ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17208/2021 от 28.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18855/2022

г. Казань Дело № А55-17208/2021

04 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде:

ответчика – Прошкина А.П. (доверенность от 03.03.2022),

при участии представителей в Арбитражном суде Поволжского округа:

заявителя – Барьбиной Т.В. (доверенность от 06.05.2022 № 3916),

в отсутствие:

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022

по делу № А55-17208/2021

по заявлению Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконными предписаний Государственной жилищной инспекции Самарской области, с участием третьих лиц: Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, Путинова Л.И., Тулаевой Е.В., Белоножка Е.А., Балмаева В.М., Елистратовой Л.М., Коваль Ю.С., Кокташева Д.Г., Гурьянова В.В., Кораблева С.И., Гальяновой О.Ю., Кожевниковой А.С.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными предписания Государственной жилищной инспекции по Самарской области (далее – Государственная жилищная инспекция по Самарской области, Инспекция) от 15.02.2021 №Ставр-92490, предписания от 15.07.2021 №Ставр-9788.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела №А55-17208/2021 и № А55-21403/2021 с присвоением делу единого номера - А55-17208/2021.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции к участию в деле привлечены Администрация сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, Тулаева Елена Владимировна, Белоножка Елена Анатольевна, Балмаев Владимир Михайлович, Елистратова Лариса Михайловна, Коваль Юрий Степанович, Кокташев Денис Георгиевич, Гурьянов Владимир Васильевич, Кораблев Станислав Иванович, Гальянова Оксана Юрьевна, Путинова Л.И., Кожевникова Александра Сергеевна.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2022 по делу № А55-17208/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекции Самарской области по результатам внеплановой документарной проверки Администрации выдано предписание от 15.02.2021 №Ставр-92490 об устранении выявленных нарушений с требованием: запросить у межведомственной комиссии заключение от 05.11.2020 №2; издать постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области с указанием о дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома № 1 по улице Чкалова села Подстепки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области на основании заключения от 05.11.2020 № 2. Срок устранения установлен 15.03.2021.

Также по результатам внеплановой документарной проверки администрации выдано предписание от 15.07.2021 № Ставр-97887 об устранении выявленных нарушений с требованием: запросить у межведомственной комиссии заключение от 05.11.2020 №2; издать постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области с указанием о дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома №1 по улице Чкалова села Подстепки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области на основании заключения от 05.11.2020 № 2. Срок исполнения предписания установлен 30.10.2021г.

Администрация оспорила предписания в судебном порядке.

При принятии судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующих обстоятельств.

В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Постановление №47) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Пункт 47 Постановления №47 устанавливает, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Как предусмотрено пунктом 42 Постановления № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Постановления №47.

Согласно пункту 46 Постановления №47 комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Пунктом 47(1) Постановления №47 установлено, что два экземпляра заключения, указанного в абзаце девятом пункта 47 настоящего Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.

Абзацем седьмым пункта 7 Постановления № 47 установлено, что решение о признании помещении жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 49 Постановления №47 установлено, что на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения.

Пунктом 51 Постановления №47 установлено, что соответствующий орган местного самоуправления в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.

В соответствии с пунктом 52 Постановления №47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Суды учитывали вышеприведенные нормоположения и заключили, что заинтересованным лицом в судебном порядке может быть обжаловано только итоговое решение соответствующего органа (в данном случае органа местного самоуправления), указанного в пункте 7 Постановления №47 (межведомственная комиссия к таким органам не относится), и принятое согласно пункту 47(1) Постановления №47.

Отсутствие такого решения лишает заинтересованных лиц права на обжалование результатов рассмотрения межведомственной комиссией поступившего заявления.

В отсутствии решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 Постановления № 47, отсутствуют основания полагать, что администрацией соблюден порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которому жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судами установлено, что Инспекцией была организована внеплановая проверка по факту не соблюдения органом местного самоуправления Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области требований Постановления №47, а именно о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома по адресу: Самарская область, с. Подстепки, ул. Чкалова, д. 1.

В адрес Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области направлены: копия распоряжения от 19.01.2021 № Ставр-92490 и запрос от 20.01.2021 № Ставр-92490 о представлении в Инспекцию следующих документов:

- постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.10.2019 № 7556 «О создании межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» (далее - Постановление №7556);

- документы, подтверждающие направление заключения межведомственной комиссии от 05.11.2020 № 2 «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» в орган местного самоуправления (Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области) и получения заключения органом местного самоуправления (Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области) согласно пункту 47 (1) Положения;

- решение по заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от 05.11.2020 № 2 по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, ул. Чкалова, дом №1, и распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В результате проверки установлено и зафиксировано в указанном акте, что инспекцией составлено заключение от 12.08.2020 по признанию жилого многоквартирного дома № 1 по ул. Чкалова, с. Подстепки, м.р. Ставропольский, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое 13.08.2020 исх. № 22185 направлено в адрес главы муниципального района Ставропольский и зарегистрировано в органе местного самоуправления 31.08.2020 вх.№ 10538.

В ответ на заключение Государственной жилищной инспекции Самарской области получен ответ Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.12.2020 №13254 с приложением заключения межведомственной комиссии от 05.11.2020 № 2 «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В результате изложенного в адрес Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области было выдано предписание от 15.02.2021 № Ставр-92490 с указанными нарушения пункта 49 Постановления №47 и пункта 4.2 Постановления Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области «О создании межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального района Ставропольский Самарской области №7556».

В соответствии с абзацами 1 и 4 п. 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 №150, в ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением.

Указанное в пункте 49 Постановления №47 решение на основании заключения комиссии от 05.11.2020 №2 по заключению Инспекции от 12.08.2020 по многоквартирному дому №1 по ул. Чкалова, с. Подстепки, Самарской области, Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области издано не было.

В соответствии с пунктом 4.2, 5.4 Постановления №7556, комиссия рассматривает поступившее заключение органа государственного надзора (контроля) и принимает решение (в виде заключения).

На основании полученного заключения Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области издает решение с указанием о дальнейшем использовании помещения или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, в нарушение пункта 49 Постановления №47 и пункта 5.4 Постановления №7556, органом местного самоуправления на основании заключения от 05.11.2020 № 2 решение о дальнейшем использовании помещений или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ издано не было.

В связи с этим, в адрес Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области было выдано оспариваемое предписание об установленном факте нарушения обязательных требований: отсутствует постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области с указанием о дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома № 1 по ул. Чкалова, с. Подстепки, Самарской области, на основании заключения от 05.11.2020 №2, с требованием устранить путем:

- запросить у межведомственной комиссии заключение от 05.11.2020 № 2;

- издать постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области с указанием о дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома № 1 по ул. Чкалова, с. Подстепки, Самарской области, на основании Заключения от 05.11.2020 № 2», в срок до 15.03.2021.

По результатам проверки исполнения предписания от 15.02.2021 № Ставр-92490 было выдано предписание от 15.04.2021 № Ставр-94565 с теми же требованиями на основании акта проверки.

Проверкой исполнения предписания от 15.04.2021 № Ставр-94565 было выдано предписание от 15.07.2021 № Ставр-97887 с теми же требованиями на основании акта проверки.

Суды учитывали вышеизложенное и пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемые предписания выданы в пределах полномочий Инспекции и соответствуют требованиям закона, не возлагают на заявителя обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, предписания являются исполнимыми.

Доводы заявителя, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу № А55-17208/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи С.В. Мосунов

Р.Р. Мухаметшин