кодекса, на основании которой заявлен иск, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. п. 45, 47 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Статьей 70 Земельного кодекса предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).
В статье 70 Закона № 218-ФЗ установлены случаи снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета.
Исходя из положений названной статьи Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В силу части 7 статьи 72 Закона № 218-ФЗ, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости, либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022 года.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается.
В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом, статьей 72 Закона № 218-ФЗ предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, сведения о которых носят временный характер.
Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Исключение из ЕГРН сведений о земельных участках или внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка возможны, если такие сведения о земельном участке нарушают права и законные интересы истца.
Вместе с тем, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может являться следствием признания незаконными действий органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости в связи с их образованием.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Положениями ст. 13 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 14 данного Закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе является вступивший в законную силу судебный акт (п.5 ч. 2 ст. 14 Закона).
При этом, снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом о государственной регистрации предусмотрено для следующих случаев:
- для объектов, которые содержались в государственном кадастре недвижимости со статусом «временные» (ч. 7 ст. 72 Закона);
- в случае прекращения существования объекта недвижимости (ст. 14 Закона);
- снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (ч. 4 ст. 41 Закона);
- для земельных участков, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости: могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда; снимаются с государственного кадастрового учета по истечении трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по решению, государственного регистратора прав (ч. 11 ст. 60 Закона).
Между тем, в соответствии со ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий.
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения, в том числе вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, основная характеристика объекта недвижимости, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.
Согласно ст. 28 вышеуказанного Закона, государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него (ст.62 ФЗ).
Из вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что на один и тот же земельный участок содержатся дублирующие сведения в Едином государственном реестре недвижимости.
Вышеуказанные земельные участки принадлежащие ОАО «Волгоцеммаш» на праве постоянного (бессрочного) пользования и земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются одними и теми же объектами недвижимости, дважды поставленными на кадастровый учет и учтенными в Едином государственном реестре недвижимости.
По результатам анализа положений Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Закона о кадастре, регулирующие основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, арбитражный суд пришел к выводу, что правовое регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенные», «учтенные» по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора, отсутствует.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Арбитражный суд пришел к выводу, что в целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», «учтенный», не может лишить права обращения в суд заинтересованного лица в случае, ели защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития российской Федерации от 13.04.2010 ода № Д23-1342, разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3,3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой статьи).
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации. При этом арбитражный суд сослался на позицию, изложенную в Постановлении арбитражного суда поволжского округа от 24.01.2018 года № Ф06-28488/2017 по делу № А55-25940/2016.
Между тем арбитражным судом не было учтено следующее.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в пункте 52, разъяснил следующее.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; она является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (например, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.
Согласно процессуальному законодательству ответчика по иску определяет истец.
Истец в качестве ответчика, т.е. лица, оспаривающего либо не признающего, нарушающего права первого, указал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Вместе с тем материалы дела не содержат достаточных сведений о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области нарушает права истца.
Согласно исковому заявлению спорные земельные участки предоставлены истцу в бессрочное пользование для строительства на основании решения Горисполкома от 19.02.1999г. №295, т.е. право является ранее возникшим.
Согласно выписок из ЕГРН истец не поименован в качестве правообладателя участков.
Вместе с тем в силу частей 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" данное право признается юридически действительным и при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно выписок из ЕГРН земельные участки КН 63:09:0301167:1184; 63:09:0301167:1124; 63:09:0301167:770 поставлены на кадастровый учет 19.11.2005г.
При этом статус записи об объекте недвижимости (земельных участках): «актуальные, ранее учтенные».
В заключениях кадастрового инженера (том 3 л.д.4-6,59,60,92,93) указано, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:770 и земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301171:1097, 63:09:0301167:1300, 63:09:0301167:1311 являются одним и тем же земельным участком. Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:1184 и земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:1302, являются одним и тем же земельным участком. Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:1124 и земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:1299, являются одним и тем же земельным участком.
Из выписок ЕГРН следует, что земельные участки, имеющие кадастровые номера 63:09:0301171:1097, 63:09:0301167:1300, 63:09:0301167:1311, 63:09:0301167:1302, 63:09:0301167:1299 поставлены на учет в 2009 году.
При этом согласно сведениям ЕГРН земельные участки КН 63:09:0301167:1184; 63:09:0301167:1124; 63:09:0301167:770 имеют приблизительный адрес с указанием на район города, в графе «особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, тогда как земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301171:1097, 63:09:0301167:1300, 63:09:0301167:1311, 63:09:0301167:1302, 63:09:0301167:1299 имеют сведения о характерных точках своих границ и точный адрес с улицей и номером дома.
Исключение сведений из ЕГРН о спорных земельных участках может осуществляться в ином порядке, а именно в порядке исправления реестровой ошибки, установленном ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть при отсутствии законных оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета, предусмотренных Законом № 218-ФЗ, истец не лишен права на защиту нарушенных прав.
Сведения об указанных выше земельных участках были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН на основании разных документов и данные участки имеют разные характеристики, в связи с чем основания для вывода о наличии двойного кадастрового учета у суда отсутствовали.
Арбитражный суд не располагал документами, подтверждающими, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1299,1300,1301,1302 были сформированы и поставлены на кадастровый учет в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1184,1124,770.
Сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1184,1124,770 в ЕГРН отсутствуют. При таких обстоятельствах установить наличие реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет этих земельных участков либо земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1299,1300,1301,1302, не представляется возможным.
Данная ошибка, если она существует, может быть выявлена кадастровым инженером только при проведении работ по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1184,1124,770 и установлению их границ. Между тем, подобные документы истцом не представлялись и суд, при вынесении обжалуемого решения, такими документами не располагал.
Также, необходимо отметить, что распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.10.2008 г. № 7293-5/р об утверждении схемы расположения и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1299,1300, 1301,1302, ОАО «Волгоцеммаш» не оспаривалось.
Согласно п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, требование истца о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка прямо противоречило, положениям п. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, и не могло быть удовлетворено судом.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г. (далее - Обзор), согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако, истец акты или действия Управления не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на Управление, в отношении которого не доказан факт нарушения прав истца, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные ОАО «Волгоцеммаш» обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет спорных земельных участках, обжалуемое решение нельзя признать обоснованным, как противоречащие вышеприведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в п. 21 Обзора.
Указанная позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу изложена в Определении от 27.12.2018 г. № 306-КГ18-16823, а также в п. 22 Обзора судебной практики № 2 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019 г.
Несмотря на сформированную Верховным Судом Российской Федерации правовую позицию по данной категории дел арбитражный суд счел, что анализ положений Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Закона о кадастре, регулирующие основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенные», «учтенные» по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора, сославшись при этом на позицию Арбитражного суда Поволжского округа, изложенную в Постановлении от 24.01.2018 г. по делу№А55-25940/2016.
Вместе с тем, указанное Постановление Арбитражного суда Поволжского округа было вынесено до принятия Верховным Судом Российской Федерации, указанных судебных актов и Обзора, в которых было указано на ошибочность выводов судов об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков.
Верховный суд Российской Федерации прямо указал, что в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Далее, согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пунктом 5 статьи 53 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Из писем Администрации городского округа Тольятти (том 1 л.д.47,48,61-64) следует, что Администрация предлагала истцу направить в адрес органа местного самоуправления заявление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки КН 63:09:0301167:1184; 63:09:0301167:1124; 63:09:0301167:770 в порядке ст.53 ЗК РФ с целью проведения работ по снятию участков с учета, однако с заявлением ОАО «Волгоцеммаш» не обращалось.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п. 2 ст. 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда с принятием по делу нового судебного акта в связи с тем, что его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. В иске следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску согласно ст.110 АПК РФ следует отнести на истца ОАО «Волгоцеммаш».
Исходя из разъяснений, данных в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах": если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции.
Апелляционная жалоба подана Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, потому государственная пошлина с истца не взыскивается.
руководствуясь статьями 110,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2021 года по делу №А55-1584/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Д.А. Дегтярев
судьи: А.Э. Ануфриева
С.Ш. Романенко