ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-16397/2010
22 февраля 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии предстателей:
истца – ФИО1, паспорт, ФИО2, паспорт, доверенность от 02.07.2010 № 18,,
ответчика – ФИО3, паспорт, доверенность от 24.12.2010 № 12-7271,
в отсутствие:
третьего лица, участвующего в деле – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2010 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу № А55-16397/2010
по заявлению открытого акционерного общества «АвтоВАЗагро» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), город Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара, о признании незаконными действий, при участии третьего лица: мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «АвтоВАЗагро» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:01 02 151:23; 63:09:01 02 151:0024; 63:09:01 02 151:0026; 63:09:01 02 152:65; 63:09:01 02 152:66, 63:09:01 02 152:67 к группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и обязании управления устранить допущенные нарушения путем отнесения указанных земельных участков к группе разрешенного использования «Земли сельскохозяйственного использования».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 требования удовлетворены.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, действия управления совершены в соответствии с Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 и постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473. Кроме того, при принятии по делу № А55-1650/2008 судебных актов суды исходили из постановления Правительства Самарской области от 03.07.2003 № 254, тогда как в настоящее время действует вышеназванное постановление от 10.12.2003 № 473.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления доводы жалобы поддержала, а представители общества полагали ее доводы ошибочными, судебные акты правильными. Аналогичная позиция изложена в отзыве общества.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в 2008 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий управления по отнесению земельных участков к виду функционального использования «Земли под промышленными объектами» вместо «Земли сельскохозяйственного использования», в результате чего удельный показатель кадастровой стоимости (далее – УПКС) земельных участков был незаконно повышен с 174 руб. 01 коп. до 1282 руб. 50 коп. за один квадратный метр по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:01 02 151:23, 63:09:01 02 151:24, 63:09:01 02 151:26, и с 142, 31 руб. до 1 183, 22 руб. по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:01 02 152:65, 63:09:01 02 152:66, 63:09:01 02 152:67, 63:09:01 02 152:71, 63:09:01 02 152:72, 63:09:01 02 152:73, 63:09:01 02 152:74.
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-1650/2008 управление обязано определить вид функционального использования земельных участков заявителя в виде: «Земли сельскохозяйственного использования».
На основании вышеназванного решения управлением в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены изменения по размерам УПКС и кадастровой стоимости земельных участков заявителя, соответствующим функциональному и разрешенному использованию в виде «Земли сельскохозяйственного использования».
На основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 общество 11.09.2009 обратился в управление с заявлением № 703 о проведении перерасчета кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость всех земельных участков общества была пересчитана, исходя из УПКС в размере 3,29 руб. за один кв.м, соответствующего разрешенному виду использования «Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».
Управление в 2010 увеличило УПКС земельных участков заявителя с кадастровыми номерами: 63:09:01 02 151:23, 63:09:01 02 151:24, 63:09:01 02 151:26, 63:09:01 02 152:65, 63:09:01 02 152:66, 63:09:01 02 152:67 с 3,29 руб. до 1487 руб. 71 коп. за один кв.м и пересчитало кадастровую стоимость земельных участков заявителя, увеличив ее размер. О данном обстоятельстве общество узнало из письма управления от 21.04.2010 № 2067.
Действия управления по изменению удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков подтверждаются внесенными изменениями в кадастровые паспорта земельных участков.
Письмом от 11.06.2010 № 246 заявитель обратился в управление с предложением устранить ошибки, выраженные в нарушении решения суда по делу № А55-1650/2008. Однако вышеназванное обращение осталось без удовлетворения.
Посчитав действия заинтересованного лица по изменению удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила). Пунктом 2 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. При этом согласно вышеназванному постановлению среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель за один квадратный метр земли зависит от видов разрешенного использования, к которым относятся и земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
В силу пункта 2 статьи 7 Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки сельскохозяйственного использования.
Пунктом 11 статьи 85 вышеназванного Кодекса предусмотрено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Удовлетворяя требования, суд исходили, в том числе, из обстоятельств, установленных в решении Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-1650/2008, указывающих на использование ответчиком спорных земель в целях производства сельскохозяйственной продукции.
При этом управлением в материалах дела не представлены какие-либо доказательства, указывающие на то, что на спорных земельных участках заявителя расположены здания, строения, сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, а также использование земельных участков в промышленных целях либо для целей коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Указанные выводы судов заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для отнесения спорных земельных участков к земельным участкам, предназначенным для «размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Доводы, изложенные кассатором в кассационной жалобе, были предметом исследования и надлежащей оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу № А55-16397/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.А. Хайбулов
Судьи С.Ю. Муравьев
Р.В. Ананьев