ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17696/17 от 22.01.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А. с участием:

от акционерного общества «Транснефть-Дружба» - представителя Шанталиной Ю.А. (доверенность от 16.12.2016),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представителя Фроловой О.В. (доверенность от 28.12.2017),

от третьего лица: Территориального управления Росимущества в Самарской области – представитель не явился, извещено,

            рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2018 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

            на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2017 года по делу №А55-17696/2017 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению акционерного общества «Транснефть-Дружба», г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г.Самара,

            о признании незаконными отказов,

У С Т А Н О В И Л:  

            Акционерное общество «Транснефть-Дружба» (далее - АО «Транснефть-Дружба», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) № 63/001/307/2017-7575 от 06.04.2017 и обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить регистрацию права собственности в отношении кабельной эстакады, расположенной по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п.НПС «Дружба»; № 63/001/307/2017-7509 от 06.04.2017, обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить регистрацию права собственности в отношении технологического трубопровода Д-1, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба», № 63/001/307/2017-7576 от 06.04.2017, обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить регистрацию права собственности в отношении здания склада ангара (арочного), расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены, уведомления Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственной регистрации № 63/001/307/2017-7575 от 06.04.2017, № 63/001/307/2017-7509 от 06.04.2017, № 63/001/307/2017-7576 от 06.04.2017 признаны незаконными. На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в месячный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения осуществить государственную регистрацию права собственности АО «Транснефть-Дружба» в отношении кабельной эстакады, расположенной по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п.НПС «Дружба»; технологического трубопровода Д-1, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п.НПС «Дружба»; здания склада ангара (арочного), расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба».

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что согласие собственника земельного участка с кадастровым номером 63:17:0603008:319 на возведение (строительство) на нём соответствующих объектов недвижимости в Управление не представлялось, что в совокупности с вышеизложенными обстоятельствами и обусловило принятие решений об отказе в совершении заявленных регистрационных действий.

В отзыве на апелляционную жалобу АО «Транснефть-Дружба» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Территориального управления Росимущества в Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель АО «Транснефть-Дружба» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей АО «Транснефть-Дружба», Управления Росреестра по Самарской области, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, Управление Росреестра по Самарской области в соответствии со ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в связи неустранением причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, отказало АО «Транснефть-Дружба» в осуществлении государственной регистрации права собственности, в отношении следующих объектов: кабельной эстакады, расположенной по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба» (уведомление об отказе № 63/001/307/2017-7575 от 06.04.2017), технологического трубопровода Д-1, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба» (уведомление об отказе № 63/001/307/2017-7509 от 06.04.2017), здания склада ангара (арочного), расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба» (уведомление об отказе № 63/001/307/2017-7576 от 06.04.2017).

При проведении правовой экспертизы регистрирующим органом было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0603008:319 имеет разрешенное использование «под производственной базой ЛПДС «Лопатино», которое не связано со строительством на нем вышеуказанных объектов недвижимости. При этом сам договор аренды земельного участка № 671-2002/07 от 20/08/2002 не предусматривает правомочий арендатора осуществлять строительство зданий и сооружений на указанном земельном участке, возлагая на арендатора обязанность использовать земельный участок в соответствии с «целью и условиями предоставления», «разрешенным использованием».

Однако согласие собственника земельного участка на возведение и государственную регистрацию права собственности заявителя на перечисленные выше объекты недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области не поступало.

   В соответствии со ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

   Основания, по которым осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приостанавливается, предусмотрены статьей 26 Федерального закона № 218-ФЗ. Вместе с тем на момент приостановления регистрации действовали нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ).

            В данном случае регистрирующий орган согласно уведомлениям от 27.12.2016 № 63/001/307/2017-7575, 63/001/307/2017-7509 от 06.04.2017, 63/001/307/2017-7576 приостановил государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества заявителя по следующим основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 122-ФЗ.

   В соответствии со ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

   Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

   По мнению регистрирующего органа, на момент строительства в 1999 году у АО «Транснефть-Дружба» не было прав на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества; земельный участок имеет разрешенное использование, которое не допускает строительства на нем указанных объектов недвижимости.

   Между тем регистрирующим органом не было учтено следующее.

   Как следует из материалов дела, обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:17:0603008:319, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км. восточнее п. НПС «Дружба», категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта <...> и иного специального назначения, вид разрешенного использования: под производственной базой ЛПДС «Лопатино», что подтверждается выпиской от 06.04.2017 № 99/2017/13697209 и договором аренды № 671-2002/07 от 20.08.2002.

В соответствии с градостроительным планом № RU 63007305-182, утвержденным постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области № 1001 от 05.05.2017, на указанном земельном участке находятся строения и сооружения ЛПДС «Лопатино», в том числе: здание пускового комплекса-здание ЗРУ-6КВ (инвентарный номер 36:214:001:000472970:0000), здание РВСПК-50000 № 1 с технологическим оборудованием (инвентарный номер 3-09516), здание санпропускника РСУ (АТСБ) (инвентарный номер 36:214:002:000038660:0000).

Указанные объекты принадлежат обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № 63-АБ 055322 от 24.02.2004, № 63-АЕ 091027 от 03.07.2010, № 63- АВ 262847 от 10.10.2006.

На указанном земельном участке расположены также технологический трубопровод Д-1, кабельная эстакада, здание склада ангара (арочное).

Установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства (письмо Росреестра от 24.05.2017 № 14-06470-ГЕ/17 «Об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»).

Пунктом 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.

В соответствии с техническим заключением кадастрового инженера ООО «БТИ-Гарант» М.В. Булавкина технологический трубопровод Д-1 (протяженность 13 330 м, год ввода в эксплуатацию - 2013), расположен по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км. восточнее п. НПО «Дружба», отвечает признакам недвижимых вещей, права на которые подлежат государственной регистрации, обладает самостоятельным хозяйственным назначением, может являться объектом гражданского оборота, при этом выполняет вспомогательную функцию к основному сооружению РВСПК 50000 № 1 с технологическим оборудованием и его самостоятельная эксплуатация нецелесообразна.

Согласно РД 153-39.4-113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов», утвержденному и введенному в действие приказом Минэнерго России от 24.04.2002 № 129 в состав нефтеперекачивающих станций входят: резервуарный парк, подпорная насосная, узел учета, магистральная насосная, узел регулирования давления, фильтры-грязеуловители, узлы с предохранительными устройствами, а также технологические трубопроводы (п.7.1.1 РД и п.7.1 приложения Б).

Исходя из п.7.2.12 РД 153-39.4-113-01 схемы технологических трубопроводов резервуарных парков должны обеспечивать опорожнение резервуаров, коллекторов резервуарного парка и подпорной насосной с помощью подпорных или зачистных насосов, а также предусматривать проектные решения, исключающие попадание газовоздушных пробок из подводящих трубопроводов в резервуары, оснащенные плавающими крышами или понтонами.

На территории НПС, в том числе на территории резервуарного парка, прокладка технологических нефтепроводов должна быть подземной (п.7.3.3), что обеспечивает прочную связь объекта с землей.

Технологический трубопровод Д-1 на ЛПДС «Лопатино» обеспечивает прием в резервуар РВСПК 50000 №1 и откачку из него нефти, предназначен для обслуживания и эксплуатации основного объекта, при этом не составляет с ним сложную вещь (по смыслу ст.134 ГК РФ) и является самостоятельным объектом недвижимого имущества, что подтверждается технологической схемой ЛПДС «Лопатино» и приказом ОАО МН «Дружба» №2 279 от 03.03.2010 «О вводе в эксплуатацию объекта «Строительство РВСПК-50000 №1 РП «Лопатино».

Согласно техническому заключению кадастрового инженера ООО «БТИ-Гарант» М.В. Булавкина кабельная эстакада (протяженность 2890 м, год ввода в эксплуатацию -2015), расположена по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км. восточнее п. НПС «Дружба», отвечает признакам недвижимых вещей, права на которые подлежат государственной регистрации, обладает самостоятельным хозяйственным назначением, может являться объектом гражданского оборота, при этом выполняет вспомогательную функцию к основному сооружению - зданию пускового комплекса-зданию ЗРУ-6КВ.

Исходя из РД 153-39.4-113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов», утвержденному и введенному в действие приказом Минэнерго России от 24.04.2002 № 129 в состав нефтеперекачивающих станций входят устройства электроснабжения перекачивающих станций (в том числе, воздушные и кабельные линии и сети электроснабжения, закрытые распредустройства) (п.7.1 приложения Б).

В соответствии с п.6.4.1.2 РД-29.020.00-КТН-027-17 в составе питающих ВЛ и гибких токопроводов техническому обслуживанию и ремонту подлежат следующие элементы: фундаменты и подножники опор, железобетонные и металлические опоры и их элементы, провода, изоляторы, линейная арматура, кабельные вставки (перемычки), установленные на опорах коммутационные и защитные аппараты, устройства заземления и молниезащиты, что подтверждает прочную связь объекта с землей.

Согласно паспорту кабельной линии 6кВ указанная кабельная линия обеспечивает передачу электрической энергии от источника электроснабжения (ЗРУ -6кВ) к потребителю (электродвигателю 5000 кВТ № 1), а, следовательно, обеспечивает вспомогательную функцию, предназначена для эксплуатации основного объекта.

В соответствии с техническим заключением кадастрового инженера ООО «БТИ-Гарант» М.В. Булавкина здание склада ангара (арочное) - нежилое здание площадью 434,9 кв.м, год ввода в эксплуатацию -1999), расположено по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км. восточнее п. НПС «Дружба», отвечает признакам недвижимых вещей, права на которые подлежат государственной регистрации, обладает самостоятельным хозяйственным назначением, может являться объектом гражданского оборота, при этом выполняет вспомогательную функцию к основному сооружению - зданию Санпропускника РСУ (АТСБ).

В силу РД 153-39.4-113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов», утвержденному и введенному в действие приказом Минэнерго России от 24.04.2002 № 129 в состав нефтеперекачивающих станций входят вспомогательные объекты (базы производственного обслуживания, базы технического обеспечения и комплектации оборудования и т.п.) (п.10 приложения Б).

Пунктами 20.1, 20.7 указанного руководящего документа предусмотрено обеспечение санитарно-гигиенических условий труда обслуживающего персонала нефтеперекачивающей станции согласно действующих норм и стандартов ССБТ, в том числе наличие санитарно- бытовых помещений и сооружений.

Санитарно-бытовое обслуживание рабочих является частью комплекса мер по охране труда. Оно должно обеспечивать защиту кожных и слизистых покровов человека от действия вредных производственных факторов в течение смены и прекращать их действие после ее окончания. Этими основными требованиями определяется набор и состав санитарно-бытовых помещений и устройств на НПС.

В соответствии с п.8.1 СНиП 31-05-2003 «Общественные здания и здания административного назначения» при проектировании и строительстве зданий должны быть предусмотрены установленные настоящими нормами и правилами меры, обеспечивающие выполнение санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья людей и окружающей природной среды.

Указанным СНиП предусмотрено наличие помещений социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживающего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.

К санитарно-бытовым помещениям относятся: гардеробные; душевые; умывальные; туалеты; помещения для отдыха в рабочее время; помещения для стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезвреживания специальной одежды и обуви.

В соответствии с п.2.5 СНиП 2.09.04-87 санитарно-бытовые помещения для работающих, занятых непосредственно на производстве, должны проектироваться в зависимости от групп производственных процессов. Группа производственных процессов определяется в зависимости от класса опасности загрязняющих веществ, степени загрязнения и объема (площади) загрязнения (например, только руки, или тело и спецодежда).

При этом согласно п.2.12 указанного СНиП в случаях, когда чистка или обезвреживание спецодежды должны производиться после каждой смены, вместо гардеробных следует предусматривать раздаточные спецодежды.

Здание склада (ангара) в непосредственной близости к санпропускнику, обеспечивает возможность хранения и выдачи персоналу спецодежды, выполняет вспомогательную функцию по отношению к основному зданию, но при этом его можно идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

В части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.

Аналогичные указания изложены в подпункте 2 пункта 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 № 113.

По смыслу норм действующего законодательства, под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).

ГрК РФ не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.

Все перечисленные выше вспомогательные и основные объекты недвижимости находятся на одном земельном участке с кадастровым номером 63:17:0603008:319, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба», что подтверждается техническими заключениями кадастрового инженера, представленными для регистрации.

Указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду по договору № 671- 2002/07 от 20.08.2002, которым определен порядок пользования земельным участком (для производственной базы ЛПДС «Лопатино»). При этом запрет на возведение строений и сооружений вспомогательного типа без согласия арендодателя в договоре отсутствует.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ).

Таким образом, обществом были представлены в регистрирующий орган все предусмотренные законодательством документы, определяющие статус объектов недвижимости как вспомогательных и подтверждающие право общества на земельный участок, позволяющие произвести государственную регистрацию.

Согласно ст.130, 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Возникновение право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, в том числе, кабельной эстакады, расположенной по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба»; технологического трубопровода Д-1, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба»; здания склада ангара (арочного), расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 1 км восточнее п. НПС «Дружба», предусмотрено ст.219 ГК РФ.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным или иными федеральными законами.

Учитывая тот факт, что истцом был представлен полный пакет документов для государственной регистрации, основания для отказа в осуществлении регистрационных действий отсутствовали.

Арбитражный суд первой инстанции на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав от 11.04.2017 № 63/001/324/2016-3107 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) восстановление права лица, нарушенного решением, требует возложения на этот орган обязанности совершения определенных действий. Следовательно, для устранения допущенных нарушений прав общества необходимо обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить регистрацию права собственности на вышеуказанные вспомогательные сооружения.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0603008:319, предоставленный обществу Российской Федерацией по договору аренды № 671-2002/07от 20.08.2002, не предназначен для строительства, поскольку имеет вид разрешенного использования «под производственную базу ЛПДС «Лопатино», а следовательно, спорные объекты являются самовольной постройкой, подлежит отклонению.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540, (далее - Классификатор) содержит вид разрешенного использования 7.5 «трубопроводный транспорт» и описание данного вида разрешенного использования: «размещение нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации названных трубопроводов». Примечанием 2 к данному приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта, если федеральным законом не установлено иное.

При этом согласно позиции Минэкономразвития РФ (письмо Минэкономразвития России от 25.06.2015 № Д23и-3051, п.62 ответов Минэкономразвития РФ на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») исходя из подп.7 п.5 ст.27 ЗК РФ понятие «размещение» подразумевает собой строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства.

Согласно ч.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии с п.1.2 «Правил охраны магистральных трубопроводов» (утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9) в состав трубопроводов входят, в том числе, трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов.

Все здания и сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0603008:319, используются в производственной деятельности ЛПДС «Лопатино», входят в ее инфраструктуру, составляют единый комплекс станции, связанный технологическим и производственным процессом по обеспечению транспортировки, сдачи, наливу и хранению нефти и нефтепродуктов и включены в единый охраняемый периметр.

Спорные объекты (технологический трубопровод Д-1, кабельная эстакада, здание склада ангара (арочное)) являются вспомогательными сооружениями по отношению к объектам недвижимости (здание ЗРУ-6КВ, РВСПК-50000 № 1 с технологическим оборудованием, санпропускник РСУ (АТСБ)), принадлежащим обществу на праве собственности, и входят в состав ЛПДС «Лопатино», что подтверждается документами, представленными в материалы дела.

При таких обстоятельствах вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:17:0603008:319 допускает размещение (строительство, эксплуатацию) объектов недвижимости, необходимых в производственной деятельности ЛПДС «Лопатино».

На основании изложенного, а также учитывая, что согласно п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется, довод Управления Росреестра о неприменении судом норм п.1 ст.222, п.2 ст.260 ГК РФ, ст.42 ЗК РФ не может быть принят.

Ссылка Управления Росреестра по Самарской области на то, что принятие решения об отказе в совершении заявленных регистрационных действий обусловлено также отсутствием согласия собственника земельного участка с кадастровым номером 63:17:0603008:319 на возведение (строительство) на нем соответствующих объектов недвижимости, несостоятельна.

Согласно ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК, за исключением прав, установленных подп.2 п.2 указанной статьи. Следовательно, арендатор в соответствии в подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Земельный участок с кадастровым номером 63:17:0603008:319 был предоставлен обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования по договору аренды земельного участка № 671-2002/07 от 20.08.2002 (имеется в материалах дела). Пунктом 1.1 указанного договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется «для производственной базы ЛПДС «Лопатино», при этом запрет на возведение строений и сооружений вспомогательного типа без согласия арендодателя в договоре отсутствует.

Пунктом 1 ст.263 ГК РФ предусмотрено право (не обязанность) собственника земельного участка разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. При этом в соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ).

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.

На основании изложенного решение суда от 09 октября 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.

   Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росреестра по Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2017 года по делу №А55-17696/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.       

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                     В.Е. Кувшинов  

                                                                                                                В.В. Кузнецов