ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-17698/2022 от 01.08.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-5999/2023

г. Казань Дело № А55-17698/2022

02 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,

судей Савкиной М.А., Желаевой М.З.,

при участии представителя:

Министерства здравоохранения Самарской области – Шамилиной Е.Ю., доверенность от 30.01.2023 № 3,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального медико-биологического агентства, Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» Федерального медико-биологического агентства» и Министерства здравоохранения Самарской области

на определение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023

по делу № А55-17698/2022

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр» Сергиевские минеральные воды» Федерального медико-биологического агентства» об установлении факта, имеющего юридическое значение: признать курорт общесоюзного значения «Сергиевские минеральные воды» курортом федерального значения в границах установленных постановлением Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 28.02.1978 № 8-68 «Об установлении границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские Минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края»,

заинтересованные лица: Правительство Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Правительство Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003), Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области (ОГРН 1056381016394), Министерство здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1127746460896), Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385), Министерство туризма Самарской области (ОГРН 1226300030736), Федеральное агентство по туризму (ОГРН 1057746091369), Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047703033300),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» Федерального медико-биологического агентства» обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: о признании курорта общесоюзного значения «Сергиевские минеральные воды» курортом федерального значения в границах установленных постановлением Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 28.02.1978 № 8-68 «Об установлении границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские Минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края».

Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023, заявление оставлено без рассмотрения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» Федерального медико-биологического агентства» и Министерство здравоохранения Самарской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.

Проверив законность обжалуемых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ) при рассмотрении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отменены.

В соответствии со статьей 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Главой 27 АПК РФ регламентировано рассмотрение арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Согласно пункту 1 статье 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суду при рассмотрении заявления необходимо установить: не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду.

В соответствии с частью 3 статьи 217 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, мотивировано отсутствием у курорта «Сергиевские минеральные воды» общесоюзного значения юридически установленного статуса курорта федерального значения, что препятствует в осуществлении прав по корректировке границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны и вступления курорта «Сергиевские минеральные воды» в экспериментальную программу по развитию курортной инфраструктуры.

Оценив приведенные в обоснование заявленных требований обстоятельства, суды установили, что требование заявителя, сформулированное, как заявление об установлении юридического факта, по существу связано с установлением границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны и внесения их в ЕГРН, чтобы в последующем войти в экспериментальную программу по развитию курортной инфраструктуры, то есть с разрешением вопросов права, а не факта.

При этом, как указали суды, из содержания заявления следует, что именно посредством обращения к особому производству заявитель желает обойти предполагаемые трудности в установлении границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны и внесения их в ЕГРН.

В силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.

Между тем, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что указанный вопрос подлежит рассмотрению в порядке иных процедур и не может быть рассмотрен в рамках особого производства.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая, что рассмотрение заявления связано с разрешением спора о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства либо в порядке оспаривания решений, действий, бездействия государственных органов, предусмотренном главой 24 АПК РФ, суды сочли, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение подлежит оставлению без рассмотрения.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 26-ФЗ курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1426 утверждено Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения (далее - Положение), которым урегулированы отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения курортом федерального значения признается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями, и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (далее - Положение).

Положением (пункты 7, 8) установлены перечень документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании которых территория признается курортом федерального значения, а также порядок признания территорий курортами федерального значения, предусматривающий рассмотрение представленных документов межведомственным экспертным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, внесение на основании заключения этого совета Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложений о признании курорта курортом федерального значения, согласованных с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России.

Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о том, что Федеральным законом № 26-ФЗ, Положением предусмотрен иной внесудебный порядок установления факта (признания территории курортом федерального значения), у заявителя имеется возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт, что свидетельствует об отсутствии у Заявителя права на обращение в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 219 АПК РФ).

При этом, как следует из материалов дела, сведения об обращении заявителя за установлением факта (признания территории курортом федерального значения) в материалы дела заявителем не представлены.

Более того, заявителем не приведена ссылка на нормативные правовые акты, обязывающие арбитражный суд в данной ситуации установить юридический факт, выяснение вопроса о границах и месте фактического нахождения земельных участков либо их наложении в рамках особого производства законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, обоснованно оставлено судами без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Доводы подателей жалоб об обратном основаны на неверном толковании норм процессуального права, направлены на переоценку доказательств, по своей сути, сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, опровергали бы выводы судов, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по делу № А55-17698/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Г. Гильманова

Судьи М.А. Савкина

М.З. Желаева