АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-33459/2018
г. Казань Дело № А55-19516/2017
20 июня 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика – ФИО1, доверенность от 15.05.2018,
в отсутствие:
заявителя – извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Тяжмаш»
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу № А55-19516/2017
по заявлению акционерного общества «Тяжмаш» (ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании незаконными требований,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Тяжмаш» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее – инспекция) от 26.06.2017 № 08-36/05135, 08-36/05136, 08-36/05140, 08-36/05141, 08-36/05142, 08-36/05143 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Инспекцией 26.06.2017 в адрес заявителя направлены запросы № 08-36/05135, 08-36/05136, 08-36/05140, 08-36/05141, 08-36/05142, 08-36/05143 о предоставлении документов и информации.
Согласно оспариваемым запросам представлению подлежали следующие документы:
- документы, (фактуры, чеки) на основании которых осуществлялось списание денежных средств со счетов № USD3512831304, ШБ2100062455 (с указанием даты операции и суммы проводимой операции);
- табель учета рабочего времени сотрудников филиала за отчетный период;
- сводная ведомость о выдаче заработной платы сотрудникам филиала за отчетный период;
- документы (фактуры, чеки) подтверждающие расходы по выплате денежных средств из кассы;
- штатное расписание представительства за 1, 2, 3 кварталы 2016 года;
- приказы о приеме на работу, трудовые договоры (или иные равнозначные документы) сотрудников в представительстве за 1, 2, 3 кварталы 2016 года;
- положение о филиале в Республике Эквадор;
- приказ о приеме на работу, трудовой договор (или иной равнозначный документ) руководителя и финансового директора филиала;
- приказ о приеме на работу, трудовой договор (или иной равнозначный документ) Аниты Боррига и Азата ФИО2 в филиал;
- приказ о приеме на работу, трудовой договор (или иной документ равнозначный документ) Маргариты Альварадо, Л-ны Плейтес, Алла Наварро, Исмаэля Риверы,Луиса Портийно, Луис Круз., Хосе Кампос, Хосе Диас, Венди Лопес, ФИО3, ФИО4 Рекеньо, Ное Морено, ФИО5, Кристиана Ороско, Роландо Паса, Инрид Л-ны Самоя, Вильяма Сандовала, Кармен ван Дам в филиале АО «Тяжмаш» в Республике Эль-Сальвадор;
- документы, подтверждающие резидентство сотрудников филиала;
- документ, на основании которого 25.04.2016 произведено списание со счета № VND0301002926571 в сумме 3,250,000.00 VND по операции «Денежные операции снятия чека До Тхуи Донг»;
- документ, на основании которого 01.06.2016 произведено списание со счета № VND0301002926571 в сумме 3,500,000.00 VND по операции «До Тхун Зыонг ib 013069182 12.10.2011 са tp Hanoi rut sec so ax 160022 GD ТIЕN МАТ».
Полгая, что указанные требования (запросы) являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые требования не содержат информации о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской федерации, в рамках каких проводимых мероприятий валютного контроля необходимо представить документы, а также цели и задачи проводимой поверки.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных положениями Закона № 173-ФЗ.
В целях осуществления валютного контроля уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны представлять уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ (пункт 2 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 98).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ налоговый орган как орган валютного контроля и его должностные лица в пределах своей компетенции имеют право, в частности, запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что обязанность резидента и нерезидента представить агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию считается исполненной, если резидент или нерезидент представил агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию, указанные в запросе (дополнительном запросе), в полном объеме и в срок, установленный агентом валютного контроля.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденного Приказом Минфина России от 04.10.2011 № 123н (далее – Административный регламент), налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Согласно пункту 25 Административного регламента в целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.
В силу части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Таким образом, законодательством установлен порядок представления документов, подтверждающих соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, по запросу налогового органа.
Обществом в налоговый орган были представлены отчеты за I, II и III кварталы 2016 года.
Однако, как указывает налоговый орган, из представленных с отчетами документов не представлялась возможность установить, какие именно были совершены операции. Обществом представлены выписки из счета - сводные данные по чекам, из которых следовало, что имело место снятие денежных средств по чекам, однако соответствуют ли данные операции критериям, установленным статьей 12 Закона № 173-ФЗ, информация отсутствовала.
Поэтому инспекцией у общества были запрошены вышеуказанные документы, подтверждающие совершение конкретных валютных операций и их соответствие Закону № 173-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемые запросы не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 по делу № А55-19516/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Тяжмаш» – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Тяжмаш» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 19.03.2018 № 01205.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи О.В. Логинов
Р.Р. Мухаметшин