ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17667/13 от 16.06.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12310/2013

г. Казань                                                 Дело № А55-17667/2013

17 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,

при участии представителей:

ответчика (муниципальное казенное учреждение «Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области») – Овчинниковой Г.Н., доверенность от 01.07.2014, (муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области») – Анисимовой И.В., распоряжение о приеме на работу от 19.11.2010 № 45, (муниципальное образование Алексеевский район Самарской области в лице администрации муниципального района Алексеевский Самарской области) ‑ Овчинниковой Г.Н., доверенность от 02.03.2015,

в отсутствие:

истца – извещен надлежащим образом,

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобумуниципального образования Алексеевский район Самарской области в лице администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, Самарская область, с. Алексеевка,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2014 (судья Мальцев Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)

по делу № А55-17667/2013

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агро-Перспектива», с. Алексеевка (ИНН 6377009939, ОГРН 1076377001513) к муниципальному образованию Алексеевский район Самарской области в лице администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, муниципальному казенному учреждению «Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области», Самарская область, с. Алексеевка (ИНН 6377010892, ОГРН 1096377000180), муниципальному казенному учреждению «Финансовое управление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области», Самарская область, с. Алексеевка (ИНН 6361007453, ОГРН 1026303858349) о взыскании денежных средств, с участием третьего лица – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агро-Перспектива» (далее – ООО «Агро-Перспектива», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Алексеевский район Самарской области в лице администрации муниципального района Алексеевский Самарской области (далее – администрация), муниципальному казенному учреждению «Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области» (далее – управление сельского хозяйства), муниципальному казенному учреждению «Финансовое управление администрации муниципального района Алексеевский Самарской области» (далее – финансовое управление) о взыскании ущерба в сумме 305 542 руб., причиненного невыдачей субсидии за 2011 год, и процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме 49 994,31 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министерство, третье лицо).

Как следует из материалов дела, ООО «Агро-Перспектива» обратилось в управление сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии.

Управлением сельского хозяйства 15.08.2011 было принято решение о предоставлении ООО «Агро-Перспектива» субсидии из областного бюджета в сумме 293 727 руб. и 164 328 руб. и из федерального бюджета в сумме 171 008 руб. и 305 542 руб., что отражено в протоколе № 19 заседания комиссии по субсидированию сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области.

Между тем субсидия была выдана обществу только частично, спорная сумма в размере 305 542 руб. осталась невыданной.

ООО «Агро-Перспектива», посчитав, что в результате неправомерного бездействия управления сельского хозяйства, выразившегося в невыдаче субсидии в оспариваемой сумме, ему причинен ущерб, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 были отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015, исковые требования удовлетворены частично. С администрации в пользу ООО «Агро-Перспектива» за счет казны муниципального образования Алексеевский район Самарской области взыскан ущерб в размере 198 602 руб.

С ООО «Агро-Перспектива» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3152,67 руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.

ООО «Агро-Перспектива» в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.

Управление сельского хозяйства, финансовое управление и министерство представили отзывы на кассационную жалобу, в которых  просили судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Министерство и общество явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, ходатайства не заявлены.

Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Законом Самарской области от 24.03.2009 № 41-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» (в редакции от 26.04.2011 № 30-ГД) органам местного самоуправления муниципальных районов Самарской области передано государственное полномочие «предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение минеральных удобрений».

В целях реализации указанного полномочия Правительством Самарской области принято постановление от 19.02.2010 № 71 «О мерах, направленных на реализацию переданных органам местного самоуправления на территории Самарской области отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства», которым утверждён Порядок расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных районов в Самарской области, возникающих при выполнении переданного им государственного полномочия Самарской области по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение минеральных удобрений (далее – Порядок 1).

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Постановлением администрации от 17.02.2011 № 19 утверждён Порядок предоставления в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение минеральных удобрений (далее - Порядок 2).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка 1 субсидии предоставляются органами местного самоуправления за счёт субвенций.

Согласно пункту 2 Порядка 2 субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение минеральных удобрений, предоставляются за счёт и в пределах субвенций, поступающих в местный бюджет муниципального района Алексеевский Самарской области из областного бюджета на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных районов Самарской области, возникающих при выполнении переданного им государственного полномочия Самарской области по предоставлению субсидий.

При этом сумма субсидии, подлежащая выплате получателю, в случае недостаточности средств определяется по формуле, предусмотренной в пункте 2.6 Порядка 1 и пункте 9 Порядка 2, с учётом пропорций.

Судами из представленного ответчиками в материалы дела расчёта размера подлежащего выплате обществу субсидии в случае распределения её с учётом пропорционального способа предоставления при недостаточности средств установлено, что общество могло бы получить субсидию в размере 198 602 руб. (т.3, л.д.120-121).

Суды, удовлетворяя исковые требования в части взыскания 198 602 руб., руководствовались положениями статей 15, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что неисполнение субъектом Российской Федерации в полном объеме обязательств по выплате субсидии повлекло возникновение у истца убытков в виде реального ущерба в указанной сумме.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в нарушение требований части 2 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражных судов по данному делу. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, которым судами на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу № А55-17667/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                          И.А. Хакимов

Судьи                                                                                 Р.А. Вильданов

                                                                                            Н.Ю. Мельникова