ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-1968/18 от 26.02.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-41644/2018

г. Казань                                                 Дело № А55-1968/2018

27 февраля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2019 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Халк» - ФИО1, доверенность от 20.02.2019,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018

по делу № А55-1968/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Халк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации городского округа Тольятти о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 04.12.2017 № 1550/2,3 и обязании, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Халк» (далее – заявитель, общество «Халк», общества) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Тольятти (далее – администрация) о признании незаконным отказа администрации от заключения договора размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446, площадью 285 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал № 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ «Волжские зори», выраженного в письме от 04.12.2017 № 1550/2.3 и обязании администрации в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем направления двух экземпляров подписанного проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества «Халк» возражал относительно доводов, приведенных администрацией в кассационной жалобе.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между мэрией городского округа Тольятти и обществом с ограниченной ответственностью «Логистика» 10.08.2015 был заключен договор аренды земельного участка № 3306, по условиям которого на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 28.04.2018 № 1411-п/1 последнему предоставлено во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:578, площадью 100 кв.м., предназначенный для оказания услуг розничной торговли.

Позднее, между обществом с ограниченной ответственностью «Логистика» и обществом «Халк» 25.11.2016 был заключен договор № 8 перенайма земельного участка, по условиям которого последнему передаются права и обязанности по договору аренды земельного участка от 10.08.2015№ 3306.

На основании постановления администрации от 22.03.2017 № 1013-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 06.04.2012г. № 1109-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти» земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:578 был исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1970 схемы).

Общество «Халк» 07.11.2017 обратилось в адрес администрации с письмом, в котором просило заключить с ним без проведения аукциона договор размещения нестационарного торгового объекта на другом земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал № 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ «Волжские зори», взамен исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578.

Администрация письмом от 04.12.2017 № 1550/2.3 отказала обществу в заключении договора без проведения аукциона на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446, при этом данное решение детально не мотивировала. Из текста письма следует, что ранее включенный в Схему нестационарный торговый объект имел характеристики (модульный павильон для оказания услуг розничной торговли, 100 кв.м.), а испрашивается разрешение на размещение нестационарного торгового объекта (несезонный, специализация универсальная, 285 кв.м.). Ссылок на конкретные нормы права, послужившие основанием для отказа, письмо не содержит.

Общество «Халк», полагая, что отказ администрации от заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона противоречит закону и нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, он имеет преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без участия в аукционе, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ, в свою очередь, должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Как следует из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381‑ФЗ).

В силу части 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается в целях необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарного торгового объекта разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Тольятти утверждена постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 06.04.2012 № 1109-п/1.

Порядок размещения нестационарного торгового объекта на территории Самарской области утвержденприказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 № 240 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области» (далее – Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области).

Пунктом 1.7. названного Порядка предусмотрено, что в случаях поступления информации о фактических изменениях, касающихся нестационарных торговых объектов, включенных в Схему, органами местного самоуправления вносятся в Схему соответствующие изменения. Внесение указанных изменений осуществляется не реже одного раза в три месяца.

Согласно части 12 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» в случае исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта, по отношению к которому действует договор на размещение нестационарного торгового объекта или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта, владелец соответствующего нестационарного торгового объекта имеет право заключения договора на размещение иного нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов того же муниципального образования, без проведения аукциона.

В соответствии с частью 12 статьи 2 Закона Самарской области от 11.04.2016 № 39-ГД «О внесении изменений в статью 2 Закона Самарской области «О земле» и закон Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области»» не допускается исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта до истечения срока действия договора на размещение такого нестационарного торгового объекта или срока действия договора аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта без создания условий для реализации владельцем такого объекта права, предусмотренного абзацем вторым настоящей части.

Постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 № 426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» утвержден Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута (далее – Порядок № 426).

Согласно подпункту 1 пункта 2.5. указанного Порядка уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня представления заявителем необходимых документов, подписывает и направляет соискателю два экземпляра подписанного проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Согласно пункту 2.1 Порядка договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона заключается в следующих случаях:

1) соискателем является арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 1 марта 2015 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, при условии, что размещение нестационарного торгового объекта планируется осуществлять в границах арендованного земельного участка и указанный нестационарный торговый объект предусмотрен Схемой соответствующего муниципального образования. В случае исключения соответствующего нестационарного торгового объекта из Схемы муниципального образования указанный в настоящем подпункте арендатор имеет право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта;

2) соискателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие земельный участок на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, при условии его обращения с заявлением по установленной форме в уполномоченный орган не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия указанного договора на размещение нестационарного торгового объекта, а также при условии, что место размещения соответствующего торгового объекта не исключено из Схемы соответствующего муниципального образования. В случае исключения соответствующего нестационарного торгового объекта из Схемы муниципального образования указанный в настоящем подпункте владелец несезонного нестационарного торгового объекта обладает правом заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта;

3) соискателем является владелец исключенного из Схемы нестационарного торгового объекта, по отношению к которому действует заключенный с таким владельцем договор на размещение нестационарного торгового объекта или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта, при условии, что иной нестационарный торговый объект, указанный в заявлении на размещение нестационарного торгового объекта, включен в Схему того же муниципального образования.

Таким образом, учитывая, что нормы, установленные положениями Порядка предполагают, что договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона может быть заключен с владельцем исключенного из Схемы объекта, по отношению к которому имеется действующий договор аренды земельного участка или договор на размещение нестационарного торгового объекта, исключенный из Схемы владелец имеет преимущественное право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2.1 указанного Порядка.

Общество «Халк» соответствует критериям, предусмотренным названным Порядком. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается Администрацией, что прямо следует из текста оспариваемого отказа - письма от 04.12.2017 № 1550/2.3.

Перечень исчерпывающих оснований для принятия решения об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта приведен в пункте 2.6. Порядка № 426. В заключении договора может быть отказано, в случаях:

1) в документах, представленных соискателем, содержится противоречивая информация;

2) при отсутствии в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, расположенного в указанном в заявлении соискателя месте размещения нестационарного торгового объекта и находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения нестационарного торгового объекта, за исключением случая реализации права арендатора соответствующего земельного участка на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка;

3) при наличии прав третьих лиц на земельный участок, расположенный в указанном в заявлении соискателя месте размещения нестационарного торгового объекта.

Иных оснований для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта названный Порядок не содержит.

При этом в действующем законодательстве не предусмотрены какие-либо ограничения и требования к торговому объекту, размещаемому взамен исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов (площадь, тип объекта, назначение, местоположение и т.п.)

Следовательно, приведенное в оспариваемом отказе основание, свидетельствующее о том, что ранее включенный в Схему нестационарный торговый объект имел иные характеристики (модульный павильон, 100 кв.м.), чем тот, на который испрашивается разрешение на размещение (несезонный, специализация универсальная, 285 кв.м.) не может служить основанием для отказа.

Кроме этого, как обоснованно указано судами, в оспариваемом отказе также не приведены конкретные нормы права, на которых основан названный отказ.

При таких обстоятельствах, разрешая спор, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что заинтересованное лицо исключило из схемы размещения нестационарных торговых объектов земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:578 в период действия договора аренды данного земельного участка, испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 не используется, в связи с чем общество имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на другом земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал № 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ «Волжские зори», включенного в Схему за № 2190 Постановлением от 19.06.2017 № 2050-п/1 без проведения аукциона взамен земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578, исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов, а оспариваемый отказ в заключении договора без проведения аукциона на размещение нестационарного торгового объекта противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования общества.

Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения и постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу № А55-1968/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                                В.А. Петрушкин

                                                                                          А.Ф. Фатхутдинова