ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-1728/17 от 01.02.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-29124/2017

г. Казань Дело № А55-1728/2017

02 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сабирова М.М.,

судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,

при участии представителей:

истца – Шаповалова А.С., доверенность от 12.01.2018; Васяева Д.В., доверенность от 12.01.2018,

ответчика – Рассказчиковой А.Ю., доверенность от 20.12.2017 № 10076/1,

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2017 (судья Хмелев С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Демина Е.Г., Кузнецов С.А.)

по делу № А55-1728/2017

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп» (ОГРН 1086320019609) к городскому округу Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) о взыскании 19 703 588 руб. 98 коп.,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – открытого акционерного общества «Завод по переработке твердых бытовых отходов»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (далее – Администрация) о взыскании 19 703 588 руб. 98 коп. ущерба.

Исковое заявление мотивировано причинением Обществу убытков в связи с отказом в предоставлении субсидии, осуществлением Обществом деятельности, позволяющей получить субсидии, включением в порядок предоставлении субсидии необоснованных требований, ограничением конкуренции, предоставлением субсидии единственному хозяйствующему субъекту.

Администрация в отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении требований, поскольку незаконность ненормативного правового акта, явившегося основанием для отказа в субсидии, не доказана, Общество не осуществляло деятельность по обезвреживанию отходов, не доказана причинно-следственная связь между действиями органа местного самоуправления и убытками Общества, не подтверждён размер понесённых убытков.

Определением суда от 11.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Завод по переработке твёрдых бытовых отходов».

Третье лицо в отзыве на исковое заявление просило отказать в иске, поскольку деятельность Общества не соответствовала требованиям, предусмотренным ненормативным актом о предоставлении субсидии, нарушение антимонопольного законодательства отсутствовали.

До вынесения решения по существу спора, в связи с изменением наименования, судом в качестве надлежащего ответчика по делу признано муниципальное образование в лице администрации городского округа Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2017 исковые требования удовлетворены.

Решение суда первой инстанции мотивировано установлением в рамках ранее рассмотренных арбитражных дел неправомерным включением в порядок предоставления субсидии необоснованных требований к хозяйствующим субъектам, нарушением установленным в муниципальном образовании порядком предоставления субсидии конкуренции, удовлетворением в рамках ранее рассмотренного дела аналогичных требований за предшествующий период, доказанностью материалами дела понесённых Обществом расходов.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 решение суда первой инстанции от 10.07.2017 оставлено без изменения.

В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Администрация ссылается на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено, что размер убытков Общества не подтверждён надлежащими доказательствами, Обществом не представлены доказательства, подтверждающие получение и утилизацию отходов, указанные судами судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела в связи с иным составом участвующих лиц, Обществом не представлены документы, подтверждающие право на получение субсидии.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку судами дана надлежащая оценка представленному Обществом расчёту подлежащих выплате субсидий, заявление о фальсификации доказательств не подавалось, факт выполнения работ подтверждён Обществом соответствующими доказательствами, имеется аналогичное дело по предыдущему периоду, неправомерность отказа в предоставлении субсидии подтверждена материалами дела, у Общества отсутствует обязанность по обжалованию действий Администрации.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьего лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указала на недоказанность Обществом убытков, невозможность проведения экспертизы по делу, необоснованность ссылок судебных инстанций на преюдициальность судебных актов, правомерность отказа в предоставлении субсидии.

Представители Общества в судебном заседании просили оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу. Обратили внимание на надлежащую оценку судами расчёта убытков, обоснованность выводов совокупностью доказательств по делу, отсутствием опровергающих доводы Общества доказательств, правомерность учёта судами ранее принятых судебных актов.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Администрации, отзыва Общества на кассационную жалобу, заслушав представителей сторон по делу, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.

Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 № 711-п/1 (в редакции постановления от 10.02.2014 № 400-п/1) соответствии со статьями 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Тольятти, утверждён Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твёрдых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти (далее – Порядок).

Пунктом 1 указанного постановления установлено, что к расходным обязательствам городского округа Тольятти относится предоставление субсидий на возмещение затрат по утилизации твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Как следует из пункта 3 постановления, исполнение расходных обязательств, указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется за счёт средств бюджета городского округа Тольятти в пределах объёма бюджетных ассигнований на утилизацию, предусмотренных Департаменту городского хозяйства мэрии как главному распорядителю бюджетных средств, решением о бюджете городского округа Тольятти.

Цели и размер предоставления субсидий определены пунктами 3.1, 3.2 Порядка.

Согласно Порядку (в редакции в редакции постановления от 10.02.2014 № 400-п/1) одним из условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения, является наличие у данных лиц лицензии на обезвреживание твёрдых коммунальных отходов.

Общество осуществляет деятельность по утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Общество обладает лицензией от 26.10.2011 № 63-00104 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2013 № 226 «Об установлении тарифов на услуги ООО «Эко Рециклинг Групп (городской округ Тольятти)», Обществу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 – в размере 94 руб. 01 коп. за 1 куб.м., на период с 01.07.2014 по 30.06.2014 – 95 руб. 02 коп., на период с 01.07.2015 по 30.06.2016 – 97 руб. 83 коп.

Письмом от 21.12.2014 № 168 Общество обратилось в Мэрию городского округа Тольятти с просьбой включить Общество в перечень получателей субсидий, осуществляющих деятельность по утилизации твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора на частичное финансирование (возмещение) затрат, связанных с данным видом работ, на январь - июнь 2015 года с приложением соответствующего пакета документов.

Письмом от 13.02.2015 № 1102/1 Мэрия городского округа Тольятти отказала Обществу во включении в перечень предприятий на получение субсидий, поскольку предоставленной Обществу лицензией не предусмотрен вид деятельности – обезвреживание.

Претензии Общества о возмещении убытков, причинённых отсутствием возмещения понесённых в связи с утилизацией отходов населения затрат оставлены Мэрией без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.

Удовлетворяя исковые требования Общества, судебные инстанции исходили из следующего.

Отказы Мэрии городского округа Тольятти в предоставлении субсидии на частичное финансирование (возмещение) затрат Общества мотивирован несоответствием Общества критериям, установленным вышеуказанным нормативным актом, для лиц, обладающих правом на получение субсидии.

В рамках дела № А55-22060/2013, рассмотренного Арбитражным судом Самарской области, решение которого оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, установлено, что на рынке услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в границах городского округа Тольятти представлено два хозяйствующих субъекта – Общество и третье лицо по настоящему делу.

В рамках дела № А55-22060/2013 судебные инстанции признали обоснованными выводы Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о том, что рассматриваемые действия Мэрии городского округа Тольятти, выразившиеся в принятии постановления от 30.12.2011 № 4222-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009», содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу № А55-21517/2013, оставленным силе постановлением суда кассационной инстанции, удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Самарской области к Мэрии городского округа Тольятти. Судебным актом признан недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утверждённого Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 № 711-П/1, в части: пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац второй и седьмой, в части слов – «за один календарный год», и не соответствующим пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; абзаца второго пункта 2.1 и абзаца седьмого пункта 3.3 в части слов – «или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объём твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объёма твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год», абзаца третьего пункта 2.1, в части слов – «или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объём твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% первоначального объёма образующихся твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти», абзаца восьмого пункта 3.3, в части слов – «или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объём захораниваемых твёрдых бытовых отходов и (или крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объёма поступивших на сортировку)» и несоответствующими части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункту 1 Положения «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255; абзаца шестого пункта 3.3, в части слов – «сбору, использованию, транспортировке» и не соответствующим пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункту 1 Положения «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности», утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255.

Так же обращает на себя внимание тот факт, что апелляционным судом в рамках настоящего дела установлено, что положения Порядка в части требования к потенциальным получателям субсидии о наличии специализированного оборудования по обезвреживанию и требования о предоставлении лицензии на обезвреживание твёрдых бытовых отходов нарушает требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющего большую юридическую силу, поскольку законодательство не содержит требований о необходимости обезвреживания твёрдых бытовых отходов 1 - 4 классов опасности в процессе их утилизации.

Данные выводы апелляционного суда Администрацией не опровергнуты.

Требования Общества по настоящему делу обусловлены причинением убытков в результате издания мэрией городского округа Тольятти незаконного нормативного акта (Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утверждённого Постановлением Мэрией городского округа Тольятти от 01.04.2009 № 711-П/1). Причинённый вред подлежит возмещению за счёт средств муниципального образования.

В соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьёй 1069 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что вред, причинённый юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Вопросы местного значения городского округа регулируются положениями статьи 16 Закона № 131-ФЗ.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ установлено, что организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов.

Потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых бытовых отходов – лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством (пункт 17 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ).

Как следует из пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ Общество является организацией коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона № 210-ФЗ, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и т.п.), являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) отходов, которые предоставляют указанные услуги на основании соответствующих договоров.

Статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Как указано выше, утверждённый Мэрией городского округа Тольятти порядок предоставления субсидий на возмещение спорных затрат не соответствует требованиям законодательства.

Как правомерно указано судебными инстанциями, установленные судами по делам № А55-21517/2013, А55-22060/2013 имеют преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии преюдициальности указанных судебных актов для настоящего дела противоречат положениям процессуального законодательства, поскольку участвующие в настоящем дела лица, являлись участниками вышеуказанных процессов.

На основании представленных в материалы дела доказательств судебными инстанциями установлено, что Обществом фактически оказаны услуги по утилизации отходов образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти непосредственным потребителям (управляющие организазации/ТСЖ) за период с 01.02.2014 по 31.12.2015 в размере 28 148 612 руб. 96 коп. При этом, в указанный период Обществом взималась плата лишь в размере 30% от объёма оказываемых услуг.

Судебными инстанциями проверен расчёт убытков Общества и найден правомерным.

Размер убытков Общества подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах настоящего дела.

Из совокупности представленных в материалы дела доказательств судебные инстанции пришли к выводу о доказанности Обществом причинения изданием незаконного нормативного акта убытков в размере 19 703 588 руб. 98 коп.

Доводы Администрации о недоказанности Обществом размера убытков нельзя признать обоснованными.

Из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела предлагалось проведение экспертизы, однако, Администрация отказалась от проведения экспертного исследования.

Как пояснил представитель Администрации в судебном заседании суда округа, отказ от проведения экспертизы был обусловлен не представлением Обществом достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих объём и стоимость оказанных услуг.

В то же время, результаты экспертного исследования, проводимого на основании представленных Обществом документов, и позволили бы установить объём и стоимость фактически оказанных Обществом в спорный период услуг.

Кроме того, судебная коллегия суда округа учитывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 по делу № А55-15507/2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.01.2016 и постановлением суда округа от 07.04.2016, удовлетворены исковые требования Общества к городскому округу Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти о взыскании 23 369 134 руб. 43 коп. убытков в возмещение вреда, возникшего в связи с организацией деятельности по утилизации твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению за период с 01.01.2012 по 31.01.2014, то есть за предшествующий период.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2016 № 306-ЭС15-10501 Мэрии городского округа Тольятти отказано в передаче кассационной жалобы по указанному делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Фактически доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, направлены на иную оценку доказательств по делу и переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.

При изложенных обстоятельствах правовые основания к отмене обжалованных по делу судебных актов судебной коллегией суда округа не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу № А55-1728/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.М. Сабиров

Судьи М.З. Желаева

А.В. Топоров