ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17534/20 от 20.12.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 декабря 2021 года                                                                   Дело № А55-17534/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,

с участием:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – Мичева Оксана Юрьевна (доверенность от 11.01.2021) и Бобровский Антон Иванович (доверенность от 11.01.2021),

от общества с ограниченной ответственностью "Интер-импекс" – представитель Симановских Агнесса Анатольевна (доверенность от 29.11.2021),

от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – представитель не явился, извещено,

от ООО «СтройТрест» – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2021 года по делу № А55-17534/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интер-импекс"

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,

ООО «СтройТрест»

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Интер-импекс» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ дополнений просит:

1) признать незаконным отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области № МСК-2-3-9/1057 от 08.04.2020 в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета ООО «Интер-импекс» сельскохозяйственному товаропроизводителю и организации, осуществляющей свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредиту (займам) в агропромышленном комплексе за период времени с 24.06.2017 по 05.07.2018;

2) обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору №6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Признан незаконным отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области № МСК-2-3-9/1057 от 08.04.2020 в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета ООО «Интер-импекс» сельскохозяйственному товаропроизводителю и организации, осуществляющей свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредиту (займам) в агропромышленном комплексе за период времени с 24.06.2017 по 05.07.2018.

Возложена обязанность на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору №6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

Взысканы с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интер-импекс" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Общество с ограниченной ответственностью "Интер-импекс" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебном заседании 01.12.2021 представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Интер-импекс" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

Судебное заседание 01.12.2021 определением суда отложено на 20.12.2021 на 09 час. 20 мин.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 20.12.2021 представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Интер-импекс" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 14.11.2014 между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» заключен кредитный договор № 6583кл с лимитом выдачи кредитных средств 364 000 000 рублей с целевым использованием на реконструкцию и модернизацию свинокомплекса на 6,5 тысяч тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский.

08.06.2017 между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» подписано дополнительное соглашение № 1 к кредитному договору № 6583кл от 14.11.2015, где общая сумма предоставляемых кредитных средств (лимит выдачи кредита) составил не более 6 432 481,91 долларов США, что соответствует сумме 364 000 000 руб. в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ на 08.06.2017 года за весь период кредитования.

ООО «Интер-импекс» представило в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области заявление (вх. № 464-с от 26.03.2020) на получение субсидии по кредитному договору № 6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018 в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30.

В качестве приложений к заявлению общество указало расчет размера субсидии, копии документов, подтверждающих своевременную уплату начисленных по кредиту процентов и основного долга, справку о состоянии по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, документы по строительно-монтажным работам, связанные с модернизацией свинокомплекса.

08.04.2020 в адрес ООО «Интер-импекс» поступило уведомление Министерства сельского хозяйства и продовольствия по Самарской области № МСК-2-3- 9/1057 о принятом решении об отказе по предоставлению субсидии. Причиной отказа явилось несоблюдение условий предоставления субсидии, предусмотренного абзацем десятым пункта 16 Порядка предоставления субсидии в связи с несоответствием производителя требованиям пункта 4 Порядка; в связи с предоставлением документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

С решением об отказе в предоставлении субсидии заявитель не согласен.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пп. 1, 2 п. 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) - пп.1; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации - пп. 2.

Предоставление соответствующей субсидии в 2017 и 2018 годах осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30.

В соответствии с пунктом 1 Порядка, субсидии предоставляются на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Согласно пункту 3 Порядка субсидии не предоставляются производителям, инвестиционный проект которых не прошел процедуру отбора инвестиционных проектов в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В силу положений пункта 12 Правил 1 субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) предоставляются только при условии прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена и в пункте 7 Правил.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обосновывает отказ в предоставлении субсидии № МСК-2-3-9/1057 от 08.04.2020 следующими мотивами.

26.03.2020 общество с ограниченной ответственностью «Интер-импекс» (далее - ООО «Интер-импекс») обратилось в министерство с заявлением (вход. № 464-с) о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на уплату процентов по кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл, полученному в ЗАО АКБ «ГАЗБАНК», на реконструкцию и модернизацию свинокомплекса на 6,5 тысяч тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский.

Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются производителям, инвестиционный проект которых прошел процедуру отбора инвестиционных проектов до 31.12.2016 включительно в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также производителям, реализация инвестиционных проектов, которых начата ранее 2010 года.

Пунктом 2.11 Приказа Минсельхоза России от 18.07.2013 № 285 «О порядке отбора инвестиционных проектов» определено, что при осуществлении отбора Комиссия учитывает:

а) соответствие представленных документов по инвестиционному проекту требованиям настоящего Порядка;

б) соответствие целей инвестиционного проекта приоритетным направлениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее - Постановление);

в) соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в котором реализуется инвестиционный проект;

г) соответствие сроков и других параметров представленных инвестиционных кредитов (займов) Постановлению;

д) срок окупаемости инвестиционного проекта;

е) целесообразность реализации инвестиционного проекта с учетом федерального и регионального балансов производства сельскохозяйственной продукции;

ж) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта: создание (сохранение) рабочих мест

и улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов, доступность социальной инфраструктуры семьям сельскохозяйственных товаропроизводителей;

з) экономическую эффективность инвестиционного проекта и повышение уровня финансовой устойчивости организации, реализующей указанный проект;

и) увеличение объема производства (переработки) сельскохозяйственной продукции;

к) использование сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса собственных средств для реализации инвестиционного проекта.

Так, 03.07.2015 Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия), образованной при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, был отобран инвестиционный проект ООО «Интер - импекс» по кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл, заключенному с ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» сроком на 8 лет (окончательный срок возврата кредита установлен не позднее 11.11.2022) в размере общей суммы кредитных средств не более 364 000 000,00 рублей.

В соответствии с графиком платежей по кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл, с учетом дополнительного соглашения от 08.06.2017 № 1, в соответствии с которым валюта заемных средств изменена на доллары США, общая сумма выданного кредита за период с 23.06.2017 по 04.04.2018 в переводе на рублевый эквивалент составила 376 015 784,66 рублей.

Указанная сумма заемных средств не соответствует сумме кредитного договора от 14.11.2014 № 6583 кл, прошедшего отбор по состоянию на 03.07.2015 в порядке, утвержденном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Сумма субсидии в размере 27 492 000, 31 рублей, с учетом средств федерального бюджета в размере 18 328 466, 87 рублей, рассчитана заявителем за период общей продолжительностью 1 год 12 дней, и исходя из суммы кредитных средств, превышающей 364 000 000,00 рублей.

Кроме того, управлением бюджетного планирования и финансового контроля департамента экономики и бюджетной политики АПК министерства (далее - управление) произведен анализ представленных в рамках заключенного кредитного договора от 14.11.2014 № 6583 кл документов, обосновывающих заявленный размер предоставления субсидии, в соответствии с которым сумма субсидии не совпадает с расчетной суммой.

Сравнительный анализ расчетов размера субсидии, выполненный в форме «Таблицы» и приобщенный к материалам дела», показал, что имеются случаи расхождения в связи с тем, что ООО «Интер-импекс» применяется неверный курс рубля к доллару США, установленного ЦБ РФ на дату уплату процентов по кредитному договору, а также за апрель-июнь 2018 указывается остаток ссудной задолженности по выписке с лицевого счета, но фактический расчет осуществляется исходя из меньшей ссудной задолженности, используемого для расчета, что, в свою очередь, не соответствует положениям пункта 11 Порядка.

Первоначально целью предоставления заемных средств по кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл выступала реконструкция и модернизация свинокомплекса на 3 тысячи тонн свинины в год в Самарской области, Красноармейском районе, и. Кировский.

Согласно дополнительному соглашению от 08.06.2017 № 1 к кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл, целью предоставления заемных денежных средств связано с использованием их на реконструкцию и модернизацию свинокомплекса на 6,5 тонн свинины в год в Самарской области, Красноармейском районе, п. Кировский.

По мнению заинтересованного лица, с учетом того, что вышеуказанное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью кредитного договора от 14.11.2014 № 6583 кл, усматривается изменение не только лимита предоставленных кредитных средств, но и изменение предмета кредитного договора, ранее прошедшего инвестиционный отбор.

Также, по мнению Министерства, размер субсидии по первоначальному кредитному договору, заключенному в валюте Российской Федерации, рассчитывается исходя из ставки 7,5 процента годовых. В случае привлечения заемщиком кредита в иностранной валюте, при расчете размера субсидии используется процентная ставка в размере 10,0 процента годовых (пункты 9 и 9.1 Порядка). Соответственно, размер причитающейся субсидии фактически увеличивается на 2,5 процентных пункта, что, в свою очередь, влечет дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 16 Порядка основанием для отказа в предоставлении производителю субсидии, в том числе является представление документов, указанных в пункте 14 Порядка, с нарушением сроков, установленных пунктом 14 Порядка, не соответствующих требованиям действующего законодательства и (или) содержащих недостоверную информацию, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.

ООО «Интер-импекс» в рамках подданного в министерство заявления были представлены:

1) экспертное заключение проектно-сметной документации от 07.08.2019 № 0024-19 по объекту капитального строительства «Свиноводческий комплекс по производству 6500 тонн товарной свинины с единовременным содержанием 2500 свиноматок», расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, п.Кировский;

2) разрешения на строительство, выданные министерством строительства Самарской области:

-  от 31.05.2019 № 63-515305-80-2019 на объект капитального строительства (этап): Ферма репродуктор, 2 этап строительства, со сроком действия настоящего разрешения до 31.05.2020;

-  от 19.08.2019 № 63-515305-151-2019 на объект капитального строительства (этап): Ферма откорм, 1 этап строительства, со сроком действия настоящего разрешения до 19.08.2020;

3) акты о выполненных работах и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форма КС-2, КС-3.

Согласно заявленным требованиям, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014, ООО «Интер-импекс» просит обязать министерство предоставить субсидию в размере 27 492 000, 31 руб., исходя из графика платежей по данному договору, за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

При этом частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство застройщик должен приложить к заявлению в числе прочих документов правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектную документацию, подготовленную специализированной организацией в порядке статьи 48 данного кодекса.

По мнению заинтересованного лица, представленные заявителем в соответствии с пунктом 14 Порядка документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку на момент проведения строительных работ отсутствовало разрешение на строительство/реконструкцию объектов капитального строительства: Фермы откорма и Фермы Репродукт.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Порядка субсидии предоставляются производителям при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов.

Перечень документов, предоставляемых производителем в министерство с целью получения субсидии, установлен в пункте 14 Порядка, в числе которых значится расчет размера субсидий (расчеты размера субсидий) за период, указанный в заявлении, по форме согласно приложениям 3, 3.1 к настоящему Порядку (в двух экземплярах).

Согласно названным приложениям к Порядку, руководитель и главный бухгалтер организации подтверждают факт оплаты в полном объеме процентов, начисленных в соответствии с заключенным кредитным договором (договором займа), а руководитель кредитной организации и должностное лицо кредитной организации (филиала), ответственное за проверку произведенного расчета, подтверждают правильность произведенного расчета, уплату основного долга, процентов и целевое использование кредита (займа).

Из условий кредитного договора № 6583кл от 14.11.2014, с учетом дополнительного соглашения № 1 от 08.06.2017, следует, что окончательный срок возврата кредита устанавливается не позднее - 31 октября 2022 года, в соответствии с графиком возврата кредитных средств:

31.10.2020 - 40 369 736,52 руб.;

31.01.2021 - 40 369 736,52 руб.;

30.04.2021 -40 369 736,52 руб.;

31.07.2021 - 40 369 736,52 руб.;

31.10.2021 -40 369 736,52 руб.;

31.01.2022 - 40 369 736,52 руб.;

30.04.2022 - 40 369 736,52 руб.;

31.07.2022 - 40 369 736,52 руб.;

31.10.2022 - 41 042 107,84 руб.

По мнению заинтересованного лица, на момент рассмотрения дела № А55-17534/2020 ООО «Интер-импекс» должно было произвести три платежа по погашению основного долга.

С целью соблюдения баланса интересов сторон и принципа эффективного использования бюджетных денежных средств, учитывая решение Ленинского районного суда г. Самара от 25.05.2021 по гражданскому делу № 2- 4257/2020 о взыскании, в том числе и с ООО «Интер-импекс», в пользу АО КБ «Газбанк» в лице КУ ГК «АСВ» сумм по договору займа, кредитному договору, Арбитражным судом Самарской области был направлен запрос КУ ГК «АСВ» о предоставлении сведений с приложением соответствующих документов об исполнении заявителем обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014 и дополнительному соглашению № 1 от 08.06.2017, с момента возникновения правоотношений по настоящее время.

Из поступившего от представителя конкурсного управляющего АО АКБ «ГАЗБАНК» ответа усматривается, что погашение задолженности в рамках заключенного кредитного договора производилось ООО «Интер-импекс» только в период с 24.06.2017 по 05.07.2018. Отсутствие банковских ордеров за иные периоды, а также решение Ленинского районного суда г. Самара от 25.05.2021 по гражданскому делу № 2-4257/2020, свидетельствует о неисполнении заявителем обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов за иные периоды.

На основании изложенного, министерство считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Интер-импекс» не имеется.

Между тем, суд первой инстанции верно признал выводы заинтересованного лица не обоснованными и не доказанными по следующим обстоятельствам.

Как следует из материалов дела, ООО «Интер-Импекс» является сельскохозяйственным товаропроизводителям с основным видом экономической деятельности 01.46 «Разведение свиней», которое имеет на праве собственности следующие объекты недвижимости:

1. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (расположенная по адресу: Самарская область, Красноармейский район, 1300 м от границы пос. Кировский в «В» направлении), (котельная), 89,9 кв.м., № 63:25:0000000:963,

2. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (КНС), 72,2 кв.м., №63:25:0000000:961,

3. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (площадка компостирования), 605,7 кв.м., №63:25:0000000:956,

4. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (здание откорма, корпус 1), 4027,2 кв.м., № 63:25:0000000:962,

5. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (здание откорма, корпус 2), 4054,1 кв.м., № 63:25:0000000:953,

6. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (здание откорма, корпус 3), 2208,8 кв.м., № 63:25:0000000:949,

7. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (сепараторная, КHC-2), 51,5 кв.м., № 63:25:0000000:950,

8. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (здание откорма, корпус 4), 4099,3 кв.м., №63:25:0000000:964,

9. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (Административно-бытовой корпус), 374,2 кв.м., №63:25:0000000:955,

10. ферма откорма «А» на 18 000 свиней (СБК), 168 кв.м., № 63:25:0000000:965,

11. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок, расположенные по адресу: Самарская область, Красноармейский район, 3600 м. от границы пос. Кировский в «СЗ» направлении) (Административно-бытовой корпус), 624,3 кв.м., № 63:25:0000000:958,

12. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок (котельная), 86,5 кв.м., № 63:25:0000000:951,

13. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок (здание ожидания), 6918,4 кв.м., №63:25:0000000:952,

14. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок (здание опороса), 6991,6 кв.м., № 63:25:0000000:959,

15. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок (Станция перекачки навоза), 67,6 кв.м., № 63:25:0000000:954,

16. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок (здание карантина. СБК), 1256,2 кв.м., № 63:25:0000000:960,

17. ферма по производству поросят на 4 800 свиноматок (Здание осеменения), 5406,6 кв.м., № 63:25:0000000:957.

В рамках реализации проекта по модернизации и реконструкции свинокомплекса на 6,5 тысяч тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский, принадлежащего ООО «Интер-импекс» на праве собственности, Министерством строительства Самарской области были выданы разрешения на реконструкцию ферм откорма от 19.08.2019 № 63-515305-151-2019, и ферм репродуктора № 63-515305-80-2019 от 31.05.2019 года.

Поскольку кредитные денежные средства, предоставленные по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2015, имели целевое использование, связанное с реконструкцией и модернизацией свинокомплекса в соответствии с п. 14 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30, ООО «Интер-импекс» в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области были представлены копии документов, подтверждающие целевое использование кредита (займа) по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

Согласно данному перечню документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), полученного на строительство, и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию, и (или) восстановление объектов в соответствии с подпунктами "а" - "к" пункта 5 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе к заявлению ООО «Интер-импекс» были приложены документы, подтверждающие затраты на строительно-монтажные, изыскательные, проектные работы, а также на приобретение оборудования, и разрешения на реконструкцию.

Вместе с тем, ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в частности в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно вышеуказанным сведениям о возникновении права собственности на объекты недвижимого имущества, содержащихся в выписках из ЕГРН все объекты недвижимости ООО «Интер-Импекс» уже существовали с 2009 года, и не требовали получение разрешения на строительство для проводимых работ в 2017-2018 году, поскольку согласно справкам о стоимости выполненных работ (по форме КС-2, КС-3) проводился капитальный ремонт ферм, не затрагивающий конструктивные характеристики объектов.

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; с п. 14.1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Как следует из положительного заключения экспертизы № 77-2-1-3-0059-18 от 19 марта 2019 года ООО «Центр Экспертиз», проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту «Свиноводческий комплекс по производству 6 500 тонн товарной свинины с единовременным содержанием 2 500 свиноматок» при размещении на двух существующих площадках в Самарской области, соответствуют техническим регламентам результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию к содержанию разделов проектной документации, градостроительным регламентам, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий, санитарно-эпидемиологической безопасности.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Вместе с тем, суд первой инстанции верно отметил, что получение заявителем Разрешений Министерства строительства Самарской области на реконструкцию объектов капитального строительства от 19.08.2019, от 31.05.2019 не имеет правового значения для невозможности заинтересованным лицом определить целевое использование кредитных денежных средств.

ООО «Интер-импекс» обратилось с заявлением о предоставлении субсидий за 2017- 2018 гг. на возмещение части затрат по процентам по кредитному договору в 2020 году только именно тогда, когда был собран полный комплект документов согласно перечню, указанному в приложении № 4 Порядка.

Представленные в материалы дела документы: договоры, сметы, акты выполненных работ, платежные поручения, мемориальные ордера подтверждают в полном объеме использование кредитных денежных средств по своему целевому назначению модернизация свинокомплекса.

Суд первой инстанции верно указал, что разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, выданное Министерством строительства Самарской области от 19.08.2019, 31.05.2019,  не имеет правового значения для признания представленных документов заинтересованным лицом недействительными.

ООО «Интер-импекс» приобщена к материалам дела таблица, содержащая сведения о направлении кредитных денежных средств на проведение работ с пропорциональным выражением доли субсидии.

Устный довод заинтересованного лица о нецелевом использовании кредитных денежных средств, направленных ООО «Биг Дачман» по договору № 161017/ДС от 16.10.2017, № 191017/ДС от 19.10.2017, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку кредитные денежные средства в общем размере 3 757 161,20 руб. были направлены на модернизацию систем свинокомплекса. В Градостроительном кодексе модернизация здания трактуется как совершенствование технико-экономических свойств и характеристик объекта, осуществляемое путем замены систем и конструктивных элементов объекта на более эффективные. Модернизация - это процесс изменения каких-либо объектов, придание им современных свойств, которые соответствуют требованиям времени. Процесс усовершенствования, с помощью обновления оборудования. В Письме Минфина РФ от 22.04.2010 № 03-0306/1/289 содержатся разъяснения, согласно которым при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение других новых качеств. Целью проведения модернизации являлось достижение более качественных и количественных показателей в отрасли, замена на современное оборудование и новые технологии, т.е. изменение объекта, который бы отвечал современным санитарно-гигиеническим, технологическим и экологическим требованиям.

Суд первой инстанции верно отметил, что приводимая министерством в обоснование своих доводов судебная практика по делам №А55-31227/2017, №А55-31354/2017 не относится к настоящему делу, поскольку имеет иные основания и предмет заявленных требований, связанных с возложением обязанностей осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права на вновь возведенные объекты без разрешения на строительство (реконструкцию).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что довод заинтересованного лица о том, что заявителем ООО «Интер-импекс» представлены документы, не соответствующие действующему законодательству в соответствии с абз. 13 п. 16 Порядка, в связи с тем, что строительство объекта осуществлялось в 2018 году без разрешения на строительство, является ошибочным.

Довод Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о том, что подписание ООО «Интер-импекс» с банком дополнительного соглашения на изменение валюты кредитного договора с рублей на доллары США и изменение предмета договора, не позволяют считать данный кредитный договор отобранным в соответствии с суммой кредитного договора, отраженной в протоколе от 03.04.2015 №АТ-17-51, суд первой инстанции верно признал необоснованным.

Как следует из п. 4 Порядка инвестиционные проекты, прошедшие отбор до 31 декабря 2016 года включительно в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящего Порядка и повторному отбору не подлежат.

Изменение направления целевого использования привлеченных в целях реализации инвестиционных проектов кредитов (займов), указанного при прохождении такими проектами отбора, не допускается.

14.11.2014 между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» заключен кредитный договор № 6583кл с лимитом кредитной задолженности 364 000 000 рублей с целевым использованием на реконструкцию и модернизацию свинокомплекса на 3 тысячи тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский.

08.06.2017 было подписано дополнительное соглашение № 1 к кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014, где общая сумма предоставляемых кредитных средств (лимит выдачи кредита) составил не более 6 432 481,91 долларов США, что соответствует сумме 364 000 000 руб. в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ на 08.06.2017 за весь период кредитования.

Вместе с тем, с подписанием дополнительного соглашения от 08.06.2017 целевое использование кредитных денежных средств ООО «Интер-импекс» и сумма кредитного договора не изменились.

Увеличение производительности свинокомплекса с 3 тысяч до 6,5 тысяч тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский полностью соответствует сути и цели проекта.

В соответствии с п. 9 Порядка в случае, если производителю был предоставлен кредит (заем) в иностранной валюте, субсидии предоставляются исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты процентов по кредиту (займу). При расчете размера субсидии, в том числе по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом "о" пункта 5 настоящего Порядка, используется процентная ставка по кредиту (займу), привлеченному в иностранной валюте, предельный размер которой устанавливается в размере 10,5 процента годовых от остатка ссудной задолженности по кредитному договору (договору займа), а по кредитам (займам), полученным с 1 января 2015 года, - не более 10 процентов годовых от остатка ссудной задолженности по кредитному договору (договору займа).

В пункте 9.1. Порядка указано, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, ключевой ставке или ставке по кредитам (займам) в иностранной валюте с учетом ее предельных значений, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, действующим на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае наличия дополнительного соглашения, банковского уведомления либо иного документа к кредитному договору (договору займа), связанных с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату составления соответствующего документа к кредитному договору (договору займа).

Таким образом, учитывая анализ положений п. 9 и 9.1 Порядка, имеется возможность получения субсидии по кредитным договорам, заключенным в иностранной валюте, и изменение валюты платежа по кредитному договору не влияет на признание кредитного договора производителя не прошедшим процедуру отбора.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.07.2013 N 285 утвержден Порядок отбора инвестиционных проектов (Далее - Порядок N 285), действующий на период 03.04.2015.

Согласно пункту 1.2 Порядка N 285 отбор инвестиционных проектов, представленных субъектами Российской Федерации (далее - Отбор), осуществляется в пределах средств, определенных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и направляемых на цели развития подотраслей растениеводства, животноводства и мясного скотоводства.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации создана комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия) для осуществления отбора (пункт 2.1 Порядка N 285).

По результатам отбора Комиссия формирует перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию (пункт 2.6 Порядка N 285).

Решения Комиссии по рассмотренным инвестиционным проектам оформляются протоколом заседания Комиссии (пункт 2.7 Порядка N 285).

Протокол заседания Комиссии размещается на официальном сайте Минсельхоза России в сети Интернет (пункт 2.8 Порядка N 285).

Минсельхоз России направляет субъектам Российской Федерации извещение о проведении Отбора в письменной форме, а также размещает его на официальном сайте Минсельхоза России в сети Интернет.

Согласно Протоколу Министерства сельского хозяйства РФ от 03.07.2015 № АТ-17- 5 на комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса был отобран инвестиционный проект для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору ООО «Интер-импекс» от 14.11.2014 № 6583 кл.

Срок возврата кредита сократился на 10 дней с 11 ноября 2022 года до 31 октября 2022 года.

Изменение п. 1.2. кредитного договора № 6583кл от 14.11.2014 в части изменения планового показателя производства готового продукта в год с 3 тыс. тонн свинины на 6,5 тыс. тонн свинины не влияет на целевое использование кредитных денежных средств, а наоборот предполагает достижение целей государственной программы импортозамещения и развития АПК в РФ.

Суд первой инстанции верно указал, что довод Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о том, что заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам с целью изменения валюты платежа с рублей на доллары США является недопустимым, поскольку может повлечь за собой дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет, носит субъективный характер, действующим законодательством РФ данное ограничение не предусмотрено.

К заявлению о предоставлении субсидии от 26.03.2020 ООО «Интер-импекс» приложило таблицу расчета процентов по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014 и расчет субсидий, исходя из предельной суммы лимита кредита в валюте РФ - 364 000 000 рублей.

Как предусмотрено п. 2.11. Приказа Минсельхоза России от 18.07.2013 N 285 "О порядке отбора инвестиционных проектов" при осуществлении Отбора Комиссия учитывает:

а) соответствие представленных документов по инвестиционному проекту требованиям настоящего Порядка;

б) соответствие целей инвестиционного проекта приоритетным направлениям, утвержденным Постановлением;

в) соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в котором реализуется инвестиционный проект;

г) соответствие сроков и других параметров представленных инвестиционных кредитов (займов) Постановлению;

д) срок окупаемости инвестиционного проекта;

е) целесообразность реализации инвестиционного проекта с учетом федерального и регионального балансов производства сельскохозяйственной продукции;

ж) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта: создание (сохранение) рабочих мест и улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов, доступность социальной инфраструктуры семьям сельскохозяйственных товаропроизводителей;

з) экономическую эффективность инвестиционного проекта и повышение уровня финансовой устойчивости организации, реализующей указанный проект;

и) увеличение объема производства (переработки) сельскохозяйственной продукции;

к) использование сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса собственных средств для реализации инвестиционного проекта.

Учитывая, что инвестиционный проект заявителя ООО «Интер-импекс» прошел установленную законом процедуру отбора инвестиционных проектов в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, суд первой инстанции верно указал, что у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении субсидии по указанному основанию.

Довод заинтересованного лица о правомерности отказа в предоставлении субсидии, в связи с невыполнением обязательств ООО «Интер-импекс» по погашению основного долга, суд первой инстанции верно признал не доказанным.

Как следует из п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 (ред. от 26.03.2020) "О мерах, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета" субсидии предоставляются производителям при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Субсидии предоставляются за весь срок использования кредитов (займов), полученных производителями по кредитным договорам (договорам займа), независимо от даты наступления полного погашения обязательств производителя в соответствии с кредитным договором (договором займа).

На день обращения ООО «Интер-импекс» с заявлением о предоставлении субсидии (26.03.2020) срок погашения основного долга по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014 не наступил. Согласно расчету ООО «Интер-импекс» размера субсидий, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области в целях возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту (займу), полученному в иностранной валюте ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» подтвердило уплату процентов по кредиту за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что общество правомерно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии. Заинтересованное лицо не имело законных оснований для отказа в предоставлении субсидий в полном объеме по тем причинам, которые изложены в уведомлении № МСК-2-3-9/1057 от 08.04.2020 об отказе.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к правильному выводу о том, что отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области № МСК-2-3-9/1057 от 08.04.2020 в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета ООО «Интер-импекс» сельскохозяйственному товаропроизводителю и организации, осуществляющей свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредиту (займам) в агропромышленном комплексе за период времени с 24.06.2017  по 05.07.2018  является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Требования заявителя обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору №6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018, являются предлагаемой формой устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Министерство указывает (данный довод также дублируется и в апелляционной жалобе), что требование, содержащееся в пункте 2 просительной части заявления о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью «Интер - импекс» просит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору № 6583 кл от 14.11.2014 в размере 27 492 700,31 рублей, не соответствует нормам действующего законодательства и влечет невозможное исполнения судебного акта.

Суд первой инстанции верно признал данный довод заинтересованного лица необоснованным, поскольку согласно пункту 16 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30, принятие решения о предоставлении производителю субсидии относится к полномочиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в целях предоставления субсидий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что подписание ООО «Интер-импекс» с банком дополнительного соглашения на изменение валюты кредитного договора с рублей на доллары США и изменение предмета договора, не позволяют считать данный кредитный договор отобранным в соответствии с суммой кредитного договора, отраженной в протоколе от 03.04.2015 №АТ-17-51, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.

Как следует из п. 4 Порядка инвестиционные проекты, прошедшие отбор до 31 декабря 2016 года включительно в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящего Порядка и повторному отбору не подлежат.

Изменение направления целевого использования привлеченных в целях реализации инвестиционных проектов кредитов (займов), указанного при прохождении такими проектами отбора, не допускается.

14.11.2014 между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» заключен кредитный договор № 6583кл с лимитом кредитной задолженности 364 000 000 рублей с целевым использованием на реконструкцию и модернизацию свинокомплекса на 3 тысячи тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский.

08.06.2017 было подписано дополнительное соглашение № 1 к кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014, где общая сумма предоставляемых кредитных средств (лимит выдачи кредита) составил не более 6 432 481,91 долларов США, что соответствует сумме 364 000 000 руб. в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ на 08.06.2017 года за весь период кредитования.

Вместе с тем, с подписанием дополнительного соглашения от 08.06.2017 целевое использование кредитных денежных средств ООО «Интер-импекс» и сумма кредитного договора не изменились.

В соответствии с п. 9 Порядка в случае, если производителю был предоставлен кредит (заем) в иностранной валюте, субсидии предоставляются исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты процентов по кредиту (займу). При расчете размера субсидии, в том числе по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом "о" пункта 5 настоящего Порядка, используется процентная ставка по кредиту (займу), привлеченному в иностранной валюте, предельный размер которой устанавливается в размере 10,5 процента годовых от остатка ссудной задолженности по кредитному договору (договору займа), а по кредитам (займам), полученным с 1 января 2015 года, - не более 10 процентов годовых от остатка ссудной задолженности по кредитному договору (договору займа).

В пункте 9.1. Порядка указано, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, ключевой ставке или ставке по кредитам (займам) в иностранной валюте с учетом ее предельных значений, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, действующим на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае наличия дополнительного соглашения, банковского уведомления либо иного документа к кредитному договору (договору займа), связанных с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату составления соответствующего документа к кредитному договору (договору займа).

Таким образом, учитывая анализ положений п. 9 и 9.1 Порядка, имеется возможность получения субсидии по   кредитным договорам, заключенным в иностранной валюте, и изменение валюты платежа по кредитному договору не влияет на признание кредитного договора производителя не прошедшим процедуру отбора.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.07.2013 N 285 утвержден Порядок отбора инвестиционных проектов (Далее - Порядок N 285). действующий на период 03.04.2015 года.

Согласно пункту 1.2 Порядка N 285 отбор инвестиционных проектов, представленных субъектами Российской Федерации (далее - Отбор), осуществляется в пределах средств, определенных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и направляемых на цели развития подотраслей растениеводства, животноводства и мясного скотоводства.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации создается комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия) для осуществления отбора (пункт 2.1 Порядка N 285). По результатам Отбора Комиссия формирует перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию (пункт 2.6 Порядка N 285). Решения Комиссии по рассмотренным инвестиционным проектам оформляются протоколом заседания Комиссии (пункт 2.7 Порядка N 285). Протокол заседания Комиссии размещается на официальном сайте Минсельхоза России в сети Интернет (пункт 2.8 Порядка N 285).

Минсельхоз России направляет субъектам Российской Федерации извещение о проведении Отбора в письменной форме, а также размещает его на официальном сайте Минсельхоза России в сети Интернет.

Согласно Протоколу Министерства сельского хозяйства РФ от 03.07.2015 № АТ-17-5 на комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса был отобран инвестиционный проект для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору ООО «Интер-импекс» от 14.11.2014 № 6583 кл.

Срок возврата кредита сократился на 10 дней с 11.11.2022 до 31.10.2022.

Изменение п. 1.2. кредитного договора № 6583кл от 14.11.2014 в части изменения планового показателя производства готового продукта в год с 3 тыс. тонн свинины на 6.5 тыс. тонн свинины не влияет на целевое использование кредитных денежных средств, а наоборот предполагает достижение целей государственной программы импортозамещения и развития АПК в РФ.

Довод Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о том, что заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам с целью изменения валюты платежа с рублей на доллары США является недопустимым, поскольку может повлечь за собой дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет, носит субъективный характер, действующим законодательством РФ данное ограничение не предусмотрено.

Учитывая, что инвестиционный проект заявителя ООО «Интер-импекс» прошел установленную законом процедуру отбора инвестиционных проектов в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении субсидии.

Довод апеллянта о том, что ООО «Интер-импекс» представлены документы, не соответствующие действующему законодательству в соответствии с абз. 13 п. 16 Порядка, в связи с тем, что строительство объекта осуществлялось в 2018 году без разрешения на строительство, ошибочен.

Кредитные денежные средства, предоставленные по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014 имели целевое использование, связанное с реконструкцией и модернизацией свинокомплекса на 6,5 тысяч тонн свинины в год в Самарской области Красноармейском районе п. Кировский, принадлежащему ООО «Интер-импекс» на праве собственности, в соответствии с п. 14 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 года № 30. ООО «Интер-импекс» были предоставлены копии документов, подтверждающие целевое использование кредита (займа) по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

ООО «Интер-импекс» обратилось с заявлением о предоставлении субсидий за 2017-2018 гг. на возмещение части затрат по процентам по кредитному договору в 2020 году только именно тогда, когда был собран полный комплект документов, согласно перечню, указанному в приложении № 4 Порядка.

Представленные в материалы дела документы: договоры, сметы, акты выполненных работ, платежные поручения, мемориальные ордера подтверждают в полном объеме использование кредитных денежных средств по своему целевому назначению -модернизация свинокомплекса.

ООО «Интер-импекс» приобщена к материалам дела таблица, содержащая сведения о направлении кредитных денежных средств на проведение работ с пропорциональным выражением доли субсидии.

Довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения содержащегося в резолютивной части судебного акта положения о возложении на Министерство обязанности по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО «Интер-импекс» путем предоставления субсидии суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.

Требования обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору №6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 18 328 466.87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018, являются предлагаемой формой устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Интер-импекс».

Министерство  указывает, что требование, содержащееся в пункте 2 просительной части заявления о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью «Интер-импекс» просит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору № 6583 кл от 14.11.2014 в размере 27 492 700,31 рублей, не соответствует нормам действующего законодательства и влечет невозможное исполнения судебного акта.

Суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте верно указал, что довод заинтересованного лица является необоснованным, поскольку согласно пункту 16 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30 принятие решения о предоставлении производителю субсидии относится к полномочиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в целях предоставления субсидий.

Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

         Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2021 года по делу №А55-17534/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                          В.А. Корастелев

                                                                                                                     Е.Г. Попова