АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-56698/2019
г. Казань Дело № А55-15867/2019
30 января 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 10.01.2020, ФИО2, доверенность от 10.01.2020,
ответчика – ФИО3, доверенность от 02.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019
по делу № А55-15867/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Купаж» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу от 30.04.2019 № 06-347/2018 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Купаж» (далее – заявитель, общество, ООО «Купаж») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее – Росалкогольрегулирование, контролирующий орган) от 30.04.2019 № 06-347/2018 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2019 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росалкогольрегулирование, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
До судебного заседания от контролирующего органа поступило дополнение к кассационной жалобе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв в связи с поступившей дополнительной кассационной жалобы и необходимостью ознакомления представителями заявителя на 15 час. 00 мин.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
По делу оспаривается постановление контролирующего органа от 30.04.2019 № 06-12/347/2018 о привлечении ООО «Купаж» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ.
Основанием для привлечения явилось подтверждение информации, поступившей из Управления контрольной работы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о том, что ООО «Купаж» по адресу местонахождения обособленного подразделения организации: 445045, <...>, в 1 и 2 кварталах 2018 года осуществило производство алкогольной продукции в количестве 3900 дал - производство пива без фиксации сведений в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее – ЕГАИС).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество сослалось на то, что осуществляет производство и оптовую продажу исключительно пива, с использованием технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, в связи с чем, в силу пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон о госрегулировании алкогольной продукции) у ООО «Купаж» не возникает обязанности по оснащению техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота пива в ЕГАИС основного технологического оборудования, указанного в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта.
Суды согласились с позицией заявителя, мотивируя свои выводы отсутствием нарушения обществом Закона о госрегулировании алкогольной продукции требований, а также постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Приложения 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов».
Судебная коллегия кассационной инстанции признает обжалуемые судебные акты ошибочными в связи со следующим.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В рамках осуществления данных полномочий Росалкогольрегулирование осуществляет, в том числе, государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Законом о госрегулировании алкогольной продукции, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами.
В ходе проверки деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, представленных ООО «Купаж» за 1 и 2 кварталы 2018 года, а также информации из ЕГАИС контролирующим органом выявлены нарушения обществом порядка фиксации и передачи информации в ЕГАИС об обороте пива.
Правила функционирования ЕГАИС определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила № 1459) и действующие с 01.01.2016.
Согласно пункту 2 данных Правил не распространяются на случаи учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта, указанные в пункте 4 статьи 1 и пункте 2.1 статьи 8 Закона о госрегулировании алкогольной продукции.
Между тем пункт 2.1 статьи 8 данного Закона касается розничной продажи пива (подпункт 1 пункта 2.1 указанной статьи) и производства пива с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год (подпункт 8 пункта 2.1 статьи 8 Закона о госрегулировании алкогольной продукции).
Оптовая продажа пива в пункте 2.1 указанной статьи в качестве случаев - исключений не поименована.
Как установлено в ходе проверки, ООО «Купаж» является не только производителем пива с использованием основного технологического оборудования мощностью 300 тыс.дек. в год, но и является поставщиком произведенной продукции, что не оспаривается обществом.
В силу пункта 10 Правил № 459, организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, в том числе указанную в подпункте 17 пункта 6 Правил № 1459 (о дате розлива).
Поэтому, учитывая, что заявитель осуществлял не только производство пива и пивных напитков, но и занимался поставками данной продукции, он был обязан в силу пункта 10 Правил № 1459 представлять в ЕГАИС соответствующую информацию.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с доводами заявителя кассационной жалобы о том, что деятельность ООО «Купаж» не подпадает под исключения пункта 2.1 статьи 8 Закона о госрегулировании алкогольной продукции и влечет необходимость соблюдения положений Правил № 1459.
В связи с нарушением обществом порядка учета объема производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС суд кассационной инстанций приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
С учетом изложенного, ранее принятые судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области для проверки соблюдения установленного порядка привлечения к ответственности, срока давности привлечения к административной ответственности, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу № А55-15867/2019 отменить, кассационную жалобу – удовлетворить.
Дело № А55-15867/2019 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи А.В. Топоров
С.В. Мосунов