АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9564/2016
г. Казань Дело № А55-16709/2015
16 июня 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кашапова А.Р.,
судей Ивановой А.Г., Конопатова В.В.,
при участии представителей:
Министерства промышленности и технологий Самарской области – ФИО1, доверенность от 06.06.2017 № 6, ФИО2, доверенность от 09.01.2017 № 1
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и технологий Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2017 (судья Садовникова Т.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Садило Г.М., Холодкова Ю.Е.)
по делу № А55-16709/2015
по заявлению Министерства промышленности и технологий Самарской области (вх. № 15250 от 04.02.2016) о включении требования в реестр требований кредиторов,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «АвтоВАЗагрегат», г. Тольятти, (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2016 открытое акционерное общество «АвтоВАЗагрегат» (далее – ОАО «АвтоВАЗагрегат») признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утверждена ФИО3.
Министерство промышленности и технологий Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о включении требования в сумме 7 080 045,75 руб. в реестр требований кредиторов должника в состав требований кредиторов третьей очереди.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2017 прекращено производство по заявлению.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 определение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство промышленности и технологий Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит состоявшиеся судебные акты отменить, направить обособленный спор на новое рассмотрение.
Представители Министерства промышленности и технологий Самарской области в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 16.06.2017 до 10 часов 00 минут.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Заслушав представителей лиц, участвующих в обособленном споре, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2014-2020 годах за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам - организациям машиностроительного комплекса - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с приобретением и внедрением энерго- и ресурсосберегающих систем и оборудования, а также на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, направленным на приобретение и внедрение энерго- и ресурсосберегающих систем и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 07.08.2014 №467 ОАО «АвтоВАЗагрегат» были перечислены субсидии в соответствии с заключенными договорами ( п.22-22 Порядка).
16.12.2014 между Министерством промышленности и технологий Самарской области (Министерство) и ОАО «АвтоВАЗагрегат» (получатель) был заключен договор № 45/07 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организации машиностроительного комплекса.
Согласно пункту 2.1 Министерство перечисляет получателю субсидию в сумме 904 131,49 руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением и внедрением энерго -и ресурсосберегающих систем и оборудования, а также на уплату процентов пот кредитам, полученным в российских кредитных организациях, направленным на приобретение ии внедрение энерго- и ресурсосберегающих систем и оборудования в соответствии с утвержденной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора в случае просрочки предоставления хотя бы одного из отчетов (п.2.2.1 договора) более чем на 10 рабочих дней Получатель возвращает субсидию в полном объеме в областной бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 договора.
Срок действия настоящего договора - с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонам своих обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии в соответствии с пунктом 2.1.1, срок исполнения которого заканчивается 29.12.2014 (пункт 6.1 договора).
Дополнительным соглашением № 1 к договору №45/07 от 16.12.2014 п. 2.2.2 раздела 2 «права и обязанности сторон» был дополнен абзацем относительно сроков, а именно: Получатель обязан в течение 90 календарных дней с момента окончания отчетного квартала погасить просроченную задолженность по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и (или) просроченную задолженность по выдаче средств на заработную плату и представить справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и(или) справку об отсутствии просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату в течение 15 рабочих дней, следующих за периодом погашения просроченной задолженности.
18.12.2014 между Министерством промышленности и технологий Самарской области (Министерство) и ОАО «АвтоВАЗагрегат» (получатель) был заключен договор о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организации машиностроительного комплекса, по условиям которого (пункт 2.1 договора) Министерство перечисляет получателю субсидию в сумме 2 884 950,75 руб. на возмещение затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением, а также на уплату процентов по кредитам, полученных в кредитных учреждениях и направленных на модернизацию и техническое перевооружение.
Согласно пункту 2.2.6 договора в случае просрочки предоставления хотя бы одного из отчетов более чем на 10 рабочих дней получатель возвращает субсидию в полном объеме в областной бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 договора.
Срок действия договора - с момента его подписания и до полного исполнения Сторонами своих обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии в соответствии с пунктом 2.1.1, срок исполнения которого заканчивается 29.12.2014 (пункт 6.1 договора).
Дополнительным соглашением № 1 к договору №88/01 от 18.12.2014 от 30.12.2014 п.2.2.2 раздела 2 «Права и обязанности сторон» договора дополнен абзацем относительно увеличения срока, а именно: получатель обязан в течение 90 календарных дней с момента окончания отчетного квартала погасить просроченную задолженность по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и (или) просроченную задолженность по выдаче средств на заработную плату и представить справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы.
16.12.2014 между Министерством промышленности и технологий Самарской области (Министерство) и ОАО «АвтоВАЗагрегат» был заключен договор № 53/04 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организации машиностроительного комплекса, по условиям которого Министерство (пункт 2.1.1 договора) перечисляет получателю субсидию в сумме 3 290 963,51 руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию программного обеспечения и с разработкой и внедрением информационных систем для подготовки, управления и диспетчеризации производства, управления проектами и качеством в соответствии с утвержденной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора в случае просрочки предоставления хотя бы одного из отчетов более чем на 10 рабочих дней Получатель обязан возвратить субсидию в полном объеме в областной бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 договора.
Срок действия договора - с момента подписания и до исполнения Сторонами своих обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии в соответствии с пунктом 2.1.1 договора, срок исполнения которого заканчивается 29.12.2014 (пункт 6.1 договора).
В пункте 3.2 вышеназванных договоров о предоставлении субсидий указано, что в случае нарушения получателем условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.1- 2.2.7 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления Министерства о возврате субсидии.
В обоснование заявления Министерство промышленности и технологий Самарской области представило в материалы дела платежные поручения № 366 от 24.12.2014 о перечислении 2 884 950,75 руб. - субсидия по договору № 88/01 от 18.12.2014; № 388 от 24.12.2014 о перечислении 3 290 963,51руб. - субсидия по договору № 53/04 от 16.12.2014; №410 от 25.12.2014 о перечислении 904 131,49 руб.- субсидия по договору № 45/07 от 16.12.2014.
В связи с нарушением условий договора, 20.10.2015 были составлены Акты № 1 о нарушении условий Договора о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии организациям машиностроительного комплекса от 16.12.2015 № 45/07, № 88/01 от 18.12.2014; от 16.12.2014 №53/04.
На основании актов Министерством промышленности и технологий Самарской области был сделан вывод: обязать ОАО «АвтоВАЗагрегат» вернуть в бюджет Самарской области в полном объеме ранее выданные субсидии в размере 904 131,49 руб., 3 290 963,51 руб. и 2 884 950,75 руб.
Материалами дела подтверждается, что уведомления о возврате субсидий от 12.11.2015 ОАО «АвтоВАЗагрегат» были получены 18.11.2015.
16.07.2015 в отношении ОАО «АвтоВАЗагрегат» было возбуждено дело о несостоятельности, процедура наблюдения введена 07.10.2015, конкурсное производство - 05.09.2016.
Прекращая производство по заявлению, суд первой и апелляционной инстанции сочли, что из условий договоров, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления Министерства о возврате субсидий.
Суды исходили с того, что уведомления о возврате субсидий были направлены в адрес ОАО «АвтоВАЗагрегат» 12.11.2015 и получены последним 18.11.2015, следовательно, субсидии должны были быть возвращены в течение месяца с даты получения такого уведомления, т. е. 18.12.2015.
Поскольку дело о банкротстве должника возбуждено 16.07.2015, суды квалифицировали спорные обязательства, как текущие.
Между тем, судам и не учтено следующее.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Таким образом, изначально в момент предоставления субсидии у получателя отсутствует обязательство по возврату субсидии в бюджет.
Возникновение обязательств по возврату субсидий, порядок и сроки возврата субсидий установлены договорами и дополнительными соглашениями к ним и не имеют отношения к порядку определения задолженности по обязательным платежам в качестве текущей или реестровой.
Согласно пункту 24 Порядка предоставления в 2015-2020 годах за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию программного обеспечения и с разработкой и внедрением информационных систем утвержденного постановлением правительства Самарской области от 08.08.214 №473 одним из условий расходование субсидий является исполнение условий договора, а в силу пункта 26 в случае нарушения получателем субсидий условий, предусмотренных пунктом 24 субсидия подлежит возврату.
В силу пункта 2.2.2 договоров о предоставлении субсидий с учетом дополнительных соглашений должник обязан был обеспечить отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих дела процедурах, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Таким образом, коллегия считает, что судами, рассматривающими дело, не верно определен срок возникновения обязательств по возврату субсидий, что как следствие явилось ошибочным основанием для отнесения спорных платежей к текущим.
Так, по мнению коллегии обязанность по возврату субсидий в связи с нарушением пункта 2.2.2 договора по обеспечению отсутствия просроченной задолженности по налоговым платежам по состоянию на 01.07.2015 возникла ранее 01.10.2015, то есть до возбуждения дела о банкротстве в отношении должника.
При этом, коллегия отмечает, что согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих дела процедурах, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, разрешая требования необходимо учитывать, в силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть Федеральная налоговая служба (пункт 2 постановления № 257).
В целях надлежащей реализации данных полномочий в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
Следовательно, если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой XII АПК РФ.
В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а обособленный спор направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, при котором суду, рассматривающему дело, необходимо установить волеизъявление уполномоченного органа на предъявление заявления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу № А55-16709/2015 отменить, обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Р. Кашапов
Судьи А.Г. Иванова
В.В. Конопатов