ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-16471/2010 от 23.08.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-16471/2010

29 августа 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,

при участии представителей:

заявителя – Халилулловой Л.А. (доверенность от 17.05.2011 № 2811/01?13),

ответчика – Маклецовой Н.В. (доверенность от 19.08.2011 б/н),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента труда и занятости населения Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)

по делу № А55-16471/2010

по заявлению Департамента труда и занятости населения Самарской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, об оспаривании акта и представления,

УСТАНОВИЛ:

Департамент труда и занятости населения Самарской области (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене акта Территориального управления Федеральной службы финансово?бюджетного надзора в Самарской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Самарской области, ответчик) в части нарушения абзаца 4 статьи 31, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ); представления ТУ Росфиннадзора в Самарской области в части установления факта нарушений абзаца 4 статьи 31, пункта 1 статьи 78 БК РФ, постановления Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Департамент ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных актов норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.

В отзыве ТУ Росфиннадзора в Самарской области, полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что в период с 22 марта по 16 апреля 2010 года ТУ Росфиннадзора в Самарской области проводилась проверка в Департаменте по использованию субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджету Самарской области на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за 2009 год. По результатам проверки составлен акт № 42-02-04/55ЦЗ, в котором отражено, что сотрудниками Департамента разработана региональная Программа с указанием содержания проблемы, основных мероприятий программы, обоснования необходимых средств для ее реализации, источников финансирования, механизмов реализации.

При проверке целевого и эффективного использования субсидий, выделенных из федерального бюджета в 2009 году, ТУ Росфиннадзора в Самарской области также установило, что на основании предложений Департамента Правительством Самарской области в 2009 году вносились изменения в принятые законы о бюджете Самарской области в части изменения формы межбюджетных субсидий, полученных из федерального бюджета, что привело к изменению порядка предоставления средств, полученных из федерального бюджета; изменены коды экономической классификации операций сектора государственного управления. В частности, по реализации дополнительных мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в нарушение статей 31 и 78 БК РФ на основании предложений Департамента постановлением Правительства Самарской области от 17.09.2009 № 437 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области» предусмотрено исполнение расходных обязательств Самарской области в форме социальных выплат вместо субсидий.

Заинтересованным лицом вместо предоставления средств по возмещению произведенных затрат на развитие малого предпринимательства (субсидий), предоставлялись социальные выплаты, то есть выплаты, опережающие затраты, что по мнению ТУ Росфиннадзора в Самарской области, не позволяет контролировать расходование средств, выделенных из федерального бюджета.

Вместе с тем, в акте отмечено, что фактов нецелевого и неэффективного использования субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по занятости в 2009 году, не выявлено.

По результатам проверки 22.04.2010 руководителю Департамента направлено представление № 41 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В данном представлении руководителю Департамента предписано привлечь к ответственности лиц, виновных во внесении предложений, на основании которых Правительством Самарской области внесены изменения в Закон Самарской области «О бюджете на 2009 год», что привело к изменению формы межбюджетных субсидий в нарушение абзаца 4 статьи 31, пункта 1 статьи 78 БК РФ.

Кроме того, в представлении указано о наличии кредиторской задолженности на 01.01.10 в сумме 198 611,5 рублей, образовавшейся вследствие принятия центрами занятости населения расходов по заключенным госконтрактам на опережающее профобучение работников сверх утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением пункта 3 статьи 219 БК РФ, согласно которой получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Не согласившись с вынесенным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что оспариваемое представление ТУ Росфиннадзора в Самарской составлено в пределах его компетенции, без нарушения норм действующего законодательства; Департаментом не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов в виде препятствий к осуществлению деятельности, незаконного возложения обязанности, привлечения к ответственности.

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Следовательно, субсидии носят обязательный целевой характер.

Абзацем 4 статьи 31 БК РФ установлено, что принцип самостоятельности бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Частью 1 статья 268 БК РФ Федеральная служба финансово?бюджетного надзора наделена полномочиями по осуществлению финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, включая использование предоставляемых из указанного бюджета субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

ТУ Росфиннадзора в Самарской области на основании пунктов 5.14.6?5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Как следует из обжалуемого представления, руководителю Департамента Фурсову О.Б. предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений бюджетного законодательства, привлечь за допущенные нарушения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения сообщить не позднее 24.05.2010. В случае невыполнения в установленный срок представления ТУ Росфиннадзора в Самарской области оставляет за собой право применить последствия, предусмотренные частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обжалуемое представление ТУ Росфиннадзора в Самарской области вынесено в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, по фактам нарушений заявителем норм бюджетного законодательства. Доказательства нарушения прав и законных интересов Департамента в виде препятствий к осуществлению деятельности, незаконного возложения на него обязанностей заявителем судам не представлено.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 по делу № А55-16471/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи Э.Г. Гильманова

И.Ш. Закирова