АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-4702/2021
г. Казань Дело № А55-16151/2020
01 июня 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 31.12.2020 № 2), ФИО2 (доверенность от 31.12.2020),
ответчика – ФИО3 (доверенность от 11.01.2021),
в отсутствие:
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021
по делу № А55-16151/2020
по заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» (г. Нижний Новгород) о признании недействительными ненормативных правовых актов 134 Отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (г. Самара), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «ПКФ «ЭЛТЕХПРОМ», Министерства обороны Российской Федерации, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов 134-го Отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «ПКФ «ЭЛТЕХПРОМ», Министерства обороны Российской Федерации, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2020 по делу № А55-16151/2020 , оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021, заявление удовлетворено частично. Признано недействительным предписание 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительствам от 17.06.2020 № 74/3-1. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки от 17.06.2020 № 74/3 прекращено.
В кассационной жалобе акционерное общество «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в адрес общества (сетевая организация) поступил Приказ (Распоряжение) начальника 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора о проведении выездной проверки юридического лица, по истечении срока устранения нарушений от 10.06.2020 № 197/134/507. Должностным лицом, уполномоченным на проведение данной проверки, в соответствии с пунктом 3 Приказа, назначен главный инспектор ФИО4 Данная проверка состоялась 17.06.2020. Объектом данной проверки, в соответствии с пунктом 1, стал объект строительства - шифр Ц-12/17-16 - «Строительство блочно - модульной котельной и устройство инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...> в/г № 2».
По результатам проверки был составлен акт проверки от 17.06.2020 № 74/3 и вынесено предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 17.06.2020 № 74/3-1 в отношении сетевой организации.
Общество оспорило ненормативные правовые акты в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии со статьей 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства - реконструкции объекта капитального строительства, а так же результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как установлено судами, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 № 290-р в ведении Министерства обороны Российской Федерации учреждено предприятие - федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства оборон Российской Федерации», согласно его Уставу и заключенным госконтрактам, оно создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирование строительства и организации строительства объектов для нужд обороны безопасности государства, является застройщиком (техническим заказчиком) на объектах и стройках Министерства обороны Российской Федерации.
В рамках реализации государственных контрактов для нужд Министерства обороны Российской Федерации в безвозмездное пользование для выполнения работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов, предоставлен земельный участок в г. Казани по улице Оренбургский тракт.
Объект капитального строительства «Строительство блочно-модульной котельной и устройств инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...>, военный городок № 2» построен на земельном участке для нужд и в интересах Министерства обороны Российской Федерации, относится к объектам обороны и безопасности, входящим в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации (на момент начала строительства и вне зависимости от последующего оформления права владения, пользования и распоряжения).
В границах строительной площадки данного объекта расположена построенная обществом ТП-6/0,4 кВ и ЛЭП-6 кВ. В этой связи общество было включено в приказ и уведомлено о проведении проверки. Приказ (распоряжение) начальника 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 10.06.2020 № 197/134/507 о проведении выездной проверки издан в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проверка законченного строительством объекта капитального строительства «Строительство блочно-модульной котельной и устройств инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...>, военный городок № 2», шифр Ц-21/17-16, организована в связи с получением «Извещения об окончании строительства» от 10.06.2020 № 20/06-10-03 II этапа строительства. Проверка объекта проводилась 17.06.2020 в отношении застройщика (технического заказчика) Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКП «УЗКС МО РФ»), и лиц, осуществляющих строительство - Акционерного общества «Главное управление обустройства войск» (далее - АО «ГУОВ») и общества.
Строительство объекта капитального строительства «Строительство блочно-модульной котельной и устройств инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...>, военный городок № 2», шифр Ц-21/17-16 осуществлялось на основании «Разрешения на строительство» от 08.04.2020 № 16-16301000-1626-2020-153, проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, на выделенном для застройки земельном участке, являющемся собственностью Российской Федерации и находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации. Для строительства данного объекта Минобороны России на основании государственных контрактов привлечены ФКП «УЗКС» и АО «ГУОВ», которыми, в том числе для проектирования и строительства ТП-6/0,4 кВ, ЛЭП-6 кВ (в интересах Минобороны России), привлечено АО «Оборонэнерго».
По условиям договора № 156/ЗТП7ВЛГ-2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта «Блочно-модульная котельная», договором также предусмотрено их проектирование и строительство. Договор № 156/ЗТП/ВЛГ-2019 является смешанным: договор о технологическом присоединении и о выполнении работ по проектированию и строительного подряда. Для энергоснабжения потребителей проектом предусматривается прокладка кабельной линии 0,4 кВ от ТП-6/0,4 кВ. Вводно-распределительное устройство предусмотрено в комплекте с блочно-модульной котельной.
Таким образом, объект трансформаторная подстанция ТП-6/0,4 кВ является неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры вышеназванного объекта капитального строительства. К нему подключаются объект шифр Ц-21/17-16, локальные очистные сооружения, канализационная насосная станция, высоковольтные и низковольтные ЛЭП.
Суды признали, что действия общества по строительству объекта капитального строительства ТП-6/0,4 кВ и ЛЭП-бкВ (в рамках выполнения своих договорных обязательств), свидетельствуют о том, что общество является участником строительства на отведенном согласно земельном участке. В этой связи имелись и основания для проверки отделом.
Проектной документацией ТП-6/0,4 кВ и ЛЭП-6кВ выделена как отдельный объект с разработкой проектной документации АО «Оборонэнерго». Проектная документация должна быть разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации», строительство должно осуществляться в соответствии с требованиями ГрК РФ, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) и других нормативных требований.
Признавая спорный объект объектом капитального строительства, суды учитывали виды работ, которые выполняются при его строительстве:
- Проектно-изыскательские (пункт 1 «Технического задания» проектной документации, раздел 1, шифр Ц-21/17-16-ПЗ) (п. 1 «Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87);
- Фундаментные - конструкция корпуса блок-модуля предусматривает установку ТП 6/0,4 кВ на фундамент (блоки ФБС). Фундаментные блоки (ФБС) смонтированы по щебеночной подготовке толщиной 340 мм (слой щебня уложен в траншею с заглублением на 240 мм), рама ТП-6/0,4 кВ приваривается к закладным (металлическая пластина), которая устанавливается в швы между фундаментными блоками (ФБС), с последующей заделкой швов. Производство данных работ ведет к устойчивости и надежности положения на фундаменте, а также усиливает связь ТП-6/0,4 кВ с землей;
- Подвод коммуникаций - коммуникации к ТП-6/0,4 кВ подведены и проложены в траншеи на глубине 0,7 м, от основного источника электропитания ПС «Советская» 110/6кВ яч. 25 (ОАО «Сетевая компания»), совместно с монтажом фундамента проводятся работы по подземной части заземляющего устройства, с забивкой электродов из уголка 75*75*6 длиной 3 м (л. 8 раздела Ц-21/17-16-ИОС11.2);
- Выполнение пуско-наладочных работ и приема-сдаточных испытаний вводимого оборудования, согласно абзаца 3 п. 3 «Технического задания» должны быть выполнены по завершению строительства сооружения, в соответствии с СТО НОСТРОЙ 2.24.213-2016 «Пусконаладочные работы. Организация выполнения пусконаладочных работ на объектах электросетевого хозяйства. Общие требования» и т.д.
Земляные работы по устройству заглубленного фундамента являются одним из этапов капитального строительства сооружения. Через фундамент производится привязка капитального строения к земле. Сооружение и земля под ним становится единым объектом. Демонтаж или перенос строения, а также коммуникаций подведенных к строению, на другой участок сопряжен с причинением существенного ущерба строению и невозможности сохранения его основных характеристик.
Суды учитывали вышеизложенное и пришли к обоснованным выводам, что ТП-6/0,4 кВ является объектом капитального строительства. В этой связи обследование ТП-6/0,4 кВ и ЛЭП-6 кВ должно было проводиться в соответствии с требованиями «Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст) (далее - ГОСТ 31937-2011).
Таким образом, суды признали, что Приказ (Распоряжение) 134 отдела государственного архитектурно - строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации о проведении выездной проверки юридического лица от 10.06.2020 № 197/134/507 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Поскольку организованная проверка затрагивала законные интересы АО «Оборонэнерго» (знать о проверке, иметь возможность направить представителя, давать пояснения), АО «Оборонэнерго» было включено в приказ и уведомлено о проведении проверки.
Судами отмечено, что строительство объекта капитального строительства «Строительство блочно-модульной котельной и устройств инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...>, военный городок № 2», шифр Ц-21/17-16 осуществлялось на основании «Разрешения на строительство» от 08.04.2020 № 16-16301000-1626-2020-153, проектной документации прошедшей Государственную экспертизу, на выделенном для застройки, согласно «Градостроительному плану земельного участка», земельном участке, являющимся собственностью Российской Федерации и находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации.
Проектной документацией (л. 2 Ц-21/17-16-ИОС1.1), ТП-6/0,4 кВ и ЛЭП-бкВ выделена как отдельный объект с «разработкой проектной документации АО «Оборонэнерго». Проектная документация должна быть разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации», строительство должно осуществляться в соответствии с требованиями ГрК РФ, Федерального закона № 384-ФЗ и других нормативных требований.
Таким образом, объект трансформаторная подстанция ТП-6/0,4 кВ является неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры объекта капитального строительства «Строительство блочно-модульной котельной и устройств инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...>, военный городок № 2» (к нему подключаются объект шифр Ц-21/17-16, локальные очистные сооружения, канализационная насосная станция, высоковольтные и низковольтные ЛЭП) и соответственно, подлежал проверке.
Государственная функция (государственный строительный надзор) исполняется в отношении органов военного управления, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и организаций, являющихся застройщиками (заказчиками) в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации».
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона № 384-ФЗ под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскую или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнение производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Строительство ТП 6/0,4 кВ не завершено, в части благоустройства прилегающей территории, не выполнено отмостка, не заделаны швы между фундаментными блоками (ФБС) (Акт проверки от 17.06.2020 № 74/3), отсутствует исполнительная техническая документация, не подтверждено качество выполненных работ.
Земляные работы по устройству заглубленного фундамента являются одним из этапов капитального строительства сооружения. Через фундамент производится привязка капитального строения к земле. Сооружение и земля под ним становится единым объектом. Демонтаж или перенос строения, а также коммуникаций подведенных к строению, на другой участок сопряжён с причинением существенного ущерба строению и невозможности сохранения его основных характеристик.
Разделом ТП перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, установлено, что свайные работы, земляные работы, монтаж сборных бетонных и железобетонных контракций относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние его на безопасность, и, соответственно, для их осуществления необходимо получение разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Таким образом, производство данных работ необходимо осуществлять после получения документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающего право осуществлять строительство.
Суды отклонили доводы заявителя и указали, что ТП-6/0,4 кВ и ЛЭП 6 кВ, в силу своей прочной связи с землей, наличием подземной и наземной частей, взаимной целостности конструктивных элементов и их прочной связи с фундаментом и землей, невозможного перемещения строения целиком и путем демонтажа без нанесения несоразмерного ущерба функциональному назначению строения, не могут быть отнесены к некапитальным строениям, сооружениям. Возможность осуществления демонтажа объекта, на которую ссылалось Общество, в рассматриваемом случае значения не имеет.
Поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом, то производство по делу по заявлению о признании недействительным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя по получению извещения об окончании строительства 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации от 17.06.2020 № 74/3 правомерно прекращено судом первой инстанции.
Рассматривая заявленные требования в части оспаривания предписания 134 отдела государственного архитектурностроительного надзора Министерства обороны Российской Федерации об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительствам от 17.06.2020 № 74/3-1, суды обоснованно признали его недействительным.
Суды признали, что общество не является лицом, осуществляющим строительство объекта - шифр Ц12/17-16 - «Строительство блочно - модульной котельной и устройство инженерных сетей Казанского ВВКУ по адресу: <...> в/г № 2» и требование пункта 2 предписания необоснованно и не может быть возложено на общество. Кроме того, суды признали оспариваемое предписание неисполнимым в связи с его неясностью и неконкретностью.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение арбитражного суда и разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 71 АПК РФ, оценив собранные по делу доказательства, признал их достаточными для подтверждения законности оспоренного ненормативного правового акта, что явилось основанием для отклонения ходатайства общества о назначении экспертизы.
Отказ в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы обоснован отсутствием необходимости в совершении таких процессуальных действий, достаточностью доказательств, позволяющих судам вынести итоговые судебные акты (статьи 68, 71 АПК РФ), в связи с чем окружной суд не установил нарушения требований процессуального законодательства.
Доводы кассатора о том, что судами не была дана оценка всем доводам общества, отклоняется судебной коллегией, поскольку нормы статей 170 и 271 АПК РФ не предъявляют конкретных требований к фактической полноте судебных актов. Неотражение судом в решении всех доводов стороны по делу не свидетельствует о том, что судебный акт был принят с нарушением норм АПК РФ, и без учета позиции стороны.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что судами принято законные и обоснованные решение и постановление.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При принятии кассационной жалобы к производству определением суда от 28.04.2021 заявителю кассационной жалобы было предложено представить в суд кассационной инстанции ко дню рассмотрения кассационной жалобы доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере. Поскольку данные доказательства представлены не были, государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя кассационной жалобы.
Таким образом, с акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу № А55-16151/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи С.В. Мосунов
Л.Ф. Хабибуллин