ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-18414/18 от 30.05.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-46939/2019

г. Казань                                                 Дело № А55-18414/2018

06 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2019 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителей:

департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО1, доверенность от 18.12.2018,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО2, доверенность от 29.12.2018,

общества с ограниченной ответственностью «База» - ФИО3, доверенность от 11.02.2019,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019

по делу № А55-18414/2018

по заявлению департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Самарской области, общества с ограниченной ответственностью «База»,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по Самарской области), в котором просил:

- признать незаконным отказ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г. Самара (далее - ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) от 23.04.2018 № 63-0-1-141/3201/2018-145 в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570 в связи с уточнением его границ;

- обязать по ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области внести сведения в государственный кадастровый учет о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0204001:570 площадью 7811 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Волжский склон вдоль дороги на Студеный овраг в границах, определенных следующими координатами:

Обозначение характерных

X

Y

точек границы

1

10053.57

6302.35

16

9998.70

6282.38

15

9976.71

6302.96

14

9961.06

6316.02

Н3

9974.73

6333.22

Н5

10002.02

6396.93

Н2

10012.23

6420.82

H1

10019.46

6432.52

13

10020.83

6433.41

12

10041.97

6393.26

11

10015.05

6382.17

10

10029.08

6363.75

9

10069.11

6380.57

8

10071.71

6374.32

7

10032.39

6357.92

6

10037.71

6343.95

5

10077.70

6359.90

4

10079.41

6355.81

3

10085.04

6339.80

2

10044.48

6326.03

1

10053.57

6302.35

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью «База» (далее – общество «База»).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019, заявленные требования к Управлению Росреестра по Самарской области удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом суда первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Информация о принятии кассационных жалоб к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании 23.05.2019 объявлен перерыв до 30.05.2019 13 часов 40 минут, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Департамента возражал относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.

В силу части 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание по рассмотрению кассационных жалоб лиц, участвующих в деле, не является препятствием для их рассмотрения.

Как следует из материалов дела, 03.08.1998 между Департаментом и обществом «База» заключен договор аренды земельного участка № 31620 (в настоящее время договор аренды № 017263з, далее - Договор), на основании которого с 13.04.1998 и по настоящее время у общества «База» на праве аренды находится земельный участок с кадастровым номером 63:01:0204001:570, площадью 15 880,80 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район. Волжский склон вдоль дороги на Студеный овраг.

20 февраля 2015 г. дополнительным соглашением к названному договору внесены изменения в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570, в связи с чем площадь земельного участка, арендуемая обществом «База», уменьшилась до 7811 кв.м.

В связи с уточнением границ земельного участка кадастровым инженером АО «ВолгоНИИгипрозем» ФИО4 был изготовлен межевой план от 07.12.2017 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570.

8 декабря 2017 г. Департамент издал распоряжение № 1326, которым постановил внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570 площадью 15 881 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, г. Самара, Кировский район, Волжский склон вдоль дороги на Студеный овраг с видом разрешенного использования «турбаза», который согласно прилагаемому межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО4, после уточнения местоположения границ и площади составил 7811 кв.м.

16 января 2018 г. Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570 в связи с уточнением его границ, представив вышеуказанный межевой план земельного участка и другие необходимые документы.

22 января 2018 г. регистрирующий орган приостановил осуществление государственного кадастрового учета до 22.04.2018 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Уведомлением от 23.04.2018 № 63-0-1-141/3201/2018-145 Управление Россрестра по Самарской области отказало в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570 с уточненными границами, мотивируя свой отказ тем, что представленный межевой план по форме и (или) содержанию не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме этого, в уведомлении об отказе Управление Росреестра по Самарской области указало на то, что представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям пункта 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, поскольку границы и конфигурация первоначального земельного участка отличаются от границ и конфигурации земельного участка, представленного в межевом плане.

В обоснование своих доводов Управление Росреестра по Самарской области сослалось на распоряжение Департамента от 06.07.2016 № 684, которым была признана недействительной утвержденная распоряжением Департамента от 08.08.2015 № 321 схема расположения земельного участка, а также указано, что к межевому плану не приложено решение об утверждении действующей схемы земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены в статье 26 Закона № 218-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

В статье 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.

Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0204001:570, площадью 15 880 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - турбаза, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Волжский склон вдоль дороги на Студеный овраг, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости является ранее учтенным. Дата постановки участка на государственный кадастровый учет - 03.12.2005. Границы земельного участка не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В реестре прав отсутствуют актуальные сведения о правообладателях земельного участка.

Пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 6 статьи, и в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки) прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляется в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.8 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что раздел земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570, площадью 15 880 кв.м, в установленном законом порядке не производился, между тем, из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570, площадью 15 880 кв.м, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:0202001 распоряжением Департамента от 08.08.2015 № 321 образован земельный участок площадью 7811 кв.м., из которой также не следует, что схема утверждается в связи с разделом земельного участка.

В последующем схема расположения земельного участка, утвержденная распоряжением Департамента от 08.08.2015 № 321 в части уточнения графического материала была признана недействительной распоряжением Департамента от 06.07.2016 № 684; признана действующей схема, приложенная к распоряжению Департамента от 06.07.2016 № 684. При этом площадь земельного участка указанная в распоряжении Департамента от 08.08.2015 № 321 и равная 7811,00 кв.м. не менялась.

Распоряжением Департамента от 08.12.2017 № 1326 принято решение о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570 площадью 15 880 кв.м, на основании межевого плана от 07.12.2017, подготовленного кадастровым инженером ФИО4

При этом из межевого плана, пояснений кадастрового инженера к межевому плану, других материалов дела следует, и в суде кассационной инстанции представителем общества «База» подтверждено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570, площадью 15 880 кв.м, образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0204001:632 площадью 1058,4 кв.м., 63:01:0204001:633 площадью 1031,4 кв.м., 63:01:0204001:634, 63:01:0204001: 647 площадью 654 кв.м.

По утверждению представителя общества «База», это не единственные участки, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570, площадью 15 880 ,00 кв.м, предоставленного обществу ранее в аренду, имеются и иные земельные участки, которые сформированы под индивидуальными жилыми домами, поскольку иной возможности привести в порядок границы земельного участка не представлялось возможным.

При этом, суды не дали оценки доводом Управления о том, что при уточнении границ не требуется подготовка схемы расположения земельного участка с учетом следующих норм.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В пункте 2 названной статьи указано, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Между тем как следует из представленных документов, в том числе межевого плана, целью подготовки схемы расположения земельного участка является не раздел земельного участка, а проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка в межевом плане мотивирована кадастровым инженером отсутствием в Государственный кадастр недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0204001:570 площадью 7811 кв.м, со ссылкой на то, что изменились конфигурация и площадь земельного участка, который ранее имел площадь 15 880 кв.м.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

В соответствии с пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана (утв. Приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 № 921), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.

В рассматриваемом случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

Как следует из разделов «Исходные данные» и «Заключение кадастрового инженера» местоположение границ учитываемого земельного участка определялось на основании плана границ земельного участка к договору аренды от 03.08.1998 № 31620, имеющий приложение в виде графического плана.

Вместе с тем, конфигурация учитываемого земельного участка на плане отличается от конфигурации, представленной в межевом плане по заявлению, даже с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0204001:632, 63:01:0204001:633, 63:01:0204001:634, 63:01:0204001: 647.

Из изложенного следует, что представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ и отказ Департаменту во внесении изменений в государственный кадастровый учет является правомерным.

Кроме этого, согласно пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных указанным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В силу пунктов 4 - 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, в том числе и общества, не отрицали, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0204001:570 площадью 7811 кв.м, образованный в результате утверждения схемы и уточнения границ земельного участка не соответствует требованиям к его конфигурации, расположению и площади, установленными на момент отвода, что это приводит вклиниванию, изломанности границ, мотивировав данное обстоятельство необходимостью формирования земельных участков под индивидуальными домами, о чем свидетельствуют, в том числе поставленные на кадастровый учет в пределах указанного участка участки с кадастровыми номерами 63:01:0204001:632, 63:01:0204001:633, 63:01:0204001:634, 63:01:0204001: 647.

При таких обстоятельствах суд округа считает, что судам первой и апелляционной инстанций надлежало дать оценку утвержденной Департаментом схеме образуемого земельного участка, на ее соответствие форме, формату и требованиям к ее подготовке.

Между тем суды первой и апелляционной инстанций уклонились от такой оценки, данное обстоятельство оставили без внимания.

Судом первой инстанции был признан несостоятельным довод Управления Росреестра по Самарской области, основанный на Правилах застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 (далее - Правила), о том, что в межевом плане земельный участок с кадастровым номером 63:01:0204001:570 расположен в территориальной зоне Р-3, в то время как согласно этим Правилам установлены территориальные зоны для участков, расположенных на землях иных категорий Самарского лесничества, а именно Р1-Р5, кроме того, вид разрешенного использования «турбаза» отсутствует среди основных видов разрешенногоиспользования в данной территориальной зоне.

Между тем указанный довод подлежит оценке при новом рассмотрении с учетом части 2, 4 статьи 37 ГрК РФ, Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

В соответствии с пунктом 51 приложения № 2 к названному Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются на основании, в том числе:

- градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок;

- акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории;

- вступившего в законную силу судебного акта.

Согласно частям 2, 4 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

При таких обстоятельствах намерение истца и общества направленное на формирование земельного участка в иных границах в обход процедур, предусмотренных действующим законодательством, не может служить правовым основанием для уточнения границ существующего земельного участка.

Поскольку для принятия по делу правильных судебных актов требуется дополнительное исследование фактических обстоятельств спора и оценка доказательств, которые оставлены судами без внимания, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, дать оценку оспариваемому действию на предмет наличия (или отсутствия) на стороне ответчика неисполненной обязанности по формированию спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства, а также проверить, не направлены ли заявленные обществом требования об уточнении границ участка «под турбазу» на обход существующей процедуры при наличии утвержденной документации по планировки территории.

Ссылку территориального управления на уменьшение площади исходных земельных участков в результате уточнения их границ следует отклонить.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 по делу № А55-18414/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               С.Ю. Муравьев

                                                                                          А.Ф. Фатхутдинова