ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-16308/2021 от 27.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22711/2022

г. Казань                                                 Дело № А55-16308/2021

04 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2022 года .

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,

при участии представителя:

заявителя – Ботя И.В., доверенность от 01.04.2022,

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям – Хлыниной Ю.А., доверенность от 19.01.2022,

рассмотрев в открытом  судебном заседании кассационную жалобу  общества ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022

по делу № А55-16308/2021

по заявлению общества ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» (ИНН 7325042140, ОГРН 1037300989692) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ИНН 6315800795, ОГРН 1046300456058) об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» (далее – ООО «Центрэкотех», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее – МУ Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, административный орган) от 23.04.2021 № 21-вн.

      Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2022, оставленным без изменений  постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

     ООО «Центрэкотех» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты  отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

     В отзыве МУ Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

    Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и административного органа, проверив законность обжалуемых  судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ,  не находит оснований для их отмены.

    Как следует из материалов дела,   на основании приказа от 25.03.2021 № 89-КНД по поручению центрального аппарата Росприроднадзора административный орган провел в отношении ООО «Центрэкотех» внеплановую выездную проверку, по результатам которой составил акт от 23.04.2021 № 98-вн и выдал предписание от 23.04.2021 № 21-вн об устранении в срок до 23.07.2021 нарушений статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), части 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ), статьи 9, частей 7 и 10 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89‑ФЗ), пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), пунктов 3, 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290; далее – Положение № 2290):

1. Устранить нарушения условий государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ), выразившиеся в размещении на площадке компостирования отходов, не подвергшихся предварительной обработке, а именно дроблению, что предусмотрено ГЭЭ, как необходимая составляющая часть процесса компостирования отходов;

2. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившиеся в размещении в буртах отходов, не подлежащих компостированию, а именно: металлические отходы, трупы животных и птиц, оборудование электрическое, утратившие потребительские свойства, а именно: микроволновая печь, термопот, электрические утюги, утратившие потребительские свойства, компьютеры и периферийное оборудование, утратившие потребительские свойства, а именно: манипулятор «мышь» с соединительными проводами, покрышки пневматических шин, кастрюли, микросхемы и т.д. Данные отходы размещены в буртах;

3. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившиеся в несоблюдении процесса буртования, а именно: отходы расположены на технологических проходах;

4. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившиеся в отсутствие правоустанавливающих документов на биопрепараты, предусмотренные ГЭЭ;

5. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившиеся в несоблюдении зонирования производственной территории. Накопление, буртование и сам процесс компостирования происходит на всей территории Баратаевского карьера песка;

6. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившиеся в бурты, находящиеся на полигоне захоронения отходов, покрыты растительным покровом высотой примерно 1,6 м., что свидетельствует о том, что отходы, находящиеся в буртах, находятся на теле полигона более 11 мес., таким образом, осуществляется размещение отходов производства и потребления;

7. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившиеся в размещении в буртах отходов, размещенных в ноябре 2020 года, что подтверждается сроком изготовления продукции, указанной на упаковочных материалах отходов, что нарушает период разрешенного формирования бурта и процесса компостирования, а именно несоблюдение буртования отходов в теплый период;

8. Устранить нарушения условий ГЭЭ, а именно: по всем характеристикам объект обращения с отходами оборудован под полигон размещения отходов. Принимаемые от сторонних организаций отходы размещаются на территории Баратаевского карьера, после чего формируются в бурты и засыпаются песком. Подтверждающих документов о получении технического грунта в межрегиональное управление представлено не было, из чего следует вывод, что отходы размещаются на карьере;

9. Устранить нарушение действующего законодательства Российской Федерации в части соблюдения лицензионных требований, выразившееся в отсутствии зданий, строений, сооружений, помещений для осуществления деятельности по сбору отходов;

10. Устранить нарушение действующего законодательства Российской Федерации, выразившееся в осуществление рекультивации отработанного Баратаевского карьера песка твердыми коммунальными отходами;

11. Устранить нарушение действующего законодательства Российской Федерации в части соблюдения лицензионных требований, выразившееся в отсутствии оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок для осуществления деятельности по утилизации отходов, поскольку отходы, содержащие неорганические вещества не подлежат компостированию, а, следовательно, не могут быть утилизированы подобным образом, так как будут продолжать содержать те же вещества и свойства отхода не изменятся.

Не согласившись с предписанием административного органа, ООО «Центрэкотех» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «Центрэкотех» эксплуатирует объект HBOC № 73-0173-000078-П, категория риска - средняя (4), объект размещения (захоронения), обработки и утилизации отходов производства и потребления, расположенный по адресам: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, Совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:106); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера (участок №1) (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:29); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера (участок № 2) (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:114); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, с.Баратаевка, в 2500 м северо-восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул. Мира, д. 196 (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, 376 (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:376).

      У ООО «Центрэкотех» имеется лицензия от 06.03.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности, по адресам мест осуществления: Ульяновская область, г.Ульяновск, Ленинский район, Совхоз Карлинский, территория Баратаевского карьера песка (73:19:070901:106); Ульяновская область, г.Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера песка (участок №1, 73:19:070901:29); Ульяновская область, г.Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера песка (участок № 2, 73:19:070901:114); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, с.Баратаевка, в 2500 м. северо-восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул.Мира, д. 196 (73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (73:19:070901:372); Ульяновская область, г.Ульяновск, Ленинский район, 376 (73:19:070901:376).

    ООО «Центрэкотех» получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера» (утверждена приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 27.07.2018 № 468).

    Основное производственное назначение объекта - производить рекультивацию Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в процессе компостирования остатков сортировки и хвостов сортировки, получаемых в процессе сортировки твердых коммунальных отходов, образующихся от физических и юридических лиц на территории г. Ульяновска и Ульяновской области. Дополнительно в процессе компостирования применяются инертные материалы, образуемые в процессе проведения строительных и иных работ на территории города и области (инертные материалы, строительные материалы, утратившие свои производственные свойства, грунт и др.).

      Согласно ГЭЭ рекультивация Баратаевского карьера осуществляется с помощью технического грунта, полученного в процессе компостирования остатков сортировки и хвостов сортировки, получаемых в процессе сортировки ТКО.

     В ходе проведения проверки административным органом были установлены отступления от проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, осуществление лицензируемых видов деятельности в отсутствии лицензии, а также применение ТКО при рекультивации карьера.

     Так, на момент проведения проверки выявлено, что на площадке компостирования отходов размещены отходы, не подвергшиеся предварительной обработке, а именно, дроблению, что предусмотрено ГЭЭ как необходимая составляющая часть процесса компостирования отходов; размещение отходов, не предусмотренных ГЭЭ, а именно: металлические отходы, трупы животных и птиц, оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (микроволновая печь, термопот, электрические утюги, компьютеры и периферийное оборудование), покрышки пневматических шин, кастрюли, микросхемы и т.д. Данные отходы размещены в буртах.

     ООО «Центрэкотех» не соблюдается процесс буртования, отходы расположены на технологических проходах.

     Отсутствует документация, подтверждающая факт приобретения биопрепаратов, необходимых для компостирования твердых коммунальных отходов в соответствии с предусмотренной технологией.

     В ходе проведения проверки также выявлено, что ООО «Центрэкотех» не придерживается зонирования производственной территории, утвержденного ГЭЭ. Накопление, буртование и сам процесс компостирования производит на всей территории Баратаевского карьера. В буртах выявлены отходы, размещенные с ноября 2020 года, о чем свидетельствует срок изготовления продукции, указанный на упаковочных материалах отходов, что нарушает период разрешенного формирования бурта и процесса компостирования.

    Административный орган сослался на проведенную ФАС России внеплановую проверку Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на предмет соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области на 2019-2020 годы, по результатам которой установлено, что доказательств приобретения биопрепаратов, необходимых для компостирования твердых коммунальных отходов в соответствии с предусмотренной технологией, ООО «Центрэкотех» не представлено, при этом деятельность по компостированию обществом осуществляется не самостоятельно, а с привлечением подрядных организаций, не имеющих лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами (ООО «Компания Приор», ИП Кочетов С.С., ИП Ковалев А.Р., ООО «СимбирскТехнолоджи», ООО «Элит-Премиум»).

    При визуальном осмотре административным органом установлено, что бурты на полигоне захоронения отходов покрыты растительным покровом высотой около 1,6 м, что свидетельствует о нахождении отходов, размещенных в буртах, на теле полигона более 11 месяцев. Исходя из проектной документации ГЭЭ, процесс компостирования происходит в теплый период года, с апреля по октябрь, процесс компостирования в буртах длится 53 дня, после чего компостный материал должен быть перемещен на дозревание в течение 30 дней. Проверка проводилась с 01.04.2021 по 23.04.2021. Таким образом, последним месяцем для компостирования являлся октябрь 2020 года; ноябрь 2020 года - апрель 2021 года является холодным периодом, в который травянистая растительность образоваться не могла, следовательно, отходы размещены на теле полигона раньше октября 2020 года с учетом 83 дней ранее процессе компостирования и подготовки отходов к компостированию.

    Суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО «Центрэкотех» осуществляет размещение отходов под видом утилизации отходов в процессе компостирования, тем самым подменяя понятия и осуществляя деятельность, не предусмотренную проектом, получившим положительное заключение ГЭЭ. Общество реализует объект с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно ГЭЭ прием отходов осуществляется 365 дней в году, процесс компостирования осуществляется с апреля по октябрь, соответственно, в период, не подлежащий процедуре компостирования, общество должно накапливать отходы (сбор) на производственной площадке.

    Суд первой инстанции указал, что ООО «Центрэкотех» не в полной мере осуществляет обработку отходов (дробление), как предусмотрено ГЭЭ, территория рекультивируемого карьера по всем характеристикам оборудована под полигон размещения отходов. Принимаемые от сторонних организаций отходы размещаются на территории Баратаевского карьера, после чего формируются в бурты и засыпаются песком. Подтверждающих документов о получении технического грунта в административный орган представлено не было, из чего следует, что на карьере размещаются отходы.

     С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного органа имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания, и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.

      Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

    В кассационной жалобе  ООО «Центрэкотех» оспаривает выводы судов первой и  апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. ссылаясь на решение  Ленинского районного суда г. Самары от 25.05.2022 по делу № 12‑646/2022, которым постановление МУ Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 13.04.2022 № 154-вн о привлечении общества по результатам этой же проверки к административной ответственности по части 4 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) отменено, производство по делу прекращено. По мнению заявителя, решение  Ленинского районного суда г.Самары от 25.05.2022 по делу № 12-646/2022 имеет преюдициальное  значение для настоящего дела.

    Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.

   Так, суд апелляционной инстанции отметил, что суд первой инстанции принял во внимание, что по результатам данной проверки в отношении ООО «Центрэкотех» составлены протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Вступившими в законную силу судебными актами, в том числе, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.07.2021 по делу № А72-7666/2021 о привлечении ООО «Центрэкотех» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях общества установлены состав и событие административного правонарушения. Ссылку ООО «Центрэкотех» на решения Ленинского районного суда г. Самары от 25.05.2022 по делам об оспаривании постановлений административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 и части 5 статьи 8.7 КоАП РФ суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что эти судебные акты не  вступили в законную силу, и, кроме того, не опровергают обстоятельств, установленных судом по настоящему делу и делу № А72‑7666/2021.

   В отзыве МУ Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям указывает, что решение  Ленинского районного суда г. Самары от 25.05.2022 по делу № 12-646/2022, на которое ссылается общество в своей кассационной жалобе, отменено решением Самарского областного суда от 04.08.2022 с указанием, что требования о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда нарушены.

    Представитель заявителя в суде кассационной инстанции подтвердил отмену решения  Ленинского районного суда г.Самары от 25.05.2022 по делу № 12-646/2022 решением Самарского областного суда от 04.08.2022, настаивая, тем не менее, на доводах кассационной жалобы, основанных на выводах решения  Ленинского районного суда г.Самары от 25.05.2022 по делу № 12-646/2022.

    Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).

    В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

    Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и  апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ  не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

    Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся  самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в  силу части 4 статьи 288 АПК РФ,  при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу № А55-16308/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                С.В. Мосунов

Судьи                                                                                    А.Н. Ольховиков

                                                                                              А.Д. Хлебников