ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17534/20 от 28.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-16978/2022

г. Казань Дело № А55-17534/2020

11 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя – Арзиани В.Э., доверенность от 19.04.2022, Симановских А.А., доверенность от 29.11.2021,

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – Бобровский А.М., доверенность от 10.01.2022, Насырова Р.М., доверенность от 29.03.2022

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – Долотов П.А., доверенность от 27.12.2021, Филин А.Ю., доверенность от 27.12.2021,

в отсутствие:

общества с ограниченной ответственностью «СтройТрест» – извещено надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022

по делу № А55-17534/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интер-импекс» к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ООО «СтройТрест» о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Интер-импекс» (далее – ООО «Интер-импекс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором, с учетом принятых судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дополнений, просит:

1) признать незаконным отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – Минсельхозпрод Самарской области, заинтересованное лицо) от 08.04.2020 № МСК-2-3-9/1057 в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета ООО «Интер-импекс» сельскохозяйственному товаропроизводителю и организации, осуществляющей свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредиту (займам) в агропромышленном комплексе за период времени с 24.06.2017 по 05.07.2018;

2) обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору от 14.11.2014 №6583 кл, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Общество с ограниченной ответственностью «СтройТрест» (далее - ООО «СтройТрест»), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Минсельхозпрода Самарской области от 08.04.2020 № МСК-2-3-9/1057 в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета ООО «Интер-импекс» сельскохозяйственному товаропроизводителю и организации, осуществляющей свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредиту (займам) в агропромышленном комплексе за период времени с 24.06.2017 по 05.07.2018. Возложена обязанность на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору № 6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч., за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

Взысканы с Минсельхозпрода Самарской области в пользу ООО «Интер-импекс» расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Минсельхозпрод Самарской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать ООО «Интер-импекс» в удовлетворении заявленных требований.

В своей кассационной жалобе Минсельхоз РФ просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзывах ООО «Интер-импекс», полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Отзыв на кассационные жалобы от третьего лица ООО «СтройТрест» в суд не представлен.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако ООО «СтройТрест» явку своего представителя в суд не обеспечило.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции 21.04.2022 объявлялся перерыв до 28.04.2022 до 11 часов 30 минут.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Минсельхозпрода Самарской области, Минсельхоз РФ, ООО «Интер-импекс», проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – Правила № 1063).

Пунктом 10 Правил № 1063 предусматривалось предоставление иных межбюджетных трансфертов при выполнении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 Правил 1063 направлениям и включающего требования к заемщикам, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации, и сроки их рассмотрения, которые не должны превышать 10 рабочих дней;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 Правил № 1063 направлениям.

Согласно пункту 15 Правил №1063 инвестиционные проекты, прошедшие отбор до 31.12.2016 включительно в порядке, установленном Минсельхозом РФ для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящих Правил и повторному отбору не подлежат.

Представленные заемщиком документы для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней. Уполномоченный орган вправе предоставить заемщику средства из бюджета субъекта Российской Федерации за несколько месяцев при условии представления заемщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), а также платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредиту (займу) за период, указанный в заявлении о получении средств из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за предшествующий год (пункт 16 Правил № 1063).

В целях реализации государственной программы Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 624, Правительство Самарской области постановлением от 12.02.2013 № 30 утвердило Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе ((в редакции постановления Правительства Самарской области от 31.10.2018 № 623) далее – Порядок №30).

Предоставление соответствующей субсидии в 2017 и 2018 годах осуществлялось в соответствии с Порядком № 30.

В соответствии с пунктом 4 Порядка №30 субсидии предоставляются производителям, инвестиционный проект которых прошел процедуру отбора инвестиционных проектов до 31.12.2016 включительно в порядке, установленном Минсельхозом РФ.

Как следует из материалов дела, 14.11.2014 между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» заключен кредитный договор № 6583кл с лимитом выдачи кредитных средств 364 000 000 рублей с целевым использованием на реконструкцию и модернизацию свинокомплекса на 3 тысяч тонн свинины в год в Красноармейском районе Самарской области п. Кировский.

Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия), образованной при Минсельхозе РФ, в соответствии с пунктом 15 Правил №1063 был отобран 03.07.2015 инвестиционный проект ООО «Интер - импекс» по кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл, заключенному с ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» сроком на 8 лет (окончательный срок возврата кредита установлен не позднее 11.11.2022) в размере общей суммы кредитных средств не более 364 000 000,00 рублей (протокол от 03.04.2015 №АТ-17-51).

Между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» 08.06.2017 подписано дополнительное соглашение № 1 к кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014, где общая сумма предоставляемых кредитных средств (лимит выдачи кредита) составил не более 6 432 481,91 долларов США, что соответствует сумме 364 000 000 руб. в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ на 08.06.2017 за весь период кредитования (пункт 1.1) с целевым использованием на реконструкцию и модернизацию

свинокомплекса на 6.5 тысяч тонн свинины в год в Красноармейском районе Самарской области п. Кировский (пункт 1.2), окончательный срок возврата кредита установлен не позднее 31.10.2022 ( пункт 1.4).

ООО «Интер-импекс» представило в адрес Минсельхозпрода Самарской области заявление (вх. № 464-с от 26.03.2020) на получение субсидии по кредитному договору № 6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч., за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018 в соответствии с Порядком № 30.

В качестве приложений к заявлению общество указало расчет размера субсидии, копии документов, подтверждающих своевременную уплату начисленных по кредиту процентов и основного долга, справку о состоянии по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, документы по строительно-монтажным работам, связанные с модернизацией свинокомплекса.

В адрес ООО «Интер-импекс» 08.04.2020 поступило уведомление Минсельхозпрод по Самарской области № МСК-2-3- 9/1057 о принятом решении об отказе по предоставлению субсидии.

В качестве причин отказа указано:

1) несоблюдение условий предоставления субсидии, предусмотренного абзацем десятым пункта 16 Порядка предоставления субсидии в связи с несоответствием производителя требованиям пункта 4 Порядка № 30. заключение ООО «Интер-импекс» допсоглашения на изменение валюты кредитных договоров с рублей на доллары США не позволяет считать данный кредитный договор отобранным включительно в порядке, установленном Минсельхозом РФ для предоставления субсидий;

2) в связи с предоставлением документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, а именно строительство объекта осуществлялось в 2018 году без разрешения на строительство, выданного в установленном законом порядке; предоставлены копии графика погашения кредита и уплаты процентов по нему, незаверенные кредитной организацией; предоставлены копии сметной документации, незаверенные организацией, проводившей экспертизу.

Не согласившись с решением об отказе в предоставлении субсидии, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Минсельхозпрод Самарской области указал, что в соответствии с графиком платежей по кредитному договору от 14.11.2014 № 6583 кл, с учетом дополнительного соглашения от 08.06.2017 № 1, в соответствии с которым валюта заемных средств изменена на доллары США, общая сумма выданного кредита за период с 23.06.2017 по 04.04.2018 в переводе на рублевый эквивалент составила 376 015 784,66 рублей.

Указанная сумма заемных средств не соответствует сумме кредитного договора от 14.11.2014 № 6583 кл, прошедшего отбор по состоянию на 03.07.2015 в порядке, утвержденном Минсельхозом РФ.

Сумма субсидии в размере 27 492 000,31 рублей, с учетом средств федерального бюджета в размере 18 328 466,87 рублей, рассчитана заявителем за период общей продолжительностью 1 год 12 дней, и исходя из суммы кредитных средств, превышающей 364 000 000,00 рублей.

Кроме того, управлением бюджетного планирования и финансового контроля департамента экономики и бюджетной политики АПК министерства (далее - управление) произведен анализ представленных в рамках заключенного кредитного договора от 14.11.2014 № 6583 кл документов, обосновывающих заявленный размер предоставления субсидии, в соответствии с которым сумма субсидии не совпадает с расчетной суммой.

По мнению заинтересованного лица, с учетом того, что вышеуказанное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью кредитного договора от 14.11.2014 № 6583 кл, усматривается изменение не только лимита предоставленных кредитных средств, но и изменение предмета кредитного договора, ранее прошедшего инвестиционный отбор.

Также, по мнению Минсельхозпрода Самарской области, размер субсидии по первоначальному кредитному договору, заключенному в валюте Российской Федерации, рассчитывается исходя из ставки 7,5 процента годовых. В случае привлечения заемщиком кредита в иностранной валюте, при расчете размера субсидии используется процентная ставка в размере 10,0 процента годовых (пункты 9 и 9.1 Порядка). Соответственно, размер причитающейся субсидии фактически увеличивается на 2,5 процентных пункта, что, в свою очередь, влечет дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет.

С целью соблюдения баланса интересов сторон и принципа эффективного использования бюджетных денежных средств, учитывая решение Ленинского районного суда г. Самара от 25.05.2021 по гражданскому делу № 2- 4257/2020 о взыскании, в том числе и с ООО «Интер-импекс», в пользу АО КБ «Газбанк» в лице КУ ГК «АСВ» сумм по договору займа, кредитному договору, Арбитражным судом Самарской области был направлен запрос КУ ГК «АСВ» о предоставлении сведений с приложением соответствующих документов об исполнении заявителем обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов по кредитному договору № 6583кл от 14.11.2014 и дополнительному соглашению № 1 от 08.06.2017, с момента возникновения правоотношений по настоящее время.

Из поступившего от представителя конкурсного управляющего АО АКБ «ГАЗБАНК» ответа усматривается, что погашение задолженности в рамках заключенного кредитного договора производилось ООО «Интер-импекс» только в период с 24.06.2017 по 05.07.2018. Отсутствие банковских ордеров за иные периоды, а также решение Ленинского районного суда г. Самара от 25.05.2021 по гражданскому делу № 2?4257/2020, свидетельствует о неисполнении заявителем обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов за иные периоды.

На основании изложенного, Минсельхозпрод Самарской области считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Интер-импекс» не имеется.

Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав представленные ООО «Интер-импекс» для получения субсидии в уполномоченный орган документы, указали следующее.

Представленные в материалы дела документы: договоры, сметы, акты выполненных работ, платежные поручения, мемориальные ордера подтверждают в полном объеме использование кредитных денежных средств по своему целевому назначению - модернизация свинокомплекса.

ООО «Интер-Импекс» является сельскохозяйственным товаропроизводителям с основным видом экономической деятельности 01.46 «Разведение свиней», которое имеет на праве собственности 17 объектов недвижимости (фермы откорма, фермы по производству поросят). Министерством строительства Самарской области были выданы разрешения на реконструкцию ферм откорма от 19.08.2019 № 63-515305-151-2019, и ферм репродуктора от 31.05.2019 № 63-515305-80-2019. Согласно сведениям о возникновении права собственности на объекты недвижимого имущества, содержащихся в выписках из ЕГРН, все объекты недвижимости ООО «Интер-Импекс» уже существовали с 2009 года, и не требовали получение разрешения на строительство для проводимых работ в 2017-2018 году, поскольку согласно справкам о стоимости выполненных работ (по форме КС-2, КС-3) проводился капитальный ремонт ферм, не затрагивающий конструктивные характеристики объектов.

Получение заявителем разрешений Министерства строительства Самарской области на реконструкцию объектов капитального строительства от 19.08.2019, от 31.05.2019 не имеет правового значения для невозможности заинтересованным лицом определить целевое использование кредитных денежных средств.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций указали, что довод заинтересованного лица о том, что заявителем ООО «Интер-импекс» представлены документы, не соответствующие действующему законодательству в соответствии с абзацем 13 пункта 16 Порядка, в связи с тем, что строительство объекта осуществлялось в 2018 году без разрешения на строительство, является ошибочным.

Суд кассационной инстанции выводы судов первой и апелляционной инстанций в данной части (пункт 2 оспариваемого уведомления Минсельхозпрода по Самарской области от 08.04.2020 № МСК-2-3- 9/1057 об отказе по предоставлению субсидии) считает верными, соответствующими материалам дела.

Довод Минсельхоза Самарской области о том, что подписание ООО «Интер-импекс» с банком дополнительного соглашения на изменение валюты кредитного договора с рублей на доллары США и изменение предмета договора, не позволяют считать данный кредитный договор отобранным в соответствии с суммой кредитного договора, отраженной в протоколе Минсельхоза РФ от 03.04.2015 № АТ-17-51, суды первой и апелляционной инстанций признали необоснованным, указав, что с подписанием дополнительного соглашения от 08.06.2017 целевое использование кредитных денежных средств ООО «Интер-импекс» и сумма кредитного договора не изменились, а из положений пунктов 9 и 9.1 Порядка имеется возможность получения субсидии по кредитным договорам, заключенным в иностранной валюте, и изменение валюты платежа по кредитному договору не влияет на признание кредитного договора производителя не прошедшим процедуру отбора.

А довод Минсельхоз Самарской области о том, что заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам с целью изменения валюты платежа с рублей на доллары США является недопустимым, поскольку может повлечь за собой дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет, по мнению судов нижестоящих инстанций, носит субъективный характер, действующим законодательством РФ данное ограничение не предусмотрено.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций указали, что у Минсельхоза Самарской области отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении субсидии по указанному основанию, и. признав незаконным обжалуемый отказ от 08.04.2020 № МСК-2-3-9/1057, возложили обязанность на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов в агропромышленном комплексе по кредитному договору №6583 кл от 14.11.2014, заключенному между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «ГАЗБАНК», в размере 27 492 700,31 руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 18 328 466,87 руб. за период с 24.06.2017 по 05.07.2018.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций в части незаконности пункта 1 обжалуемого отказа от 08.04.2020 № МСК-2-3-9/1057 преждевременными, сделанными без установления всех фактических обстоятельств дела и при неполном анализе действующих нормативных актов в данной сфере.

Из содержания пунктов 1.4 кредитного договора от 14.11.2014 № 6583кл и дополнительного соглашения к нему от 08.06.2017 № 1 следует, что дополнительным соглашением, кроме валюты договора, изменены сроки и суммы погашения основного долга (очередность погашения основного долга «сдвинута» с 2020 года на последующий период (предусматривался возврат 92 млн. руб. по кредитному договору от 14.11.2014 в 2020 году, а по дополнительному соглашению от 08.06.2017 № 1 в 2020 году предусматривался возврат 713400 долларов США или 40 369 736 руб. 52 коп.). Судами не дана оценка тому, изменился ли при этом расчет процентов за пользование кредитом, в том числе, в части, субсидируемой из госбюджета.

Как следует из материалов дела, дополнительное соглашение № 1 к кредитному договору от 14.11.2014 № 6583кл между ООО «Интер-импекс» и ЗАО АКБ «Газбанк» от 08.06.2017 не согласовывалось с Минсельхозом РФ и Минсельхозпродом по Самарской области (доказательства иного в обжалуемых судебных актах не приведены и в материалах дела не содержатся), и обязательность (возможность) учета этого заключенного между коммерческим банком и обществом с ограниченной ответственностью «Интер-импекс» допсоглашения для уполномоченных органов при рассмотрении вопроса о предоставлении субсидий из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ судами не обоснована, не дана оценка доводам уполномоченного орган о фактическом увеличении размера причитающейся субсидии на 2,5 процентных пункта по сравнению с первоначальным договором от 14.11.2014 № 6583кл, прошедшим отбор 03.07.2015 в Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса, образованной при Минсельхозе РФ.

Суд кассационной инстанции также считает подлежащим оценке заявленный в кассационной жалобе Минсельхоза РФ довод о применимости в данном деле правовой позиции, изложенной в пункте 33 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019), согласно которому природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.

Суд кассационной инстанции отмечает, что доказательств заключения уполномоченным органом предусмотренного пунктом 2.14 Порядка № 30 Соглашения о выплате ООО «Интер-импекс» субсидии с указанием ее размера в обжалуемых судебных актах не приведено, а также не указан нормативный акт, которым арбитражный суд уполномочен рассчитывать (определять, устанавливать) размер субсидии (в том числе, в части размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ) вместо уполномоченного органа (Минсельхозпрода по Самарской области в данном споре).

Выводы судов основаны на неполном исследовании всех значимых для дела обстоятельств и существенных для правильного рассмотрения спора доказательств, что в силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ влечет за собой отмену обжалуемых судебных актов и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу № А55-17534/2020 отменить, кассационные жалобы – удовлетворить.

Дело № А55-17534/2020 направить в Арбитражный суд Самарской области на новое рассмотрение.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Н. Ольховиков